Mузыка “врабатывания”

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.
С учетом поставленной цели, а так же в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:
• раскрыть сущность базовых понятий: "деятельность", "учебная деятельность", "активизация";
• дать характеристику видов деятельности младших школьников на уроках физкультуры;
• проанализировать научную литературу по данной теме;
• рассмотреть оптимизацию деятельности учащихся в различных частях урока под влиянием музыкального сопровождения.

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.1 Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности", "учебная деятельность"
1.2 Специфика деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры
1.4 Отбор музыкальных произведений
1.5 Повышение результативности вводной части урока
1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)
1.7 Оптимизация заключительной части урока
1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство образования Ставропольского края.docx

— 55.15 Кб (Скачать)

Ставить человека в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами  деятельности, которые дают возможность  активного приложения сил, изучать  его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции воспитания разумно  направляющего процесс развития личности [24,20].

Повышение активности детей в процессе учебной деятельности называется в психолого-педагогическоё теории активизацией деятельности [8, 6]. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность основа учебного процесса. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению. Развитие деятельности в педагогическом процессе знаменует собой и поступательное развитие личности, так как меняется характер деятельности: вначале - исполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная, затем творчески самостоятельная, изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции ученика: от исполнительской - к активной - к позиции субъекта [5,9].

Совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую  и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса в педагогике называется активизацией процесса обучения [8, 11].

Таким образом, под деятельностью мы понимаем такую  активность субъекта по преобразованию или познанию объекта, которая предполагает достижение сознательно поставленной цели. Структура деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности.

Важна не столько  деятельность сама по себе, сколько  активность человека в этой деятельности. Для каждого возраста характерна определяющая ведущая деятельность, которая создаёт условия для  развития личности.

В младшем школьном возрасте именно в деятельности реализуются  отношения ребёнка с социальной средой, его общение с окружающими, проявляются особенности "социальной ситуации развития". Физическое совершенство задаётся теми видами спортивно-оздоровительной деятельности, в которые ребёнок включён.

1.2 Специфика деятельности младшего школьника на уроке физической культуры

С приходом ребёнка  в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребёнок  остаётся ещё в детстве. Основными

видами деятельности остаются игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности ещё предстоит  развиваться [5,321].

Развитие ребёнка  идёт сразу и в нескольких направлениях. И развитию каждого из них в  большей степени способствует свой "ведущий тип деятельности". Чем больше направлений развития ребёнка, чем больше реализуемых  им типов деятельности, тем более  расширяются связи детей с  миром. Это означает, разнообразия деятельности чаще перекрещиваются между собой, а, следовательно, активнее идёт их взаимодействие и сильнее оказывается их взаимовлияние  друг на друга [27, 56].

Действия, реализующие  одну его деятельность, одно направление  развития, объективно оказываются реализующими и какое-то его другое направление. При этом идёт развитие не просто изолированных  друг от друга типов деятельностей, а происходит интеграция этих деятельностей  в некую индивидуальную для каждого  человека систему взаимосвязанных  деятельностей и развития всей системы  в целом.

На каждом этапе  развития ребёнка формируется динамическая система деятельностей. [22,432]

Младший школьник на уроке физической культуры приобретает  новые знания и умения. Уроки физической культуры в школьный период жизни  человека заключаются в создании фундамента для всестороннего физического  развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к  возникновению объективных предпосылок  для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного  возраста без активных физкультурных  занятий практически недостижимо. В младшем школьном возрасте можно  эффективно повысить физические способности  и функциональные возможности. Этот период является сенситивным по отношению  ко всем физическим качествам человека.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным  для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет  в дальнейшем значительно быстрее  приспосабливаться выполнять освоенные  движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Среди основных видов двигательной деятельности младших  школьников на уроке физической культуры можно выделить следующие:

  • Ходьба на лыжах, являющаяся очень эффективным прикладным, развивающим, оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все группы мышц и системы организма.
  • Гимнастика, обеспечивающая общую физическую подготовку, формирующая у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.
  • Лёгкая атлетика, в которую входят самые распространённые и жизненно важные упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки и т. д. [27, 60].

Можно выделить ещё один вид двигательной деятельности это игра. Младшие школьники только что вышли из периода, когда сюжетно-ролевая  игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость  и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Непосредственность младших школьников и быстрота реакции  наиболее ярко проявляются именно в  игровых ситуациях. Благодаря высокой  восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников, их легко вовлечь  в любую деятельность, а в игровую особенно. Все эти игры обеспечивают ребёнку позицию творца. Они, как и ролевые игры, переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, что обеспечивает качество обучения и воспитания.

В реализации потребностей и побуждений подростков, связанных  с особенностями возраста, находят  свое место и игры спортивные, интеллектуальные, подвижные, сюжетно- ролевые.

Деятельность  младших школьников на уроках физической культуры зависит от места занятий, так как занятия проходят не только в спортивном зале, проводятся в  бассейне и парках, на спортивных площадках, на стадионах и на пересеченной местности; проводятся в различных погодных условиях; с использованием специальной  одежды и обуви, специального инвентаря  и оборудования.

