Мегалитическая архитектура первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Конец существования первобытного общества сказался строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгир, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоение закономерностей архитектоники. Например, кромлех в Стоунхендже, Великобритания. Стоит упомянуть также дома на сваях во Франции, глиноплотови дома Трипольской культуры на Украине.

Оглавление

Введение 3
1. Мегалитическая архитектура первобытной эпохи 5
1.1. Понятие о мегалитах 5
1.2. Места распространения 6
1.3. Типы мегалитических сооружений 7
2. Назначение 9
3. Архитектурное воплощение 12
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Ист. искусств.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
">     Некоторые археологи думают, что дольмен  воспроизводит форму египетской гробницы - мастабы. И по мнению А.А.Формозова, "монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавшими эту жизнь лишь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах".

     Какие племена построили кавказские дольмены? По свидетельству А.А.Формозова, и  на Черноморском побережье, и в Прикубанье открыты поселения племен, хоронивших своих покойников в дольменах. Следы жилищ, выявленные при раскопках, абсолютно не похожи на погребальные дома. У жилищ глинобитные полы, стены из плетня, обмазанного глиной, и в редких случаях - фундамент из небольших кусков рваного камня. Строители дольменов - великаны адыгейских легенд, косившие на плечах четырехугольные глыбы, обитали в действительности в жалких лачужках. Более того. На реке Белой и в окрестностях Адлера в нескольких пещерах изучены стоянки с такой же глиняной посудой, как и в курганах у ст. Новосвободной. Люди ютились там в пещерах, подобно неандертальцам.

     Во II тысячелетии до н. э. среди населения  Кавказа уже выдвинулись очень  богатые вожди. Могила с балдахином и прочими сокровищами в Майкопском кургане даже древнее дольменов. Все же до эпохи железа основы первобытной общины на Кавказе не были поколеблены. Вероятно весь род трудился над каждым склепом из камня. Полторы сотни людей тратили силы и время, чтобы достойно обставить переход своего собрата в мир иной, и никто из них не думал, что лучше употребить эти силы и время на обработку полей, совершенствование орудий или художественное творчество.

     "Люди, сооружавшие дольмены, лепили посуду  от руки, хотя в южных районах  Закавказья с середины II тысячелетия  до н.э. распространился гончарный круг. Обитатели северо-западного Кавказа мотыжили землю, не помышляя о плуге, давно известном в Двуречье, пользовались многими костяными и каменными орудиями чисто неолитических форм и охотились с таким примитивным оружием как праща (шарики для пращи не раз встречались при раскопках дольменов). И вот при всей этой технической бедности те же люди ворочали двадцатидвухтонными монолитами, к которым не подступались позднейшие племена, знакомые с плугом и гончарным кругом, освоившие железо и оседлавшие лошадь. Характернейший пример одностороннего развития общества, - явления, поражающего нас в истории от древности и до сего дня. В XX столетии она выглядит нелепой. Посвятить жизнь созданию монументальных усыпальниц кажется нам бессмысленным, но мало ли не менее странных идей овладевало человечеством на века, а то и на тысячелетия. И далеко не всегда эти ложные посылки были бесплодны для культуры, для искусства. Так и здесь - чрезмерная, гипертрофированная забота о загробном мире и вечных домах предков привела первобытного человека к архитектуре" [11].

     Постройка дольменов была чрезвычайно трудным  и сложным делом, принимая во внимание примитивную технику эпохи неолита  и бронзового века. Это наглядно доказывает такой случай, приведенный  А.А.Формозовым. В 1960 году было решено перевезти (подчеркиваю: не построить новый дольмен, а только перевезти старый на сравнительно небольшое расстояние на грузовике по хорошему автомобильному шоссе) в Сухум, во двор Абхазского музея один дольмен из Эшери. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли подъемного стального троса на покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухум прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. До того, как это удалось, прошел изрядный срок, деревья музейного сада были ободраны, а одна стена дольмена разбита. И все-таки реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь же тут остался большой зазор.

     Как строили в древности дольмены при крайне ограниченных технических  средствах? Восстанавливая мысленно последовательные этапы их возведения, А.А.Формозов пишет, что "материал подтаскивали из каменоломни на волах. Очевидно, применяли простейшие катки, рычаги, подсыпку земли, временные подпорки, поддерживавшие плиты в вертикальном положении, пока на них не давило перекрытие. Но на первом плане был мускульный труд многих и многих десятков людей. По расчету Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало по крайней мере 150 человек.

     Теперь  о размерах кавказских дольменов. Если мы рассмотрим таблицу с этими  данными, то заметим, что чем дальше от моря, тем их габариты все меньше и меньше. В Эшери высота передней плиты около 2,5 метров, а длина боковых стен - 3-3,5 м. Столь же массивные камни использованы на древних кладбищах Геленджика, Джубги, Лазаревского. Стены Пшадского дольмена достигают в длину даже 4 м. Кубанские "богатырские хатки" Баговской, Новосвободной, Даховской станиц - гораздо мельче: фасад у них не выше метра, а общая длина в среднем - 1,8 м. В более восточных областях нет настоящих дольменов, но здесь на Кафаре и Теберде найдены подражающие им по форме средневековые склепы. Они прямоугольные в плане, с круглым входным отверстием, однако сложены уже из множества небольших камней [10].

