Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:06, реферат
1 Борокко классицизм.
2 Особености жанра трагедии в классицизме на примере Расина и Корнеля.
3.Высокая комедия Мольера. Худ особенности.
5.Английское просвящение Джо́натан Свифт.
6.Особенности просвящения в Германии.Шиллер Гете. ....
....12. Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Писатели
указанного периода нисколько не
забывают еще об одной эстетической
обстановке критического реализма —
объективности
В
истории науки это был важный
период. Бурно развивалась биология
(в 1859 году была опубликована книга
Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология,
происходило становление
Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» (История всемирной литературы. Т.7. — М.,1990).
Очевидно,
что писатели этой эпохи резко
изменили направление творчества и
повели литературу (и роман в частности)
в сторону углубленного психологизма,
а в формуле «социально-
12
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
13натурализм - творческое
направление в литературе, изобразительном
искусстве, театре, кино, появившееся в
последней трети XIX века в Европе и Америке
под влиянием философии позитивизма и
его главных представителей - француза
Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта
Спенсера (1820-1903) и др. В основе их идей
лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное"
знание может быть получено не в результате
отвлеченных умственных спекуляций, а
лишь как выводы из отдельных специальных
наук и их комплексного взаимодействия.
Эстетика натурализма, перенося принципы
позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась
И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде
всего Эмилем Золя (1840- 1902), воплотившим
ее в своем творчестве. По их мнению, художник
должен отражать окружающий мир без всяких
прикрас, типизации, условностей и табу,
с максимальной объективностью, подчиняясь
лишь правде "позитивной", экспериментальной
науки. Писатели и художники-натуралисты
претендовали на то, чтобы рассказать
о человеке "всю подноготную", проявляя
повышенное внимание к биологическим
сторонам его жизни, как позднее в науке
это сделал 3. Фрейд.
Причины поведения людей и особенностей
их жизни усматривались натуралистами
преимущественно в физиологии, часто патологии,
наследственности, расовой принадлежности,
а также во влиянии внешней среды. Общественные
конфликты объяснялись борьбой за существование
в духе социального дарвинизма.
Натурализм в искусстве обнаруживает
себя в сознательно откровенном изображении
физиологических проявлений человека,
сцен насилия и жестокости, бесстрастно
наблюдаемых и описываемых художником.
Ведущими признаками натурализма, таким
образом, являются подчеркнутая "фотографичность"
и деэстетизация художественной формы,
будь то в литературе, живописи или кино.
Крайними проявлениями натурализма, уже
выходящими за грань искусства, являются
появившаяся в результате "сексуальной
революции" разного рода порнопродукция,
изображение "грязных" сторон жизни
и сцен насилия, получивших в народе меткое
обозначение "чернуха".
Важно отметить, что натуралистическая
школа в России с ее традиционной религиозностью,
духовностью и патриархальностью заметного
развития не получила. Прямым подражателем
и пропагандистом Э. Золя у нас был ныне
уже забытый прозаик Петр Дмитриевич Боборыкин
(1836-1921), позднее натуралистические романы
и рассказы писал Михаил Петрович Арцыбашев
(1878-1927). Некоторые положения эстетики
натурализма, в частности тезис о роли
биологической наследственности, преломили
в своем творчестве Алексей Феофилактович
Писемский (1821-1881), Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк (1852-1912) и некоторые другие
писатели-реалисты. 14
Расцвет английского
критического реализма относится к 30—40-м
годам XIX века. В этот период выступают
такие замечательные писатели-реалисты,
как Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл,
поэты-чартисты Джонс и Линтон. 30—40-е годы
в истории Англии — это период напряженной
социальной и идеологической борьбы, период
выступления на историческую арену чартистов.
В конце XVIII века в Англии произошел промышленный
переворот, который явился мощным толчком
для развития капитализма в стране. С этого
времени начинается быстрый рост английской
промышленности, а вместе с тем и английского
пролетариата. В работе «Положение рабочего
класса в Англии» Энгельс писал, что Англия
30—40-х годов XIX века была классической
страной пролетариата.
Вместе с тем Англия XIX века представляла
собой классическую страну капитализма.
Уже в начале 30-х годов она вступает в новый
этап своего исторического развития, ознаменовавшийся
обострением противоречий между буржуазией
и пролетариатом. Буржуазные реформы (закон
о бедных — в 1834 году, от-¦ мена хлебных
законов — в 1849 году) способствовали развитию
английской промышленности. В этот период
Англия занимает прочное положение на
международной арене. Расширяются ее колонии
и рынки сбыта. Однако колониально-национальные
противоречия обостряются в не меньшей
степени, чем классовые.
В середине 30-х годов в стране начинается
подъем рабочего движения. Выступление
чартистов свидетельствовало о предельном
напряжении социальной борьбы. «Начиная
с этого момента, классовая борьба, практическая
и теоретическая, принимает все более
ярко выраженные и угрожающие формы».
