Культура и искусство Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы объясняется рядом обстоятельств, прежде всего исключительным вниманием к изучению истории и культуры страны. Каждый год приносит интересные открытия древних памятников материальной культуры и искусства, эпиграфических документов; вводятся в научный оборот новые литературные сочинения, философские, религиозные и научные трактаты и комментарии к ним, издаются монографии, посвященные различным периодам индийской.
Целью моей курсовой работы является изучить богатую культуру Древней Индий, познакомится с разнообразным искусством страны. В связи с поставленной целью, задачи курсовой работы, рассмотреть философские убеждения изучить искусство и культуру, рассмотреть религию Древней Индии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Древняя Индия……………………………………………………….5
Глава 2.Религия Древней Индии…………………………………………….11
2.1.ВЕДИЗМ……………………………………………………………..11
2.2.Буддизм…………………………………………………………….12
2.3.Индуизм……………………………………………………………13
Глава 3.Философия Древней Индии…………………………………………17
3.1.Джайнизм…………………………………………………………..18
3.2.Иога....................................................................................................19
Глава 4. Искусство Древней Индии………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

Для древнеиндийской  философии характерно развитие в  рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие  группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Наиболее  известная школа древнеиндийских  материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений  религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

3.1.Джайнизм

     Джайнистская  школа возникла в VI веке до нашей  эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с  буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния  за поступки. Наряду с этим он проповедует  еще более строгие правила  не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина").

       Цель учения джайнизма - достижение  такого образа жизни, при котором  возможно освобождение человека  от страстей. Главным признаком  души у человека джайнизм считает  развитие сознания. Степень сознательности  людей различна. Это оттого, что  душа склонна отождествлять себя  с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна  и возможности ее безграничны,  в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

3.2.Йога

Йога  опирается на Веды и является одной  из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем  считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для  осознания собственного единства. При  успешном овладении медитацией, человек  приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой  после целого ряда физических и психических  упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого, йога включает в себя и правила  приема пищи. Пища делится на три  категории соответственно трем гунам  материальной природы, к которой  она относится. Например, пища в гунах  невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость  выработки терпимости по отношению  к другим учениям.[3] 

Глава 4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  Если измерять открытия масштабами древней истории, то можно сказать, что культура Древней Индии предстала перед глазами людей в самые недавние времена. Лишь в двадцатых годах нашего столетия раскопки обнаружили остатки материальной культуры, относяйщейся к эпохе палеолита и неолита. Вслед за этим была открыта наследница этих культур-удивительно высокая по своему развитию городская цивилизация. Археологические изыскания в Мохенджо-Даро (в Синде на берегу реки Инд) и в Хараппе (в Пенджабе на берегу реки Рави) показали, что уже в 3-2 тыс. до н.э. на северо-западе Индостана сложились ранние классовые отношения, возникли государства и многолюдные города, которые вели широкую торговлю с другими странами, в первую очередь с Египтом, Шумером и Аккадом. [5]

     Открытые  археологами дома, улицы и кварталы показали, что города Махенджо-Даро (рис.2) и Хараппы были самыми большими из тех, что до сих пор удалось обнаружить, что долгое время они жили богато и спокойно. Это подтвердили крупные склады зерна, доки, обширные рынки, те удобства, которые были продуманы для жизни их обитателей. Города имели правильную планировку, их широкие улицы с высокими трехэтажными домами из хорошо обожженного и отштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений. Очевидно, что уровень городской жизни не уступал уровню месопотамской культуры.

     Здесь же были найдены и предметы художественного  ремесла-изделия из бронзы, ювелирные  предметы, красно-черная лощеная узорчатая  керамика, мелкая пластика. Искусно  вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположение фигур и надписей вокруг изображений  и тонкостью пластической обработки  поверхности указывает на близкое сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии.

