Многообразие видов искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:11, реферат

Краткое описание

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Файлы: 1 файл

Виды и жанры искусства.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

По характеру  веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности  различаются масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке —  сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись, изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Основное  выразительное средство живописи —  цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные  ассоциации усиливает эмоциональность  изображения, обусловливает широкие  изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует цельную  систему (колорит). Обычно применяется  тот или иной ряд взаимосвязанных  цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками  одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения  пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно  вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга  объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет  обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями  архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для  оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места  в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы  расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой — градостроительство.

Важнейшим средством практического решения  функцией, и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность  и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения  во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть  прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Качественные  изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную  архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Основные  средства создания художественного  образа в архитектуре — формирование пространства и архитектоника. При  создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации  сооружений) используются принципы симметрии  или асимметрии, нюансы или контрасты  при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения  и т.д. Особое значение в архитектуре  имеют соразмерность частей и  целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и  его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств  архитектуры входят также фактура  и цвет, разнообразие которых достигается  различными приёмами обработки поверхности  здания. Целостная художественно-выразительная  система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной  композицией.

Устойчивая  общность характерных особенностей художественной формы архитектуры  и её идейно-содержательной программы  образует её стиль. Важнейшие черты  стиля проявляются в системе  функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

Скульптура

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой. 

Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую  и т. н. скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются  в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или  природное окружение. Она носит  ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение  и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит  техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные  кольца и стеки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и  др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения  как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного  блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для обработки дерева — преимущественно  фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого  состояния в твёрдое (различные  металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Театр

Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства. Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его устремления.

Художественное  отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается  в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед  зрителем. Борьба характеров, раскрытие  общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует  эмоционально-духовного единения сцены  и зрителей, наличия общих интересов  между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

Основой театрального представления является драма. Литературное произведение театр переводит в  область сценического действия и  специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство, которым  вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам  драматического действия. В одних  случаях он превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную  ткань роли сложные конфликты  сознания и психологии героя. Речь на сцене может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как  разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление  героя, его "внутренний монолог" и  т. д.

Театр - искусство  коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся  под руководством режиссёра и  в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во времени (темп, ритм, нарастания и  спады эмоционального напряжения) и  в пространстве (разработка сценические  площадки, принцип её использования, мизансцены, декорации, движение и пр.).

Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого воплощена суть театра.: способность  захватывать зрителей художеств. зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром - постановщиком спектакля. Но и в системе строго организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником, способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии. Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К. С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности актёра.

Часто актёр  создаёт на сцене образ, несходный  с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

В музыкальном  театре действие воплощается средствами музыкальной драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти общие закономерности находят специфическое преломление соответственно природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте, представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического, оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки используются в жанре мьюзикла.

Информация о работе Многообразие видов искусства