Культура и искусство Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы объясняется рядом обстоятельств, прежде всего исключительным вниманием к изучению истории и культуры страны. Каждый год приносит интересные открытия древних памятников материальной культуры и искусства, эпиграфических документов; вводятся в научный оборот новые литературные сочинения, философские, религиозные и научные трактаты и комментарии к ним, издаются монографии, посвященные различным периодам индийской.
Целью моей курсовой работы является изучить богатую культуру Древней Индий, познакомится с разнообразным искусством страны. В связи с поставленной целью, задачи курсовой работы, рассмотреть философские убеждения изучить искусство и культуру, рассмотреть религию Древней Индии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Древняя Индия……………………………………………………….5
Глава 2.Религия Древней Индии…………………………………………….11
2.1.ВЕДИЗМ……………………………………………………………..11
2.2.Буддизм…………………………………………………………….12
2.3.Индуизм……………………………………………………………13
Глава 3.Философия Древней Индии…………………………………………17
3.1.Джайнизм…………………………………………………………..18
3.2.Иога....................................................................................................19
Глава 4. Искусство Древней Индии………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

       Огромные средства тратились  Маурьями и на постройку культовых  сооружений. Стремление увековечить  деяния правителей воплотилось в щедром применении камня. Вечных форм требовала и новая, укреплявшая власть правителей идеология. При Ашоке впервые государственной религией был объявлен буддизм, одно из самых мощных религиозных течений Востока. Основателем этого учения считался царевич Сиддхарта Гаутама, живший в 6 в. до н. э. Согласно легенде, узнав от паломника о страданиях людей, царевич в возрасте 29 лет покинул свой дворец, оставив жену и сына, и стал проповедовать новое учение. Путем долгих странствований, испытаний, посланных судьбой, и сомнений Гаутама достиг просветления, стал называться Буддой, то есть просветленным, и достиг нирваны (то есть прекращения перевоплощений и освобождения от страданий).

  Будда учил, что избавление от горестей, которыми наполнена человеческая жизнь, лежит в преодолении земных желаний и привязанностей. Достигнуть спасения может всякий, независимо от сословной принадлежности, путем самосовершенствования, умеренности желаний, отречения от активной жизни. Именно иллюзия равенства и возможности спасения для каждого смертного обеспечило широкую популярность нового вероучения.

  Буддизм широко распространился в Индии, а затем и в других странах Азии, так как выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности. Обещание блаженного отдыха, покоя и успокоения от страданий в нирване сулило людям утешение в их полной горя и невзгод повседневной жизни. Буддизм широко внедрился в индийскую почву и потому, что легко приспособился к особенностям местных культов, впитав в себя ранее существовавших индийских божеств.

     Утверждение буддизма государственной идеологией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды (джатаках). Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил зримого воплащения. Он воспроизводился только через ряд символов - колесо закона (знак поворотного момента в его сознании в момент его просветления), ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.[9]

  Основными буддийскими сооружениями были ступы - мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие его священные реликвии, столбы - стамбха, на которых высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, символизирующие отшельническую жизнь Будды в пещере.

     Все ранние буддийские архитектурные памятники  Индии поражают своей простотой  и величавой мощью. Ступа представляла собой грандиозный, лишенный внутренних помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича и камня. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (дарохранительницей), так называемой священной горой, или оградой с шестом посредине, унизанным дисками - символами небесных ступеней.

 Пластичность  каменной массы особенно ощутима  в ступе, возведенной в 3-1 вв. до н. э. в Санчи. (рис.4) Тяжелое и грузное, облицованное каменными блоками монолитное тело ступы, насчитывающей в основании около 32 метров, напоминает огромную перевернутую чашу. Величавая строгость и монументальность форм этого памятника далеки от кристальной четкости величественных пирамид Египта. Ступа как бы первооснова земных сил, ее стихийной мощи. Представление о красоте мира, выраженное в ней, связано с идеями плодородия, мягкостью и округлостью форм живой плоти.

