Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа
Актуальность курсовой работы объясняется рядом обстоятельств, прежде всего исключительным вниманием к изучению истории и культуры страны. Каждый год приносит интересные открытия древних памятников материальной культуры и искусства, эпиграфических документов; вводятся в научный оборот новые литературные сочинения, философские, религиозные и научные трактаты и комментарии к ним, издаются монографии, посвященные различным периодам индийской.
Целью моей курсовой работы является изучить богатую культуру Древней Индий, познакомится с разнообразным искусством страны. В связи с поставленной целью, задачи курсовой работы, рассмотреть философские убеждения изучить искусство и культуру, рассмотреть религию Древней Индии.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Древняя Индия……………………………………………………….5
Глава 2.Религия Древней Индии…………………………………………….11
2.1.ВЕДИЗМ……………………………………………………………..11
2.2.Буддизм…………………………………………………………….12
2.3.Индуизм……………………………………………………………13
Глава 3.Философия Древней Индии…………………………………………17
3.1.Джайнизм…………………………………………………………..18
3.2.Иога....................................................................................................19
Глава 4. Искусство Древней Индии………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………...39
Огромные средства тратились
Маурьями и на постройку
Будда учил, что избавление от горестей, которыми наполнена человеческая жизнь, лежит в преодолении земных желаний и привязанностей. Достигнуть спасения может всякий, независимо от сословной принадлежности, путем самосовершенствования, умеренности желаний, отречения от активной жизни. Именно иллюзия равенства и возможности спасения для каждого смертного обеспечило широкую популярность нового вероучения.
Буддизм широко распространился в Индии, а затем и в других странах Азии, так как выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности. Обещание блаженного отдыха, покоя и успокоения от страданий в нирване сулило людям утешение в их полной горя и невзгод повседневной жизни. Буддизм широко внедрился в индийскую почву и потому, что легко приспособился к особенностям местных культов, впитав в себя ранее существовавших индийских божеств.
Утверждение буддизма государственной идеологией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды (джатаках). Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил зримого воплащения. Он воспроизводился только через ряд символов - колесо закона (знак поворотного момента в его сознании в момент его просветления), ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.[9]
Основными буддийскими сооружениями были ступы - мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие его священные реликвии, столбы - стамбха, на которых высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, символизирующие отшельническую жизнь Будды в пещере.
Все ранние буддийские архитектурные памятники Индии поражают своей простотой и величавой мощью. Ступа представляла собой грандиозный, лишенный внутренних помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича и камня. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (дарохранительницей), так называемой священной горой, или оградой с шестом посредине, унизанным дисками - символами небесных ступеней.
Пластичность
каменной массы особенно
Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н. э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот - торана, ориентированных по четырем направлениям света. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой.(Рис.6)
Самая высокая завершалась фигурами гениев - охранителей и буддийскими символами - колесом закона и крылатыми львами. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним темам индийской мифологии. Живые и подвижные образы, выполненные в рельефе и круглой скульптуре, являлись не только религиозными символами, но воплащали в себе многогранность и богатство народной фантазии, образцы которой нам сохранила Махабхарата. [7]
Отдельные рельефы на воротах
- это жанровые сцены,
Все фигуры даются в разных масштабах и разных техниках, в зависимости от занимаемого ими места. Они показаны то в плоском рельефе, то в высоком, то в объемных формах круглой скульптуры, что создает богатую игру света и тени на поверхности ворот, подчеркивает высокое пластическое мастерство резьбы по камню. Необычайно поэтичны и искусно выточенные в боковых частях ворот фигуры духов плодородия - якшинь, изображенных в виде юных гибких девушек, качающихся в ветвях. Их упругие, крепкие тела кажутся напоенными земными соками, а руки, обнимающие дерево, словно сплетены со всем растительным миром. Образы этих юных лесных волшебниц проникнуты светлым жизни утверждением лирики Вед. Вместе с тем они показывают, как активно развивалось в Древней Индии пластическое мышление, насколько быстро от более условных и скованных форм якшинь в воротах ступы Бхархута (2 в. до н. э.) мастера перешли к более живым и гармоничным в воротах ступы Санчи.
Великолепное мастерство обработки камня показывают также и стамбхи - монолитные (подчас более чем десятиметровые) столбы, на которых высекались эдикты Ашоки и буддийские моральные изречения. Вершина таких столбов украшалась лотосовидной капителью, несущей, зачастую редкостные по своей композиционной завершенности, символические фигуры почитаемых буддизмом животных - льва, быка, слона и лошади. Наиболее знаменита созданная в 3 в. до н. э. каменная капитель стамбха в Сарнатхе, изображающая четырех львов, которые соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их упругие тела покоятся на круглом барабане с рельефным изображением животных - знаков стран света. Замечательная своей гладкостью, чеканной законченностью деталей, сарнатхская капитель внушительностью своих форм утверждала идею могущества буддизма и всего государства.
Не менее
совершенное мастерство камнерезных работ
демонстрировали и новые формы храмов.
