Mузыка “врабатывания”

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.
С учетом поставленной цели, а так же в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:
• раскрыть сущность базовых понятий: "деятельность", "учебная деятельность", "активизация";
• дать характеристику видов деятельности младших школьников на уроках физкультуры;
• проанализировать научную литературу по данной теме;
• рассмотреть оптимизацию деятельности учащихся в различных частях урока под влиянием музыкального сопровождения.

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.1 Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности", "учебная деятельность"
1.2 Специфика деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры
1.4 Отбор музыкальных произведений
1.5 Повышение результативности вводной части урока
1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)
1.7 Оптимизация заключительной части урока
1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство образования Ставропольского края.docx

— 55.15 Кб (Скачать)

В программу  успокаивающей музыки включаются нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы  нежной, оптимистической окраски. Изредка  их полезно сочетать с мелодиями  задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту  эмоционального фона рефлекторно углубляет  состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от трех до пяти минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей  музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии типа медленного вальса. Это  связано с тем, что обыкновенно  выполняемые в заключительной части  урока неторопливые, свободные, закругленные движения очень успешно управляются  плавной, спокойной музыкой с  тактовым размером 3/4. Например, при  традиционно применяемых в это  время различных модификациях неспешной  ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры  напевная, лирическая музыка вальсообразных мелодий подсознательно вызывает спокойные, замедленные движения рук и туловища, плавный без излишней резкости толчков или задержек шаг [27, 321].

Выполняемые под  такую музыку шаги заметно смягчаются без обычных прилагаемых к  этому волевых усилий, возбужденные и энергичные движения рук сменяются  непроизвольным, успокоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно снижается  излишнее напряжение опорно-двигательного  аппарата. Характерные для музыкальных произведений этого жанра лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность непроизвольно формируют внешнюю красоту, изящную непринужденность и раскованность выполняемых учащимися мышечных движений.

Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части оказывается также периодическое  использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке успокаивающих  звуков природы: ласкового шума зеленых  дубрав, нежного пения птиц, ленивого журчания ручья, неспешного звона весенней капели и т. д. Обычно учащимся это  очень нравится. Правда, во избежание  привыкания подобные звукозаписи целесообразно  применять не регулярно, а периодически, не чаще одного- двух раз в месяц после запланированного в заключительной части выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление. Слушать умиротворяющие голоса природы выгоднее всего в состоянии комфортабельного мышечного покоя, при волевой заторможенности остальных чувств.

Для этого следует  предложить занимающимся удобно сесть  или даже лечь в подходящем месте  на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от учебных или других посторонних мыслей, утруждающих  сознание. Далее беспрепятственно отдаться наслаждению звуковой гармонией  и порождаемым ею сладостным ощущением, мысленно представив себя безмятежно отдыхающим в желаемом уголке мироздания на лоне прекрасной природы [9, 120].

Кратковременное восприятие этих и других произведений успокаивающей музыки в описанных  условиях пассивного бодрствования  создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях  центральной нервной системы. Это  по законам физиологии способствует значительно более полному отвлечению, расслаблению и отдыху всего организма  учащихся, а, следовательно, и более  быстрому восстановлению затраченных  ими сил.

Таким образом, помогая и облегчая педагогу решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проводимого урока физической культуры, но и последующих за ним уроков по другим предметам. Им эстафетой передается уже не заряд взвинченного, трудноуправляемого психофизического возбуждения, как это зачастую случается в обычных условиях, а состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности [9, 125].

1.8 Формы урока и  методические особенности  использования музыки  на уроках

По теории физического  воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым  материалом, в) уроки совершенствования  пройденного материала, г) смешанные  уроки, д) учетные уроки.

Рассмотрим целесообразность использования музыки на уроках каждого  из этих типов.

Вводные уроки - проводятся в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов учебной программы, например лыжной подготовки. Уроки этого типа обычно насыщены установочными беседами и пространными устными объяснениями, требующими к себе большой концентрации внимания учащихся при малой двигательной активности, в связи с чем такие уроки становятся малоудобными для музыкальной стимуляции выполняемой деятельности.

