Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, курсовая работа
В двадцатом веке произошло несколько событий, оказавших наибольшее влияние на развитие межгосударственной системы и международное право. Среди них Г.И.Тункин особо выделил «Великую Октябрьскую социалистическую революцию [и как следствие этого образование Советского Союза - прим. автора, К.П.] ...и распад СССР»1.
Введение 3
Глава 1. Причины и предпосылки образования СССР 7
1.1. Характерные причины образования СССР 7
1.2. Особенности и предпосылки образования СССР
Глава 2. Этапы образования СССР 9
2.1.Первый этап 9
2.2.Второй этап 10
2.3.Третий этап 10
Глава 3. Проекты объединения советских республик 12
Глава 4. Правовая основа образования СССР 16
Договор об образовании СССР 16
4.2. Декларация об образовании СССР 19
Заключение 27
Список использованной литературы
Некоторые
проблемы государственного
суверенитета и вопрос
о международной
правосубъектности
советских союзных
республик.
В исследовании в сжатой форме рассматривается
эволюция взглядов отечественных правоведов
на проблему суверенитета союзных республик
в составе СССР: частично ограниченный
(некоторые юристы-международники), теоретическая
аргументация неограниченного суверенитета
республик (несмотря на его ограничение
союзной конституцией), фактическое его
отсутствие (по утверждениям многих известных
правоведов уже в начале 1990-х годов). С
учетом последнего утверждения и на основе
понятия государственного суверенитета
как юридической категории автором делается
вывод о том, что в федеративном государстве
одновременное существование полноценного
суверенитета членов федерации и самой
федерации невозможно, т.е. теоретическая
конструкция «суверенитет в суверенитете»
искусственна. На основании изложенного
выше содержания следует вывод о том, что
качествами субъектов международного
права союзные республики не обладали,
существовавшая в советской юридической
науке теория об их международно-правовом
статусе является спорной и опровержимой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большевики рассматривали федерацию как форму решения национального вопроса, хотя до февраля 1917 г. были решительными противниками федерализации. При этом делалась ставка на всемирную революцию, в результате которой будет повсеместна уничтожено буржуазное государство. В свободном от эксплуататоров обществе рабочих и крестьян должно было восторжествовать равенство всех народов. Этим планам не суждено было сбыться. Разделяя страну по национально-территориальному принципу, в первые годы правления большевики стремились также заручиться поддержкой национальных элит и таким путем укрепить свое влияние. После того как это было достигнуто, стало очевидно, что новая власть не только не может, но и не хочет искать пути разумного реформирования сложившейся и не всегда эффективной централизованной системы управления, отказаться от устаревших форм и способов взаимоотношения с регионами, а, наоборот, еще более укрепляет ее.
Но не стоит забывать о выдающейся роли В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.
Образование СССР по национально-территориальному принципу послужило хорошим примером для нашей и для других стран в целом. Благодаря этому сегодня мы можем учиться на своих ошибках, поскольку Россия и сейчас строиться по национально-территориальному принципу.
Сейчас для нашей страны целесообразно выработать четкую и последовательную политику трансформации округов в субъекты федерации. Она должна проводиться постепенно с обязательным учетом исторических, культурных, национальных, социально-экономических особенностей каждого региона.
Мы считаем, что национальный вопрос для
многих народов есть вопрос об их существовании.
В России такого вопроса быть не может.
Тысячелетней исторической работой создалась
Россия как единая независимая и великая
держава. Величие в данном случае есть
возможность, талант направить развитие
разных народов, проживающих в России
и соединенных общей судьбой, на благо
общего Отечества, при этом обеспечить
достойную жизнь каждому человеку, независимо
от его национальной принадлежности.
Федерализм власти и власть федерализма. М., 1999. с.55
2000. 14 октября
1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990.
руководства культурным строительством в РСФСР в 1917-1925 гг. М., 1990. 285 с.
Конституционное законодательство России. М., 2000. с. 91-92
1998. 145 с.
1917-1970 гг., М., 1977. 508 с.
государственный нигилизм // Государство и право. 1996. №10. с.6
2003. с.96-97
Федерализм. 2000.№4
России. СПб., 1999. 312 с.