Образ Данаи в творчестве Тициана и Рембранта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.1

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Образ Данаи в западно – европейской живописи XVI-XIIвв

1.1 Сюжет Данаи в эпоху итальянского Возрождения………………….5

1.2 Образ Данаи в эпоху голландской живописи…..…………………...9

Глава 2. Сравнительный анализ живописных полотен Тициана и Рембрандта……………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………….25

Список иллюстраций……..……………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     В России «Даная» Рембрандта появилась  благодаря императрице Екатерине-II. Пережив историю о недавно затонувшем корабле с предметами искусства, она вновь купила в Европе самую знаменитую коллекцию Кроуза, где уже было несколько работ Рембрандта.

     Судьба  картины была горька.

     В 1985 году на экспозиции в зале Рембрандта мужчина из Литвы облил полотно  серной кислотой из литровой банки и дважды пырнул его ножом - несравненная женщина Рембрандта была обезображена. Почти сорок процентов полотна превратились в бурую массу. Сверх ценная часть - женская фигура - приняла на себя главный выплеск агрессии. ...«Увидев ее впервые в процессе реставрации, я не мог сдержать слез, - признается директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Во многом потому, что это была другая «Даная». Но чем дольше наблюдал за ее возвращением к жизни, тем тверже убеждался: все равно это потрясающая картина, все равно гениальный Рембрандт в ней виден. Вообще картинам свойственно стареть. «Даная» изменилась резче прочих. Но для наших потомков именно эта, спасенная «Даная» будет настоящей, а эпопею спасения они спокойно воспримут, как часть ее биографии. Но, к сожалению, картина далека от прежней. Исчезло золотое свечение, ведь художник добавлял в краску толченый янтарь в только ему известной пропорции.33(ил.7)

 

      Глава 2. Сравнительный анализ живописных полотен Тициана и Рембрандта. 

Концептуальные  особенности. Тема и идея 

     Для Тициана как  художника Ренессанса среда есть то, что как бы обрамляет, оттеняет безусловное главенство великолепного  образа Данаи. Среда по отношению  к самой Данае есть нечто вспомогательное, второстепенное, служащее чем-то вроде фона, оправы для прекрасного драгоценного камня.

     У Рембрандта среда есть носитель особой эмоциональной атмосферы, необычайно активная по степени воздействия  и играющая, скорее всего, первые роли в замысле полотна. Среду невозможно исключить, «вырезав» центральный образ, так как у Рембрандта она сплавлена с Данаей, Даная и окружение находятся в теснейшем взаимодействии. Даная, луч, окружение – все находится в едином эмоциональном поле, где ощутимы силы притяжения и отталкивания.34

     У Тициана же каждый предмет на картине  как бы наделен своей самоценной значимостью отдельной величины (и это принцип, который в определенной степени характеризует подход ренессансных художников). 35

     Принцип же Рембрандта можно было бы назвать принципом взаимной производности этих величин. Обрисовка Данаи как личности, как характера, как типа невозможна без определения ее места в этом пространстве, в этом мире, невозможна, если не определять ее взаимоотношения со средой. Основная тема Рембрандта, присущая многим его полотнам, проявляется и в «Данае» – человеческая жизнь в ее решающих моментах. Что было до и что будет после явления Юпитера Данае – от нас скрыто, однако то, что происходит с ней в момент, запечатленный художником, – глубоко волнует именно потому, что это событие, возможно, самое главное в жизни молодой девушки. Именно важные, судьбоносные события, свидетелями которых мы оказываемся время от времени, вызывают в нас соучастие и иногда даже сострадание. Человеческая жизнь облекается здесь в мифологический сюжетный круг, но это способствует возведению изображаемой Рембрандтом ситуации на уровень собирательного образа, широкого охвата, широкого обобщения.