На уроках физической культуры учащиеся включаются в систему  взаимосвязанных между собой  типов двигательной деятельности: ходьба на лыжах, гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры. Возрастные особенности  младших школьников наиболее ярко проявляются  в игровой деятельности. Именно игровая  ситуация обеспечивает ребятам позицию  творца. Именно игровая деятельность переводит ребенка из позиции  объекта воспитания и обучения в  позицию субъекта деятельности, что  обеспечивает качество обучения и воспитания.

Психофизиологические  особенности младших школьников и специфика организации уроков физической культуры требует от педагога умений активизировать деятельность младших  школьников на уроке. Одним из направлений  активизации двигательных действий является использование музыки на уроках физической культуры [27, 70].

1.3 Методические основы  музыкальной стимуляции  уроков физкультуры

В последние  годы учителя и преподаватели  физической культуры все чаще и настойчивее  говорят о целесообразности использования  на уроках музыки. В небольших пробных  опытах энтузиасты музыки с определенным успехом применяли ее и на занятиях по тем видам спорта, которые в  обыденном сознании с музыкой  пока не связаны, - это легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды борьбы, бокс и некоторые  другие.

Однако из-за почти полного отсутствия учебно-методической литературы на эту тему практики затрудняются с поисками ответов на основополагающие вопросы: какую именно музыку, в каких физических упражнениях, как, где и когда целесообразно использовать на уроках? Поэтому это эффективное средство повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры в наших учебных заведениях используется пока явно недостаточно и без должного результата.

Прикладное применение музыки полезно и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке  работе. В одни виды работ музыкальное  сопровождение органически вписывается, существенно повышает их эффективность, помогает учащимся более успешно  и с эмоциональным подъемом выполнять  предлагаемые учителем задания, в другие - наоборот, не вписывается, неоправданно отвлекает на себя внимание учащихся и мешает выполнению работы [9, 17].

Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не постоянно (так она быстро надоедает  и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся  выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих  от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

Лучше всего  этим требованиям отвечают учебные  задания, выполняемые учащимися  во время разминки в вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. В них, по физиологическому закону доминанты, отвлечение свободного от работы внимания на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и облегчает ее, делает более полным сопутствующее расслабление мышц, не принимающих участия в реализуемом двигательном акте.

А вот те виды урочной деятельности, которые требуют  от занимающихся особенно внимательного  слежения за рабочей информацией  от внешней или внутренней среды, лучше осуществлять в обычных  условиях, без побочных раздражителей. Сюда относится специфическая деятельность учащихся во время начального построения к занятию, рапорта, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной информации, а также время изучения и закрепления нового материала, различных игр и соревнований. Здесь музыка, неоправданно отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия ими необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременные отвлечение внимания на побочный раздражитель грозит ошибкой, проигрышем или травмой[27, 44].

1.4 Отбор музыкальных  произведений

Отбор музыкальных  произведений - важнейшее и обязательное условие полезного применения музыки - заключается в том, чтобы подбираемые  преподавателем произведения нравились  занимающимся. Чем больше используемая на уроке физкультуры музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется  ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в  целом. И наоборот, не нравящаяся занимающимся музыка вызывает у них отрицательные  эмоции, дополнительное утомление, снижение активности и ухудшение рабочих  показателей [4, 38].

Учет этих особенностей требует от организаторов музыки соответствующих знаний и своевременного обеспечения необходимых упреждающих  мер.

Текущий учет музыкальных  запросов потребителей музыки проводится повседневно в форме свободного заполнения желающими учениками  специальных, классных или групповых, командных журналов, педагогических наблюдений, общих и индивидуальных бесед на эту тему.

Поэтапный учет лучше проводить один раз в  полугодие или, по крайней мере, в  год путем тотального анкетного  опроса занимающихся по наиболее интересующим преподавателя вопросам. Используемая для этой цели анкета должна быть немногословной, но ясной и понятной респондентам. Для облегчения заполнения анкеты и экономии расходуемого на это времени к приемлемому большинству предлагаемых вопросов следует привести возможные варианты альтернативных ответов, чтобы опрашиваемому оставалось только подчеркнуть свое личное мнение [9, 45].

Большое практическое значение имеет правильный, логический обоснованный подбор музыкальных сюжетов, с установкой на опосредованное облегчение решения воспитательных задач урока. Например, учитель, помня о необходимости  воспитывать у своих учеников такие личностные качества, как смелость, настойчивость, умение преодолевать трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели, периодически использует на занятиях преднамеренно затрудненные или усложненные упражнения. Эти  упражнения требуют проявления таких  качеств: отважные прыжки вниз с относительно высоких подвесных площадок, бесстрашное  удерживание равновесия в ходьбе по узкой, значительно приподнятой  опоре, смелый, захватывающий дух  спуск с крутой горки на лыжах, преодоление различных усложненных препятствий и преград и т. д.

Информация о работе Mузыка “врабатывания”