При Ашоке начали высекаться пещерные
буддийские монастырские комплексы, достигающие
подчас значительных размеров. Основными
их сооружениями были квадратные залы
- вихара, за которыми в толще каменной
глыбы располагались кельи монахов и храмы
- чайтьи. Строгие и величественные помещения
чайтьий, вытянутые в глубину скалы и разделенные
двумя рядами колонн на три нефа, украшались
скульптурой, а подчас и росписями. Внутри
храма у закругленной стены напротив входа
помещалась ступа - хранилище реликвий.
Архитектурные и скульптурные работы
в чайтьях, по - видимому, осуществлялись
одними и теми же мастерами, как бы выявляющими
в толще горы еще незримые, но предполагаемые
формы храма. Для сооружения чайтьий обычно
избиралась отвесная скала, в которой
последовательно вырубались ступени лестницы,
посадная площадка, световое верхнее окно.
[8]
Процесс вырубания был
Одним из самых прекрасных образцов храмового скального зодчества, несомненно, была чайтья в Карли. Рисунок 7.(1 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Строгий и величественный интерьер этой чайтьи, высеченной высоко в горах, был огромным сравнительно с предыдущими храмовыми интерьерами. В длину он насчитывал 41 метр, ширина его равнялась 15,5 метра, а высота достигала 15 метров (то есть почти равнялась современному пятиэтажному дому). Пол и колонны чайтьи, отполированные до блеска, отражали не яркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно над входом. Портик с массивными столбами так же задерживал проникновение солнечных лучей. Таким образом, после ослепительного тропического дня и утомительного подъема в гору путник попадал в прохладный полумрак огромного, наполненного тенями пространства. Необычайную таинственность и значительность интерьеру придавали выстроившиеся вдоль стен мощные восьмигранные колонны, увенчанные низко спускающимися монументальными капителями в виде опрокинутой чаши Лотуса и групп коленопреклоненных слонов с восседающими на них гениями. Ощущение массы скалы и красоты архитектурного пространства рождали у людей благовейный восторг. Ступа, воздвигнутая в глубине храма, своими мягкими очертаниями дополняла спокойные формы храма.(рис.8)
Многообразные
художественные поиски подготовили
в первых веках нашей эры появление
нового важного этапа в развитии
индийского искусства. В 1 - 3 вв. н. э. на
севере Индии образовалось новое
мощное государство Кушанов, которое
завязало широкие торговые и культурные
отношения с Востоком и Западом,
Римской империей и Китаем. Кушанское
царство стало крупным
Черты буддийского искусства, которые в течение последующих столетий быстро распространились по всей Индии, странам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно явственно проявились на первом этапе в Гандхаре (на территории современного Афганистана и Пакистана). В этой северо-западной области Индии, где после завоевания Александра Македонского жили греки, балтийцы и малазийцы, столкнулись и сплавились воедино черты индийских и эллинистических художественных традиций. Здесь сложились и первые скульптурные образы Будды в виде идеального прекрасного человека, пребывающего в состоянии глубокого созерцательного покоя. Одухотворенность греческой пластики соединилась в тонких чертах лица Будды с чертами восточной красоты, а порою и с полнокровной силой брахманских образов. (Рис.9)
Прототипами стоящих фигур Будды стали греко-римские статуи, а позы сидящего Будды со скрещенными ногами и пятками, вывернутыми наружу, равно как и многочисленные жесты поучения, были местными. Для передачи неведомого ранее божественного облика Будды и его учеников были разработаны сложные изобразительные приемы и правила, ряд особых признаков святости. Для Будды их насчитывалось более тридцати. В их числе миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей знаки его благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеское одеяние, точно определенные позы и символические жесты. Для его юных помощников-царевичей бодхисатв, оставшихся на земле ради спасения людей, - богатые одежды, короны и ожерелья.
Поиски красоты и выразительности были долгими и приводили подчас к очень разным решениям. Но лучшие гандхарские изображения Будды и буддийских святых полны не только величавого спокойствия и отрешенности от всего земного, но и глубокой духовной значительности. Именно гандхарские мастера впервые открыли для Индии внутренний мир человека, сумели наполнить его образ достоинством. Поражает и разнообразие человеческих типов, богатство художественного языка. Особой пластичностью, соразмерностью пропорций и тонкой проработкой черт лица отличались скульптуры, созданные в таких гандхарских центрах, как Гадда и Таксила. Они пленяют мягкостью, а порой и удивительной жизненной убедительностью. Так, греческий идеал, по-своему понятый местными художниками, пройдя через множество ступеней, влил новые жизненные соки в индийское искусство.
Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на 320-450 гг. н.э., когда Северная и отчасти Центральная Индия были вновь объединены в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Одновременно и яркий и сложный, этот период стал как бы переходной ступенью от древности к феодальной эпохе. Вновь возросло значение брахманизма, ужесточилось деление общества на касты. Усилилось и поклонение изображениям брахманских божеств, сопровождаемое пышными ритуалами, что в свою очередь оказало воздействие на характер оформления храмов, развитие ремесел, с ним связанных.