     Данае, как и многим героям Рембрандта, присуща огромная духовная сила, которая в единстве с окружающей ее ритмичной, насыщенной эмоциональной средой, воздействует на зрителя совершенно особым образом, и очень сильно. В смысле психологической многоплановости образов и способности уловить тончайшие оттенки мысли и чувства Рембрандт остается недосягаемой вершиной в масштабе всей мировой истории искусств.

     Особенность рембрандтовской концепции составляет единство обобщающих факторов с использованием всего богатства аналитических  возможностей живописи. Это образное единство достигается Рембрандтом в сфере человеческого чувства и связано с интенсивно выраженным субъективным началом. Поэтому на созданиях художника – яркий отпечаток его личного творческого восприятия, его собственной этической оценки, его психологического состояния, движений его души. Конечно, это в полной мере читается в «Данае», которую он создавал влюбленным. 

 

Композиционное  решение 

     Художественная практика периода Высокого Возрождения, к  которому принадлежал Тициан, добилась больших успехов в композиции, так как развивалась в тесной взаимосвязи с теорией.36

       Теория зрительной пирамиды, связанная с действием линии горизонта, сделала и его картины многоплановыми, глубоко пространственными. Сейчас владение законами перспективы никого не удивишь, но тогда это было открытием: перспективное построение картины определяло и характер ее восприятия зрителем с одной, фиксированной точки зрения.

     Благодаря перспективе, Тициан добился иллюзии пространства на плоскости своего полотна. Его полотно простроено по принципу театральной сцены с ее кулисами и пространственными планами. Решая задачу передачи разных планов на плоскости, Тициан одновременно решает и задачу передачи жизненности через показ движения и времени.

     Иллюзорно-пространственное построение картины Тициана предопределяет многоплановое размещение фигур  и предметов самых разных положениях (их ракурсы довольно сложны). Видно, что Тициан придает большое значение показу движения жизни, и также «изобретению» композиции (я имею в виду оригинальное решение сюжета). Ритм и ритмическое расчленение тоже является одной из главных задач Тициана при создании полотна.

       Подход к композиции «Данаи»  характеризует Тициана именно  как художника Возрождения, когда  главными тремя задачами композиции  стали перспектива (трехмерное  пространство), ритмическое расчленение  плоскости и точка зрения –  это то, что было осознано еще художниками раннего Возрождения и активно разрабатывалось художниками Высокого Возрождения. 37

     Что же касается «Данаи» Рембрандта, нельзя не обратить внимание, что он свободнее  оперирует перспективой: в композицию введены высокие и низкие точки зрения. Ракурсы в картине трудны и замысловаты, но Рембрандту удалось добиться их правдоподобного изображения. Характер ритма тоже значительно сложнее.

     И самое главное – ритм на полотне  Рембрандта значительно динамичнее, чем на полотне Тициана. Стоит еще обратить внимание на то, что в композиции Рембрандта эффект света и тени значительно увеличивает и роль ритма.

     Ритм  Рембрандта включается в эмоциональное  воздействие полотна. Именно из-за него зрителю открывается новое видение  известных предметов и явлений, тайна золотого луча на его полотне благодаря ритму предстает именно тайной, а не просто потоком солнечного света, на который смотрит девушка. 38

     Усиление  внимания к светотени и цветовому  звучанию композиции позволяет Рембрандту объединить линии, цвет, тон в одно единое целое, которое гармонично и практически нерасчленимо, и в этом гармоническом целом ритм выполняет свою эстетическую задачу. 39

     За  счет более динамичного и напряженного ритма Даная Рембрандта ощущается  более живой, то ли движущейся, то ли способной на движение, а Даная Тициана более статична за счет более вязкого ритма. 

 

 Техника 

     Знаменитая золотистая гамма старой венецианской школы  в первую очередь присуща Тициану  и опять же в первую очередь  является во всем своем великолепии в его второй «Данае» (1554). Здесь широко используется загадочный тициановский тон, понимаемый здесь не только как качество цвета, но как общий светотеневой и цветовой строй «Данаи».