     Так А.А.Формозов приходит к выводу, что "по археологическим памятникам можно судить о самом процессе распространения идеи дольмена с побережья в более глухие уголки Кавказа. Мы видим, что параллельно шел другой процесс: люди постепенно облегчали свою задачу: сначала уменьшили размеры гробниц, а затем стали строить их из того же материала, что и хижины, отказавшись от камней монолитов".

     Размещая  массивные плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя в качестве "искусных архитекторов. Почти везде боковые плиты  и кровля несколько выступают  над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволяет выделить в постройке элементы конструкции - несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведение дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами". Таковы кавказские мегалиты. Нам остается лишь рассказать об их печальной судьбе. Вот что пишет А.А.Формозов:

     "Кавказские  племена железного века берегли  древние кладбища. Сто лет назад  русские казаки, заселившие Прикубанье, наталкивались на совершенно  целые дольмены. Большинство из  них было заткнуто (каменными)  пробками. Местное население еще  смутно помнило о поклонениях на старинных могилах, а кое-где продолжало выполнять эти обряды. Адыгейцы были уверены, что повреждение дольменов повлечет за собой мор и несчастье. Чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой в течение сорока столетий передавалась от дедов к отцам, от отцов к детям и даже чуждым по происхождению народам.

     Это явление наблюдается всюду, где  есть мегалитические памятники. В Бретани  еще на рубеже XIX и XX веков к ним  приносили больных в надежде  на исцеление и ходили молиться девушки, мечтавшие выйти замуж. Французские этнографы описывали хороводы вокруг менгиров. Известны церковные послания эпохи средневековья, запрещавшие паломничество к этим языческим сооружениям. Но в борьбе с тысячелетними поверьями церковь была бессильна. Тогда началась "христианизация" мегалитов. На них установили кресты, а над некоторыми дольменами возвели церкви.

     То  же произошло в Закавказье. Тут  у менгиров были святилища, им жертвовали петухов и баранов, определенное число раз оползали каменные столбы на коленях. Христианство узаконило эти обряды. И здесь мы находим часовни над менгирами.

     Охраняемые  народным поклонением, мегалиты Бретани  и Закавказья благополучно дожили до сего дня. Дольменам не повезло. В 1897 году основатель Екатеринодарского музея Е.Д.Фелицын сетовал: "Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они ни заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев" [8]. Еще до революции были уничтожены сотни дольменов. Часто их разбивали без цели, просто чтобы "испытать силу". Даже интеллигентные инженеры способствовали разрушению памятников, распорядившись использовать их плиты на щебень для Черноморского шоссе. Как это ни печально, наши трактористы тоже любят пробовать на дольменах "кто кого возьмет" - разобьет трактор каменный дом или сломается. И вот результаты. В 1885 году на Богатырской поляне стояло 360 дольменов, а в 1928 году - 20, а нынче их нет совсем.

     Итак, темные неграмотные адыгейцы ничем  не повредили дольменам, а народ  с более высокой культурой  стер их с лица земли. Разгадка парадокса  в том, что для адыгейцев "сырпун" был чем-то священным, а для русских - чужим, непривычным и ненужным.

     Сейчас  участь немых свидетелей прошлого волнует не только археологов и искусствоведов. Слишком явными стали потери от уничтожения памятников. Извлечем же урок из истории дольменов. На наш взгляд, он формулируется так: сохранить памятники могут те, кто их любит, кто дорожит ими, но отнюдь не те, кто недоумевает, "зачем всё это нужно". В старину древности защищала религия, теперь их оберегает культура. В период, когда религия утратила былую роль, а понимания ценности культурного наследия еще нет, обычно и погибают археологические объекты и произведения древнего искусства. Именно при таких обстоятельствах погибли дольмены Прикубанья.

     Драматична  и удивительна их судьба. Четыре тысячи лет назад, увлекшись заимствованным откуда-то со стороны учением о  жизни и смерти, племена северозападного Кавказа принялись сооружать рассчитанные на века мегалитические гробницы. Древнейшие и самые большие дольмены появились на берегах Черного моря. Создатели этих усыпальниц не были мифическими великанами. Это были люди, обитавшие в пещерах или поселках из глинобитно-плетневых, "турлучных" домов, сравнительно недавно познакомившиеся с металлом. Каждая усыпальница требовала тяжелой многодневной работы, и все же одно поколение людей за другим отказывалось ради нее от своих повседневных дел.

     Постепенно  идея дольменов распространилась с  побережья в горы и перевалила через Кавказский хребет... Мелькало столетие за столетием, мир неузнаваемо  преобразился, а старики шапсуги  все еще носили к дольменам  пищу для духов. Потом пришел чужой  народ и разрушил "богатырские хатки". Такова история дольменов. Право же, стоя перед последними из них, есть о чем задуматься" [2].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Мегалиты  распространены во всём мире, преимущественно  в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

     Назначение  мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых  ученых, служили для погребений или  были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

     Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мегалитическая архитектура первобытной эпохи