       Однако в этих ранних индийских  художественных произведениях можно  увидеть и черты, сближающие  их с последующей, уже собственно  индийской культурой. Так, на  одной из печатей изображено  трёхлетке рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившейся в искусстве в последующих веков образ божества Шивы-владыки разрушительных сил Вселенной. Но не только узоры печатей, а и не большие каменные и бронзовые фигурки обнаженного мужчины (Рис.3) и танцовщицы показывают, что уже в те далекие времена скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и передачи движения. Как видно, изображение человека было уже важной, освоенной областью индийского искусства.

   В середине 2-го тыс. до н.э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Причина ее заката до сих пор остается загадкой и вызывает разные предположения. Возможно, падение цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы произошло вследствие нашествия кочевых племен, стоявших на более низкой ступени общественного развития и в то же время бывших носителями новой, так называемой ведической культуры.

     Об  искусстве середины 2-го тыс. до н.э. почти ничего не известно. Деревянные постройки обитателей Индии не сохранились, и только единственный литературный памятник этого времени - Веды (Знание) в поэтической форме повествует о жизни, быте и верованиях племен, населявших в ту пору страну. В гимнах Ригведы (древнейшей части Вед) действительно обобщены все представления древних племен о сотворении мира, жизни Вселенной, богах ее населяющих. Веды - самый первый и самый замечательный памятник древнейшей поры. Он проникнут глубоким и ярким чувством природы. Мир, изображенный в нем, огромен и ярок, охвачен непрерывным движением населяющих его божественно прекрасных гигантов.[5]

       Боги, описанные в Ведах, считались  невидимым олицетворением стихий  и природных явлений. Раскаты слышим, но не видим лика, - говорится в ведийских гимнах. Но все же они мыслились в прекрасном облике людей, благожелательным ко всем живым существам.

       В Ригведе прославляются боги  трех сфер: Индра - бог грозы, Агни - бог огня, Сурья, Митра и Савигару - боги солнца, Варуна - бог неба, а позднее и водной стихии, Притхви - богиня земли, Рудра (прообраз Шивы) - божество, олицетворяющее разрушительные стихийные силы. Каждый из ведических богов считался высшим в своей сфере. Но в поздних гимнах особо выделяются Индра и Агни, совершающие свои полеты по Вселенной в великолепных колесницах. Все эти божества вместе с сонмом духов плодородия составили огромный круг персонажей последующего изобразительного искусства.

       В Ведах упоминается также  о музыке и архитектуре того  времени. Судя по описаниям,  люди ведической поры жили  замкнутой, патриархальной жизнью  в небольших селениях, состоявших  из круглых в плане деревянных  построек с полусферическими  и коническими крышами. Деревню  окружала ограда, вокруг которой  шла круговая тропа. Две широкие,  пересекающиеся под прямым углом  улицы делили ее на четыре  части и завершались четырьмя  воротами. [5]

Более развитые формы деревянного зодчества  появились уже в середине 1-го тыс. до н. э. В 10-7 вв. до н. э. в Индии  стали складываться рабовладельческие  государственные объединения. Одним  из древнейших было государство Бхаратов. К середине 1-го тыс. до н. э. таких  государств уже было несколько десятков. Среди них основным стало Магадха, владевшее почти всей долиной Ганга. Это время ознаменовалось большим подъемом экономики и культуры страны. В городах выросли дворцы и храмы, усложнились строительные приемы и приемы украшения деревянных сооружений, умножилась выделка дорогих предметов обихода, расцвели многие ремесла.

  Значительные перемены произошли и в духовной жизни страны. В новом государстве власть постепенно перешла в руки жрецов - брахман, а религия, получившая название брахманизма, стала отличаться от более ранних культур своим ярко выраженным классовым характером и утверждением разделения людей на сословия - варны. Высшей считалась варна жрецов - брахман, а наиболее бесправной варна слуг - шудр. Брахманы ввели и новых богов, оттеснивших старых,- Брахму - созидателя мира, Вишну - бога солнца, Индру - покровителя царской власти и Шиву - божество страшной разрушительной силы, направленной против зла. Эти боги также вошли в круг традиционных образов индийского искусства.

