Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:11, реферат
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.
Многообразие видов искусства
Искусство, 
одна из форм общественного сознания, 
составная часть духовной культуры 
человечества, специфический род 
практически-духовного освоения мира. 
В этом плане к искусству относят 
группу разновидностей человеческой деятельности 
- живопись, музыку, театр, художественную 
литературу (которую иногда выделяют 
особо - выражение "литература и искусство") 
и т. п., объединяемых потому, что 
они являются специфическими - художественно-образными 
формами воспроизведения 
Определение 
отличительных признаков 
Процесс исторического 
развития общественного разделения 
труда привёл к тому, что из первоначальной 
слитной, синкретической человеческой 
жизнедеятельности выделились и 
получили самостоятельное существование 
многообразные отрасли 
Вместе с 
тем искусство выступает 
Искусство 
как специфическое общественное 
явление представляет собой сложную 
систему качеств, структура которой 
характеризуется сопряжением 
Художественно-творческая 
деятельность человека развёртывается 
в многообразных формах, которые 
называют видами искусства, его родами 
и жанрами. Обилие и разнообразие 
этих форм могут показаться хаотическим 
нагромождением, в действительности 
же они являются закономерно организованной 
системой видовых, родовых, жанровых форм. 
Так, в зависимости от материальных средств, 
с помощью которых конструируются художественные 
произведения, объективно возникают три 
группы видов искусств.: 1) пространственные, 
или пластические (живопись, скульптура, 
графика, художественная фотография, архитектура, 
декоративно-прикладное и дизайн), т. е. 
такие, которые развёртывают свои образы 
в пространстве; 2) временные (словесные 
и музыкальные), т. е. такие, где образы 
строятся во времени, а не в реальном пространстве; 
3) пространственно-временные (танец; актёрское 
искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое 
- театр, киноискусство, телеискусство, 
эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы 
которых обладают одновременно протяжённостью 
и длительностью, телесностью и динамизмом. 
С другой стороны, в каждой из этих трёх 
групп искусства художественно-творческая 
деятельность может пользоваться: 1) знаками 
изобразительного типа, т. е. предполагающими 
сходство образов с чувственно воспринимаемой 
реальностью (живопись, скульптура, графика 
- так называемые изобразительные искусства.; 
литература, актёрское искусство); 2) знаками 
неизобразительного типа, т. е. не допускающими 
узнавания в образах каких бы то ни было 
реальных предметов, явлений, действий 
и обращенных непосредственно к ассоциативным 
механизмам восприятия (архитектурно-прикладные 
искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, 
изобразительно-
Каждый вид 
искусств непосредственно 
Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника 
предмета, обусловленная его назначением, 
конструктивными возможностями 
и пластическими свойствами материала, 
часто играет основополагающую роль 
в композиции художественного изделия. 
Нередко в декоративно-
Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве 
художественной и утилитарной функций 
изделия, во взаимопроникновении формы 
и декора, изобразительного и тектонического 
начал проявляется 
Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
Живопись 
отражает и в свете тех или 
иных концепций оценивает духовное 
содержание эпохи, её социальное развитие. 
Мощно воздействуя на чувства 
и мысли зрителей, заставляя последних 
переживать действительность, изображенную 
художником, она служит действенным 
средством общественного 
В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.
Доступные данному виду искусства широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).