Каменная  ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная  уже в 1 в. до н. э. по типу старинных  деревянных сельских оград, также имела  четверо традиционных ворот - торана, ориентированных по четырем направлениям света. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных  столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой.(Рис.6)

     Самая высокая завершалась фигурами гениев - охранителей и буддийскими символами - колесом закона и крылатыми львами. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним темам индийской мифологии. Живые и подвижные образы, выполненные в рельефе и круглой скульптуре, являлись не только религиозными символами, но воплащали в себе многогранность и богатство народной фантазии, образцы которой нам сохранила Махабхарата. [7]

       Отдельные рельефы на воротах  - это жанровые сцены, повествующие о жизни народа, осаде городов, жителях волшебных стран. В каждых воротах даются свои новые сюжетные мотивы. В верхней перекладине северных торана изображена сцена поклонения слонов священной смоковнице, под которой Будда произнес свою первую проповедь. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. Ниже также представлены сцены поклонения буддийским символам, показан царский выезд и встреча с отшельником, открывшим царевичу глаза на человеческие печали. Между этими сценами помещены звери и птицы, священные животные, на столбах рамками выделены сочные цветы. При всем разнообразии мотивов имеется и ряд повторов. Так, все ворота высятся на спинах четырех слонов, подобно атлантам, несущих на себе тяжелую массу каменных перекладин.[10]

     Все фигуры даются в разных масштабах  и разных техниках, в зависимости  от занимаемого ими места. Они  показаны то в плоском рельефе, то в высоком, то в объемных формах круглой  скульптуры, что создает богатую  игру света и тени на поверхности  ворот, подчеркивает высокое пластическое мастерство резьбы по камню. Необычайно поэтичны и искусно выточенные в  боковых частях ворот фигуры духов  плодородия - якшинь, изображенных в  виде юных гибких девушек, качающихся в ветвях. Их упругие, крепкие тела кажутся напоенными земными соками, а руки, обнимающие дерево, словно сплетены со всем растительным миром. Образы этих юных лесных волшебниц проникнуты светлым  жизни утверждением лирики Вед. Вместе с тем они показывают, как активно развивалось в Древней Индии пластическое мышление, насколько быстро от более условных и скованных форм якшинь в воротах ступы Бхархута (2 в. до н. э.) мастера перешли к более живым и гармоничным в воротах ступы Санчи.

     Великолепное  мастерство обработки камня показывают также и стамбхи - монолитные (подчас более чем десятиметровые) столбы, на которых высекались эдикты Ашоки и буддийские моральные изречения. Вершина таких столбов украшалась лотосовидной капителью, несущей, зачастую редкостные по своей композиционной завершенности, символические фигуры почитаемых буддизмом животных - льва, быка, слона и лошади. Наиболее знаменита созданная в 3 в. до н. э. каменная капитель стамбха в Сарнатхе, изображающая четырех львов, которые соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их упругие тела покоятся на круглом барабане с рельефным изображением животных - знаков стран света. Замечательная своей гладкостью, чеканной законченностью деталей, сарнатхская капитель внушительностью своих форм утверждала идею могущества буддизма и всего государства.

Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и новые формы храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигающие подчас значительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы - вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы - чайтьи. Строгие и величественные помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой, а подчас и росписями. Внутри храма у закругленной стены напротив входа помещалась ступа - хранилище реликвий. Архитектурные и скульптурные работы в чайтьях, по - видимому, осуществлялись одними и теми же мастерами, как бы выявляющими в толще горы еще незримые, но предполагаемые формы храма. Для сооружения чайтьий обычно избиралась отвесная скала, в которой последовательно вырубались ступени лестницы, посадная площадка, световое верхнее окно. [8] 

       Процесс вырубания был длительным  и очень трудоемким. Он начинался сверху от самого потолка, а затем мастера спускались все ниже и ниже. Порода вынималась через световое окно, прорезанное в виде килевидной арки. Таким образом, строителям не требовалось ни лесов, ни внутренних лестниц. Волшебные образы храмовых скульптур рождались под их руками, как бы высвобождаясь от гнета скалы. Крупные пещерные храмы были вырублены во 2- конце 1 в. до н. э. в разных частях страны - Бхадже, Назике, Кондане. При общих планах и многих сходных чертах они все имели разное оформление, в каждой из них проявлялась неистощимая фантазия индийских мастеров.

     Одним из самых прекрасных образцов храмового  скального зодчества, несомненно, была чайтья в Карли. Рисунок 7.(1 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Строгий и величественный интерьер этой чайтьи, высеченной высоко в горах, был огромным сравнительно с предыдущими храмовыми интерьерами. В длину он насчитывал 41 метр, ширина его равнялась 15,5 метра, а высота достигала 15 метров (то есть почти равнялась современному пятиэтажному дому). Пол и колонны чайтьи, отполированные до блеска, отражали не яркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно над входом. Портик с массивными столбами так же задерживал проникновение солнечных лучей. Таким образом, после ослепительного тропического дня и утомительного подъема в гору путник попадал в прохладный полумрак огромного, наполненного тенями пространства. Необычайную таинственность и значительность интерьеру придавали выстроившиеся вдоль стен мощные восьмигранные колонны, увенчанные низко спускающимися монументальными капителями в виде опрокинутой чаши Лотуса и групп коленопреклоненных слонов с восседающими на них гениями. Ощущение массы скалы и красоты архитектурного пространства рождали у людей благовейный восторг. Ступа, воздвигнутая в глубине храма, своими мягкими очертаниями дополняла спокойные формы храма.(рис.8)

