Мегалитическая архитектура первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Конец существования первобытного общества сказался строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгир, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоение закономерностей архитектоники. Например, кромлех в Стоунхендже, Великобритания. Стоит упомянуть также дома на сваях во Франции, глиноплотови дома Трипольской культуры на Украине.

Оглавление

Введение 3
1. Мегалитическая архитектура первобытной эпохи 5
1.1. Понятие о мегалитах 5
1.2. Места распространения 6
1.3. Типы мегалитических сооружений 7
2. Назначение 9
3. Архитектурное воплощение 12
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Ист. искусств.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Кромлехи - сооружения глубокой древности, различных стран и народов. Е.П.Блаватская в своей "Тайной Доктрине" упоминает о "таинственном народе, построившем круги из камней в Галилее и обивавшем кремни неолита в долине Иорданской".

     И западно-европейские и русские  исследователи основательно потрудились над изучением мегалитов, все они давно уже зарегистрированы и подробно описаны в научной литературе; составлена даже карта дольменов всего мира. Но об оккультном значении мегалитов до сих пор известно немного и при том эти сведения нередко противоречивы. Использовать для короткой статьи всю существующую литературу невозможно, потому мы должны отдать предпочтение всего нескольким серьезным фундаментальным трудам, заслуживающим наибольшего доверия. Таким трудом для нас, эзотериков, в первую очередь является "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской, во втором томе которой дается основательное описание наиболее выдающихся мегалитических сооружений во многих странах древнего мира и объясняется их оккультное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Архитектурное воплощение

 

     Современный археолог, хотя он и будет рассуждать до бесконечности по поводу дольменов  и их строителей, в действительности ничего не знает ни о них, ни об их происхождении. Тем не менее, эти  странные и часто колоссальные памятники  из неотесанных камней, обычно состоящие из четырех или семи гигантских глыб, помещенных рядом, разбросаны группами или рядами по всей Азии, Европе, Америке и Африке. Камни огромных размеров помещены горизонтально и различно на двух, трех или четырех глыбах, а в Пуату на шести или семи. Народ называет их "престолами дьявола", друидическими камнями и могилами великанов. Камни Карнака в Морбигане, Бретани (Франция), простирающиеся почти на милю и насчитывающие до 11000 камней, распределенных рядами, являются братьями близнецами камней в Стоунхендже (Англия). Конический менгир в Лох-Мариа-кер в Морбигане измеряется в 20 ярдов длины и около двух ярдов поперек. Менгир в Шан Долен (около Сен-Мало) подымается на тридцать футов над землею и уходит на пятнадцать футов под землю. Подобные дольмены и доисторические памятники встречаются почти на каждой широте. Их находят в Средиземном водоеме; в Дании среди местных курганов от двадцати до тридцати пяти футов высоты; в Шотландии, в Швеции, где они называются Ганггрифтен (или же могилами с коридорами); в Германии, где они известны как могилы великанов (Гюнен-гребен); в Испании, где находится дольмен Антигера вблизи Малаги; в Африке; в Палестине и Алжире; в Сардинии вместе с Нураги и Сеполтуре деи Гиганта или могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, где они называются могилами Даитьев и Ракшасов, людей-демонов с Ланки... в Перу и Боливии, где их именуют Чуль-па или же места погребения, и так далее. Нет такой страны, в которой они отсутствовали бы.

     Все мегалитические сооружения, сохранившиеся до наших дней во Франции, были некогда воздвигнуты руками древних галлов, а в Англии - руками древних бриттов, - по указанию и под руководством друидов.

     Установлено, что большинство сохранившихся  мегалитических сооружений типа дольменов  как в Европе, так и на других континентах имеют отношение к погребальному культу: при раскопках в самых дольменах или около них находят человеческие кости или урны с пеплом. Но еще Е.П.Блаватская обратила внимание на то, что не все мегалитические (или по ее терминологии циклопические) сооружения предназначались для гробниц [7].

     В глубокой древности мегалитические сооружения воздвигались не только в качестве усыпальниц предков, но имели и более высокое назначение, к примеру, религиозное и религиозно-магическое, как оккультные центры, своего рода "радиостанции" (для международной связи посвященных, для совершения космических мистерий и др.). Нельзя забывать, что в глубокой древности, не только в палеолитическую, но и в неолитическую эпоху человек находился ближе к природе, чем теперь, состоял с нею в живой, нерасторжимой связи, тогда и минеральное царство ближе стояло к человеческому миру, между человеком и камнями существовал контакт и даже своего рода взаимное понимание.