     Использование Тицианом насыщенного и глубокого  цвета подчеркивается вибрирующим светом, заставляющим сиять красочные оттенки пространства этого полотна. 40

     Картина создана в период тщательного  изучения переходов тонов (рыжего в  рыжий, серого в серый, красного в  красный), подкрепленного желанием приобрести то, чего ему недостает: гибкости в переходах и нюансах родственных друг другу тонов, необходимой для того, чтобы овладеть всею гаммой оттенков одного и того же цвета, бесконечно слабеющего в переходах с одного предмета на другой.41

       Вторая картина «Даная» от  первой отличается тем, что в последней Тициан использует совершенно новую живописную технику – технику, которой Тициан будет пользоваться до самой смерти. И в этом смысле вторая картина намного значительнее первой, ибо олицетворяет собой взлет в творческом пути мастера. 42

     И в нашем сравнении изображения  одного и того же мифологического  сюжета Тицианом и Рембрандтом стоит  сосредоточиться именно на втором варианте «Данаи» Тициана.

     Что же особенного в этой новой тициановской технике? Густая красочная магма  из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом образует поверхность картины, создавая эффект освещения, исходящего изнутри.

     Тициан  покрывал свои холсты красочной массой, словно служившей основанием для  того, что он хотел в дальнейшем выразить. Это были энергично сделанные подмалевки, нанесенные ударами густо насыщенной кисти чистым красным тоном, призванным наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он придавал рельефность освещенным частям. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостоив даже взглядом. Когда он брал их снова в работу, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки.

     Чтобы дать возможность высохнуть картине, он быстро переходил к следующей, производя над ней аналогичную операцию. Выбрав надлежащий момент, он покрывал затем этот костяк, представлявший своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живой плотью, доводя ее посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ей, казалось, недоставало только дыхания.

     Последние мазки он наносил легкими ударами  пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда он тем же пальцем наносил темный штрих  в какой-нибудь угол, чтобы усилить  это место, иногда мазок красного, подобный капле крови, чтобы оживить поверхность холста. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры».

     Таким образом, Тициан в период создания своей  второй «Данаи» пришел к разделению рисунка и пластики при изображении  фигур. Точность в передачи деталей и локальность цвета, характерные для произведений Тициана, теперь сменились живописью, сотворенной только красками, нанесенными широкими мазками, которые он в завершение смешивал, растирая их пальцами, точно так, как делает скульптор, когда лепит из глины. 43

     Обратимся теперь к Рембрандту.

     Глядя на рембрандтовскую «Данаю» мы погружаемся  в световоздушную среду, как бы обволакивакивающую Данаю и другие материальные тела.

       Рембрандтовское полотно создает  ощущение мелко и напряженно  вибрирующей воздушной среды. Живописным воплощением этой среды служит, конечно, именно эта знаменитая тонкая рембрандтовская светотень. 44

     Очень важно бывает увидеть, куда направляет Рембрандт луч света, где находится  источник, ибо это приводит к пониманию  или ощущению сути картины. В портрете «Титуса с книгой» Рембрандт озаряет лицо мальчику светом, отраженным от страниц книги. И это лицо наполнено внутренним светом мысли и радости от чтения. А когда он захотел показать внутреннее прозрение старого отца и духовную блуждания впотьмах его сына, он направил луч света прямо на сократовский лоб и лицо старика, а голову юноши погрузил в тень. А «Даная» – вся с головы до ног купается в этом свете. И это помогает передать ее состояние – трепет, волнение, удивление, а с другой стороны – словно бы ждала, движение и к лучу, и от него одновременно – словом, все, что можно назвать движениями женской души при встрече с любовью. Из оптического фактора эта световоздушная среда превращается в фактор образно-эмоциональный.45 

Информация о работе Образ Данаи в творчестве Тициана и Рембранта