Уроки ознакомления с новым  материалом - их немного, только по одному после каждого вводного урока, так как на всех последующих уроках неизменно будет встречаться материал, уже знакомый по предыдущим урокам. Новое здесь может даваться в любой части урока. И во время преподнесения этого нового музыку лучше не применять.

На  уроках совершенствования  пройденного материала - основной задачей является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся и музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой для дела использовать в максимально допускаемых объемах.

Смешанные уроки в педагогической практике применяются чаще всего - в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируются время ее использование на таких уроках.

Учетные уроки - в них подводятся итоги проведенной работы, проверяются и оцениваются знания, умения навыки учащихся, приобретенные за учитываемый период. Как правило, учетные уроки проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости их лучше проводить в обычных условиях без каких бы то ни было побочных стимуляторов.

Таким образом, к различным формам урока существуют определенные методические особенности  использования музыки. На одних уроках музыка нежелательна, а на других особенно эффективна [28, 150].

Библиография

Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе. - М.: "Физкультура  и спорт", 1978 - 200 с. ил.

Видякин, М.В. Начинающему учителю физкультуры Волгоград.: "Учитель", 2004-153 с.

Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, - Второе издание, стереотип - М.: Изд. центр "Академия", 1998-240с.

Дубровин, И.В. и  др. Психология: Учеб. для студентов средних педагогических учебных заведений (И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.И. Пригожий.) - М: Изд. центр "Академия", 1999-464с.

Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация - М.: Изд. Центр "Академия", 2001 - 192 с.

Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник  для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000-304с, ноты.

Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ - Пятое изд., дополнительное. М.:Просвещение, 1980. - 304 с., ил.

Коджаспирова, Г.А., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, М.: Асадегша, 2000,-с 45

Коджаспиров, Ю.Г. Физкультура! Ура! Ура! - М.: Просвещение, 1999-238с Ю.Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ - М.: Просвещение, 1980 - 352с, ил.

11 .Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы - М.: "Физкультура и спорт"- 1994 -194с.

12. Лисицкая, Т.С. Ритм, пластика - М.: "Физкультура и спорт", 1987 - 160с, ил.

13. И.Лифиц, И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений - М.: издательский центр "Академия", 1999 - 224с. 14. Музыкально-энциклопедический словарь (Главный редактор Г.В. Келдыш) - М.: Советская энциклопедия, 1990 - 672с, ил.

15. Мухин, В.С.  Возрастная психология: Феноменология  развития, детство, отрочество: Учеб. для студентов ВУЗов 6-е издание, стереотип М.: Издательский центр "Академия", 2000.

16. Никитин, Н.Н., Петухов, М.А., Желуякова, О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности - М.: "Академия", 2000.

17. Общая психология /под ред. Петровского А.В. - М.: "Просвещение", 1977. 18. Ожегов, С.П., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь  русского языка: 80 т. слов и  фразеологических выражений. Русская  академия наук, институт русского  языка им. В.В. Виноградова 4-е  издание, допол. - М.: Азбуковник, 1999-944с.

19. Петровский  А.В. Краткий психологический  словарь - М.: Политиздат, 1985 -431с.

20. Петровский, В.А.  Личность в психологии: парадигма  субъективности г. Ростов - на - Дону, изд. "Феникс", 1996 -512с.

21. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ - М.: Просвещение; 1989-175с, кл.

22. Смирнов, С.А.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов ВУЗов и средних учебных заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов - 3-е издание, испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 1999-512с.

23. Смоленский, В.М., Ивялев, Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики - М.Просвещение, 1992-80с, кл.

24. Столяренко, Л.Д.  Педагогика. Серия "Учебники, учебные  пособия". Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2000-448с.

25. Физическая  культура: Сценарии праздников и  игровых занятий: 1-6 кл., книга для учителя - М.: Изд. "Первое сентября", 2003-224с, кл.

26. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. "СА-ФИ-ДАНСЕ". Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: "Детство-пресс", 2001. 350 с., ил.

27. Холодов, Ж.К.  Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов - М.: Изд. центр "Академия", 2000-480с.

28. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2003-256с, ил.

Информация о работе Mузыка “врабатывания”