     Е.П. Блаватская обращает внимание на развалины  Стоунхенджа, где по ее словам находятся  настоящие леса из скал, - огромные монолиты, некоторые среди них весят около 500.000 килограмм. Существует предположение, что эти "висящие" камни в долине Салисбюри представляют собою остатки Друидического храма. Они распределены в таком симметрическом порядке, что представляют собою планисферу. Они установлены на такой замечательной точке равновесия, что кажется, что они едва касаются земли и, хотя могут быть приведены в движение малейшим прикосновением пальца, тем не менее, они не поддаются усилиям двадцати человек, если бы те попытались сдвинуть их.

     Большинство из этих монолитов Е.П. Блаватская считает  реликвиями последних атлантов и  оспаривает мнение геологов, которые  утверждают их естественное происхождение: будто бы скалы при выветривании, т.е. под атмосферическими воздействиями теряют слой за слоем своего вещества и принимают эту форму; таковы "горные пики" в Западной Англии. Все ученые считают, что все эти "качающиеся камни обязаны своим происхождением естественным причинам, ветру, дождю и т.д., вызывающим разрушение скалистых слоев" и решительно отвергают утверждение Е.П.Блаватской, особенно по той причине, что согласно их наблюдению, "этот процесс изменения скал происходит вокруг нас и поныне" [8].

     Геологи признают, что часто эти гигантские каменные глыбы являются совершенно чуждыми для тех мест, где они сейчас находятся и принадлежат к горным породам, которые встречаются лишь далеко за морями и совершенно неизвестны в местах их теперешнего нахождения.

     Уилльям Тук, рассуждая по поводу огромных глыб гранита, разбросанных в Южной России и Сибири, говорит, что там, где они сейчас находятся, не имеется ни скал, ни гор, и что они должны были быть принесены "издалека при помощи баснословных усилий. Шартон говорит об образце такой скалы из Ирландии, который был подвергнут анализу одним известным английским геологом, определившим его чужеземное происхождение, может быть даже африканское.

     В заключение заслуживают быть приведенными соображения по этому вопросу  одного ученого в статье, опубликованной в 1850 году в "Археологическом Обзоре": "Каждый камень представляет из себя глыбу, вес которой подверг бы испытанию самые мощные машины. Одним словом, существуют глыбы, разбросанные по всему земному шару, глыбы, при виде которых воображение смущается и обозначение которых словом материалы кажется лишенным смысла; их следовало бы назвать именами, соответствующим этим громадам. Кроме того, эти огромные, качающиеся камни, называемые иногда Pouters, поставленные одним концом своим на точке такого совершенного равновесия, что малейшего прикосновения достаточно, чтобы привести их в движение... обнаруживают самое положительное знание статики. Взаимное противодействие, поверхность и плоскость, выпуклая и вогнутая поочередно, - все это связывает их с циклопическими сооружениями, о которых можно сказать с достаточным основанием, повторяя слова Де ла Вега, что, "по-видимому, демоны больше трудились над ними, нежели люди" [11].

     Древние мегалиты, притом всех основных видов  этих сооружений, известных современным  ученым, и доныне сохранились в  Тибете, - стране, которая еще сравнительно мало исследована и таит в себе много неожиданностей. В 1928 году Среднеазиатская экспедиция Николая Константиновича Рериха открыла в области Трансгималаев и типичные менгиры, и дольмены, и кромлехи.

     Большинство мегалитических сооружений, разбросанных по всему лицу земли, представляют собою отражение той идеи, которая нашла наиболее яркое свое воплощение в древней Галлии, в друидических мегалитах. Однако не все мегалиты родственны по духу друидическим и имеют отношение к теллурическим и космическим мистериям. К примеру, в восточной Индии, в покрытой густыми лесами долине реки Дхансиры доныне сохранились удивительные каменные монолиты, которые представляют собою 16 огромных глыб песчаника, расположенных в четыре ряда. На них высечены изображения павлинов, попугаев, буйволов, различных растений. Судя по форме (эти монолиты имеют форму мужских и женских символов плодородия) они относятся к фаллическому культу. Фюрер-Хаймендорф называет эту группу монолитов "каменной оргией символов плодородия" [9].

     В долине реки Дхансиры в XVI веке находился  Димапур - древняя столица государства  качари, которое в XIV-XVII вв. распространяло свою власть на значительную часть  современного Асама. Но не исключена  возможность, что монолиты создали  не качари, а предшествующая им исчезнувшая цивилизация, как склонны думать некоторые исследователи (этот вопрос окончательно еще не решен).

