Многообразие видов искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:11, реферат

Краткое описание

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Файлы: 1 файл

Виды и жанры искусства.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

Музыка

Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований — его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные  состояния и процессы (а также  волевые устремления). Их ведущее  место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой музыки, позволяющей  ей, с одной стороны, опираться  на многовековой опыт внешнего выявления  людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой — адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных  видов эмоций музыка воплощает главным  образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также  эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и  соответствующих процессов). Это  позволяет данному виду искусства  раскрывать не только психологические  состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

Стремясь  к более широкому охвату мира философских  и социальных идей, композиторы часто  выходят за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика.

Материальным  воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная  форма — та система музыкальных  звучаний, в которой реализуются  эмоции, мысли и образные представления  композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже  первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое  ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные ассоциации.

В каждом музыкальном  произведении из отдельных элементов  его формы в процессе их объединения  и соподчинения складывается общая  структура, состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных образов.

Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые  могут быть дифференцированы по различным  признакам. 1) По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте — серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте — сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами. Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная (без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее.

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных  или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.

В киноискусстве  синтезируются эстетические свойства литературы, театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь ему присущих, выразительных  средств, из которых главными являются фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж. Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при  съёмке оптики дают возможность представить  в кадре огромные пространства и  большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет  или отдельную деталь (крупный  план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт  непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет  путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание  произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой  остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих  лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих  лиц (а в мультипликации и внешнюю  характеристику персонажей); композитора  и др.

За время  развития киноискусства сформировались 4 основных его вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая  средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или  адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной  кинематографии доступны возможности  эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический  конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистических жанров литературы и  журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической  и объёмной мультипликации создаются  съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных  персонажей. Особое внимание она уделяет  созданию фильмов для детей. Научно-популярная кинематография знакомит зрителей с  жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и  мастеров искусств, наглядно демонстрирует  физико-химические и биологические  процессы. Для решения этих задач  она пользуется как чисто дидактическими, так и художественно-образными  средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению  или даже распаду. Новаторские устремления  деятелей кино обусловливают сочетание  в одном произведении черт, характерных  для прозы, драмы, лирики,лирических (структурных) особенностей той или иной модели.

Информация о работе Многообразие видов искусства