   Во второй половине 1-го тыс. до н. э. были созданы и крупнейшие эпические произведения Индии - Махабхарата (Великая война потомков Бхараты) и Рамаяна (Сказ о приключениях царя Рамы), куда вошли мифы, сказания о жизни народов Индии, легенды о ее богах и героях. Эти поистине грандиозные сказы пополнили индийское изобразительное искусство своими драматическими сюжетами, внесли в него новые живые и эмоциональные ноты. Зримые, почти осязаемые картины природы, удивительных приключений, обрядов и игр сплетаются в них с описанием титанических подвигов богов и героев, наделенных божественной, сверхчеловеческой силой. В грандиозной битве за власть между двумя древними родами Кауравов и Пандавов участвуют все живущие на земле и на небе - боги и духи, люди и звери, а сама битва приобретает космический размах. Космический размах присутствует и в тех разделах Махабхараты, где описываются дворцы правителей с прозрачными жемчужными сетками на окнах, легкими для восхождения лестницами, полами, сложенными из драгоценных камней, сотнями дверей, ковров и сверкающих сидений, а также с декоративными деревьями, унизанными тысячами самоцветов. Эти описания как бы воплощали прекрасные мечты людей того времени о волшебной красоте окружающего их мира.

     Таким образом, Махабхарата и Рамаяна  (герои которой также совершают чудеса и выдающиеся подвиги) стали своего рода сводами легенд и превратились в неисчерпаемую духовную сокровищницу всей индийской культуры.

     Художественная  жизнь Древней Индии достигла зрелости и полноты своего расцвета в конце 1-го тыс. до н. э., когда, после отражения Чандрагуптой из рода Маурья натиска войск Александра Македонского, страна оказалась объединенной в обширное государство Маурьев. Царь Ашока (ок. 273 - 232 гг. до н. э.) еще более расширил ее территорию. Громадное государство Маурьев установило при нем многочисленные торговые и культурные связи с разными странами - Шри-Ланкой (Цейлоном), Сирией, Египтом и другими. От этого времени до нас сохранились и многие произведения индийской архитектуры и скульптуры, поскольку храмовые и мемориальные сооружения той поры выполнялись уже целиком из камня.

     Но  о самой столице Паталипутре  мы можем подчерпнуть сведения только из описаний грека Мегасфена, направленного  туда (ок. 302 г. до н. э.) в качестве посланника. По его записям, Паталипутра, окруженная деревянными стенами с шестьюдесятью четырьмя воротами и обведенная рвом, была красивейшим городом. В охраняемой семьюдесятью дозорными башнями столице было множество разнообразных двух- и трехэтажных зданий. Особым великолепием, обилием резьбы и инкрастаций отличался огромный деревянный дворец правителя, по словам Мегасфена превосходивший размерами даже дворец в Сузах. В более позднем дворце Паталипутры, возможно принадлежавшем царю Ашоке, применялись высокие колонны, сделанные из превосходно отполированного гранита. Напоминающие колонны персепольских царских залов - ападана, они свидетельствовали о некогда близких контактах Индии и Ахменидского Ирана, у которого индийские правители переняли вместе с символами величия царской власти и секреты мастерства работы в камне. Колонны дворца Ашоки были столь ослепительны, что китайский паломник Фа Сянь, посетивший Паталипутру уже в 5 в. н. э., пораженный их великолепием, отказывался верить в рукотворность их создания.[5]

  Дворец Ашоки, насколько можно судить по позднейшим рельефам и описаниям, его запечатлевшим, представлял собой многоэтажное деревянное здание, воздвигнутое на каменном фундаменте. В трех его этажах располагались один над другим огромные многоколонные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми изображениями растений и животных. По фасаду тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангу террасами спускались сады с фонтанами и бассейнами.

Информация о работе Культура и искусство Древней Индии