     Наконец, следует отметить, что в юго-восточной  Азии, на Малаккском полуострове существовала в древности своя особая цивилизация, развитие которой стимулировали постоянные связи с Индией, Китаем и странами Арабского Востока. Одной из основ этой своеобразной цивилизации был "древний культ камней, в настоящее время вряд ли доступный непосредственному наблюдению, но когда-то бывший важнейшим компонентом природных, в частности космологических Культов, о чем можно судить по замечанию Скита: "...некоторые малайцы воображали, что небосвод представляет собой нечто вроде камня или скалы, которые они называют "бату хампар", т.е. плоский камень, а появление звезд объясняется (как они думали) тем, что свет проникает через отверстия, сделанные в этом камне" [1].

     На  Черноморском побережье Кавказа  значительные группы дольменов доныне сохранились близ Геленджика, Джубги, Лазаревского, Эшери и в некоторых других местах. Эти гробницы первобытной эпохи представляют собою странные каменные домики, построенные из пяти огромных тесаных плит. Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет тому назад, а самые поздние датируются серединой первого тысячелетия до н.э. Именно тогда (примерно за пятьсот лет до Р. X.) на Кавказе перестали возводить настоящие дольмены, но схожие с ними по форме склепы, сложенные однако не из монолитов, а из мелких камней, воздвигали вплоть до XI-XII вв. новой эры.)

     Некогда, до завоевания Кавказа Россией, дольмены исчислялись там тысячами, простояв неприкосновенными 3-4 тысячи лет. Но после присоединения Кавказа к России число их стало быстро уменьшаться, ибо пришлое русское население не щадило эти чуждые ему и "беспризорные" памятники древности.

     Дольмены  Черноморского побережья Кавказа  являются, действительно, циклопическими сооружениями, хотя воздвигнуты не гигантами, а самыми обыкновенными  людьми. К примеру, один из дольменов  на Эшери сложен из плит длиной 3,7 метров и толщиной до полуметра. Одна крыша его весит 22,5 тонны. Не легко поднять такую тяжесть на уровень стен, а это отнюдь не единственная проблема. Нередко камни доставляли за много километров. Вдалеке от гор в степном Прикубанье найден дольмен, покрытый плитой, которую с трудом сбросили десять человек. Несомненно, нужно было бы перепробовать немало вариантов погребальных сооружений, чтобы прийти к классической конструкции: четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую - плоское перекрытие... Всю сложность этого дела можно постичь только на собственном опыте [6].

     Однако  следов таких архитектурных опытов на Кавказском побережье археологи  не обнаружили, здесь сразу же начали строить дольмены классического  типа. По свидетельству А.А. Формозова, дольмены, очень похожие на кавказские, строили в ту же эпоху в Сирии, Палестине в Северной Африке, в Испании, Франции и Англии, в Дании и южных районах Скандинавии, в Иране, Индии и юго-восточной Азии. При этом строили их "разные племена и не всегда в одну и ту же эпоху, но идея такой постройки несомненно должна была иметь общее происхождение... Бесспорно тяготение дольменов к приморским районам, указывающее на роль морских сношений в распространении этих своеобразных усыпальниц".

     Откуда  пришла на Кавказ идея постройки дольменов? Археологи не дают точного и обоснованного ответа на этот вопрос, но на основании логических умозаключений мы считаем, что эта идея пришла на Кавказ из древней Галлии, - от Друидов, с которыми строители кавказских дольменов находились в духовном общении.

     Кавказские  дольмены несомненно воздвигались в  качестве погребальных сооружений. Но несомненно также и то, что при  возведении этих гробниц и похоронах  совершались особые обряды, а затем  производились периодически повторявшиеся  жертвоприношения. Исследователи обратили внимание на то, что обычно перед дольменами, стоящими на склоне горы, находится ровная площадка. Близ станицы Каменномостской вокруг площадки вкопаны большие столбообразные камни - менгиры. Такие же площадки или "дворики" есть и в других странах - в Испании, Англии и Франции. Несомненно, что на этих площадках совершались какие-то религиозные и религиозно-магические церемонии. Не исключена также возможность, что подобно друидическим мегалитам, эти кавказские сооружения ставились на местах перекрещивания теллурических токов, где было особенно сильное электромагнитное напряжение. Этими сооружениями, по свидетельству Поля Буше, друиды пользовались в качестве своего рода станций беспроволочного телеграфа, поддерживая таким образом регулярную связь с весьма отдаленными странами. Таким образом устанавливался контакт между посвященными различных племен и народов. Возможно, что в эту цепь были включены и посвященные Кавказа.

     В Азербайджане, где много древних  чашечных камней, в селах и до сего дня выбивают чаши на могильных плитах. Подобные памятники существовали и в Северном Причерноморье. Есть сведения о камне, покрытом ямками, стоявшем среди курганов у деревни Розмарициной на Херсонщине [5].

Информация о работе Мегалитическая архитектура первобытной эпохи