     Многообразные художественные поиски подготовили  в первых веках нашей эры появление  нового важного этапа в развитии индийского искусства. В 1 - 3 вв. н. э. на севере Индии образовалось новое  мощное государство Кушанов, которое  завязало широкие торговые и культурные отношения с Востоком и Западом, Римской империей и Китаем. Кушанское  царство стало крупным культурным очагом Древней Индии. Хотя буддизм  продолжал оставаться в нем, как  и в других областях Индии, ведущей  идеологией, его учение претерпело важные изменения. Если в прежнем учении Будда представлялся реальным лицом, учителем и наставником, то новое направление, возникшее при Кушанах и получившее наименование Махаяна (большая колесница или большой путь спасения), в отличие от старого - Хинаяна (малая колесница), представило Будду не только как спасителя человечества, но и как божество, вмещающее в себя все человеческие страдания. Будда был обожествлен и получил впервые зримое выражение в искусстве. Важное место в нем заняли и окружающие его божества, и духи - добрые гении людей - Бодхисаттвы, помогающие им в горестях и печалях. В индийскую скульптуру и живопись хлынул огромный мир образов и тем. Это был поистине важный сдвиг в художественном мышлении! Впервые искусство Индии обратилось к неизведанным дотоле чувствам людей - состраданию, скорби, задумчивой нежности. То новое, что несло с собой буддийское искусство, была одухотворенная красота, которая почти незнакома брахманскому образному сознанию.

     Черты буддийского искусства, которые  в течение последующих столетий быстро распространились по всей Индии, странам Юго-Восточной Азии и  Дальнего Востока, особенно явственно  проявились на первом этапе в Гандхаре (на территории современного Афганистана и Пакистана). В этой северо-западной области Индии, где после завоевания Александра Македонского жили греки, балтийцы и малазийцы, столкнулись и сплавились воедино черты индийских и эллинистических художественных традиций. Здесь сложились и первые скульптурные образы Будды в виде идеального прекрасного человека, пребывающего в состоянии глубокого созерцательного покоя. Одухотворенность греческой пластики соединилась в тонких чертах лица Будды с чертами восточной красоты, а порою и с полнокровной силой брахманских образов. (Рис.9)

     Прототипами стоящих фигур Будды стали  греко-римские статуи, а позы сидящего Будды со скрещенными ногами и  пятками, вывернутыми наружу, равно  как и многочисленные жесты поучения, были местными. Для передачи неведомого ранее божественного облика Будды  и его учеников были разработаны  сложные изобразительные приемы и правила, ряд особых признаков  святости. Для Будды их насчитывалось более тридцати. В их числе миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей знаки его благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеское одеяние, точно определенные позы и символические жесты. Для его юных помощников-царевичей бодхисатв, оставшихся на земле ради спасения людей, - богатые одежды, короны и ожерелья.

     Поиски  красоты и выразительности были долгими и приводили подчас к очень разным решениям. Но лучшие гандхарские изображения Будды и буддийских святых полны не только величавого спокойствия и отрешенности от всего земного, но и глубокой духовной значительности. Именно гандхарские мастера впервые открыли для Индии внутренний мир человека, сумели наполнить его образ достоинством. Поражает и разнообразие человеческих типов, богатство художественного языка. Особой пластичностью, соразмерностью пропорций и тонкой проработкой черт лица отличались скульптуры, созданные в таких гандхарских центрах, как Гадда и Таксила. Они пленяют мягкостью, а порой и удивительной жизненной убедительностью. Так, греческий идеал, по-своему понятый местными художниками, пройдя через множество ступеней, влил новые жизненные соки в индийское искусство.

     Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на 320-450 гг. н.э., когда  Северная и отчасти Центральная  Индия были вновь объединены в  большую централизованную империю  под властью династии Гуптов. Одновременно и яркий и сложный, этот период стал как бы переходной ступенью от древности к феодальной эпохе. Вновь  возросло значение брахманизма, ужесточилось деление общества на касты. Усилилось и поклонение изображениям брахманских божеств, сопровождаемое пышными ритуалами, что в свою очередь оказало воздействие на характер оформления храмов, развитие ремесел, с ним связанных.

Информация о работе Культура и искусство Древней Индии