Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:10, реферат
Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.
С учетом поставленной цели, а так же в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:
• раскрыть сущность базовых понятий: "деятельность", "учебная деятельность", "активизация";
• дать характеристику видов деятельности младших школьников на уроках физкультуры;
• проанализировать научную литературу по данной теме;
• рассмотреть оптимизацию деятельности учащихся в различных частях урока под влиянием музыкального сопровождения.
Введение
1. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.1 Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности", "учебная деятельность"
1.2 Специфика деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры
1.4 Отбор музыкальных произведений
1.5 Повышение результативности вводной части урока
1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)
1.7 Оптимизация заключительной части урока
1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
Библиография
Министерство
образования Ставропольского
ГОУ ВПО
Ставропольский государственный педагогический
институт
Факультет искусств
Кафедра
хореографии
Mузыка “врабатывания”
Реферат
студентки 4 курса группы И4Х
отделения хореографии
Галеевой
Дарьи
Ставрополь 2011
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические
основы использования музыки
для активизации учебной
1.1 Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности", "учебная деятельность"
1.2 Специфика
деятельности младших
1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры
1.4 Отбор музыкальных произведений
1.5 Повышение
результативности вводной
1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)
1.7 Оптимизация заключительной части урока
1.8 Формы урока
и методические особенности
Библиография
Введение
Целью физического
воспитания является оптимизация физического
развития человека, всестороннего
Успешность достижения данной цели находится в большой зависимости от характера деятельности учителя на уроках физической культуры. В общеобразовательной школе ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам. Овладение знанием и развитие происходят только в собственной активной деятельности, в целеустремленных усилиях по получению запланированного результата [5,43] .
Только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которую человек вкладывает душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность, приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, которая в этой деятельности проявляется [24, 12].
В этой связи
перед учителем физической культуры
встаёт задача максимальной активизации
деятельности учащихся на уроках. Ставить
подрастающего человека в позицию
активного деятеля, вооружить его
такими способами деятельности, которые
дают возможность активного
Средства активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физкультуры достаточно многообразны. В своей работе мы попытались доказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
В соответствии с объективными психофизиологическими закономерностями поведения человека, для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых учащимся на уроках физкультуры, необходимо прежде всего умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе.
А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями, которые способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению активности осуществляемой деятельностью.
В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями и минимизировать (ослабить, прервать) работу, связанную с отрицательными эмоциями.
Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной деятельностью
Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения.
Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки невольно начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
Мы придерживаемся мнения Коджаспирова Ю.Г. "Под влиянием музыки на уроках физической культуры учебная деятельность детей младшего школьного возраста активизируется" [9, 5].
Анализ научной литературы и педагогической реальности обуславливает выбор проблемы: является ли музыка средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.
Объект исследования - учебная деятельность детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры. Предмет исследования - музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.
Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.
С учетом поставленной
цели, а так же в соответствии
с проблемой и предметом
I. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
1.1 Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности", "учебная деятельность"
В широком смысле под деятельностью понимается многообразие занятий человека, всё то, что он делает.
В словаре русского языка С.И. Ожегова деятельность определяется как 1) занятие, труд (научный, педагогический); 2) работа каких-нибудь органов, а также сил природы [18,164].
С точки зрения философии, деятельность - специфически
человеческий способ отношения к миру "предметная деятельность" (К. Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным объектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности [22, 35].
В психологии под
деятельностью понимается специфически
человеческая регулируемая сознанием
как высшей инстанцией внутренняя и
внешняя активность, порождаемая
потребностью, направленная на познание,
творческое воспроизведение и
По мнению В.А. Петровского, деятельность объединение
различных видов активности человека в силу существенной общности их и природы [20,30].
Никитина Н.Н. рассматривает деятельность как специфически человеческую форму активности, направленной на преобразование человеком окружающего мира и самого себя.
В центре любой деятельности "субъект" - тот, кто совершает эту деятельность, "объект" - то, на что эта деятельность направлена.
"Продукт"трансформированный, изменённый объект
деятельности. [16,6]
С точки зрения И.В. Дубровина в деятельности раскрывается глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера, о человеке судят по его делам и поступкам. Деятельность направлена на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Сущность деятельности состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. [4,269]
Учёный рассматривал
и то, что человек в деятельности
выступает как личность, движимая
определёнными мотивами и преследующая
какие-то цели. В формировании отношений
человека к деятельности в развитии
его мотивационной сферы
Он выделяет ведущую деятельность, которая способствует развитию психики и личности ребёнка на данном возрастном этапе, учебная и игровая деятельность создаёт условия для развития способностей и личности ребёнка и обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых. [11,276]
В Педагогическом
словаре деятельность определяется
как форма психической
Таким образом, рассмотрев философскую, психологическую и педагогическую трактовки понятия "деятельность", мы можем выделить общее во всех определениях, а именно то, что деятельность основная форма проявления активности человека, его социального назначения.
Выделяются сущностные свойства общего феномена деятельности, присущие любому её виду: целеполагание, преобразующий характер, предметность, осознанный характер.
Человеческая деятельность всегда носит объективно-субъективный характер. Объективность её сущностных свойств в то же время выражают и её человеческие стороны: субъектом деятельности, осуществляющим и целеполагание, и преобразующее её начало, является именно человек.
Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая её своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активной деятельности осуществлять бесперспективно. [24,15]
Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:
"Скажите мне,
что и как делает ребёнок,
и я скажу вам, каким он
вырастет", "Ни один бездельник
ещё ничего не достиг", "Сколько
пота - столько успеха", "Творение
указывает на творца". Видна
прямая связь между
С точки зрения Л. Д. Столяренко, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются "сдерживающими" факторами способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формирование его отношения к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к действию запроектированного образа личности её нужно организовать и разумно направить.
Эффективность развития обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает свою душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность.
Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не только деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляемая. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник потребности [5, 23].
Развитие происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а, главным образом, тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к деятельности.
Активность не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её проявлениях.