В период 30—50-х годов обостряется и идеологическая
борьба в Англии. Буржуазные идеологи
— Бентам, Мальтус и другие — выступили
на защиту буржуазного строя. Буржуазные
теоретики, историки (Милль, Маколей) восхваляли
капиталистическую цивилизацию и стремились
доказать незыблемость существующих порядков.
Охранительные тенденции получили яркое
выражение и в творчестве буржуазных писателей
(романы Бульвера и Дизраэли, несколько
позднее — произведения Рида и Коллинза).
Тем большее значение и широкий общественно-политический
резонанс имело выступление замечательной
плеяды английских критических реалистов.
Их творчество развивалось в обстановке
напряженной идеологической борьбы. Выступая
против буржуазно-апологетической литературы,
Диккенс и Теккерей уже с самых первых
лет своего творчества отстаивали глубоко
правдивое и социально значимое искусство.
Продолжая лучшие традиции реалистической
литературы прошлого, и в первую очередь
писателей XVIII века — Свифта, Фильдинга
и Смоллета, Диккенс и Теккерей утверждали
демократические принципы в искусстве.
В своем творчестве английские реалисты
всесторонне отразили жизнь современного
им общества. Объектом своей критики и
осмеяния они сделали не только представителей
буржуазно-аристократической среды, но
и ту систему законов и порядков, которая
была установлена власть имущими для их
собственных интересов и выгоды. В своих
романах писатели-реалисты ставят проблемы
большой социальной значимости, приходят
к таким обобщениям и выводам, которые
непосредственно подводят читателя к
мысли о бесчеловечности и несправедливости
существующего общественного строя. Английские
реалисты обратились к основному конфликту
современной им эпохи — к конфликту между
пролетариатом и буржуазией. В романе
Диккенса «Тяжелые времена», в «Шерли»
Бронте и «Мэри Бартон» Гаскелл поставлена
проблема взаимоотношений капиталистов
и рабочих. Произведения английских писателей-реалистов
имеют ярко выраженную антибуржуазную
направленность. Маркс писал:
«Блестящая плеяда современных английских
писателей, чьи выразительные и красноречивые
страницы раскрыли миру больше политических
и социальных истин, чем это сделали все
профессиональные политики, публицисты
и моралисты, вместе взятые, показали все
слои буржуазии, начиная с «высокочтимого»
рантье и держателя ценных бумаг, который
смотрит на любое предпринимательство
как на нечто вульгарное, и кончая мелким
лавочником и клерком в конторе адвоката.
И как же изобразили их Диккенс и Теккерей,
мисс Бронте и миссис Гаскелл? Полными
самомнения, напыщенности, мелочного тиранства
и невежества; и цивилизованный мир подтвердил
их приговор, заклеймив этот класс уничтожающей
эпиграммой: «Он раболепен по отношению
к стоящим выше и деспотичен к стоящим
ниже».
Характерную особенность английских
реалистов составляет присущее им мастерство
сатирического обличения. Сатира, со всем
богатством и разнообразием ее оттенков,
является острейшим оружием Диккенса
и Теккерея. И это вполне понятно. Сатирические
приемы обличения помогают писателям
с наибольшей очевидностью и убедительностью
раскрыть несоответствие между внешней
стороной того или иного явления и его
подлинной сущностью.
Своекорыстию буржуазных дельцов писатели-реалисты
противопоставляли нравственную чистоту,
трудолюбие, бескорыстие и стойкость простых
людей. В описании людей из народа особенно
сильно чувствуется гуманизм английских
писателей, и прежде всего Диккенса. В
творчестве Диккенса с наибольшей силой
проявился и присущий английским реалистам
демократизм. Свой положительный идеал
писатель видит в бескорыстных и честных
тружениках. Только в среде простых людей,
утверждает Диккенс, возможно счастье,
ибо только здесь могут во всей их красоте
раскрываться подлинно человеческие чувства.
Однако английские критические реалисты
были далеки от понимания закономерностей
исторического развития. Они не были непосредственно
связаны с происходившим в стране рабочим
движением. Отражая в своих произведениях
стремление народных масс к лучшей жизни,
писатели-реалисты не могли ни предложить
какой-либо определенной программы изменения
существующих порядков, ни указать правильных
путей борьбы. В их произведениях непомерно
большая роль отводится моральному фактору.
Проповедь классового мира, морального
усовершенствования людей, апелляция
к совести власть имущих, примирительные
тенденции — все это имеет место во многих
произведениях критических реалистов.
Очень часто даже лучшие произведения
Диккенса и других писателей-реалистов
завершаются компромиссными решениями
поставленных в них больших проблем социального
характера. Однако благополучные концовки,
стремление доказать закономерность победы
добра над злом приходят в столкновение
с правдой жизни, с логикой самой действительности,
реалистически изображенной в произведениях.
Утопические идеалы английских критических
реалистов порождают элементы романтики
в их творчестве.
Во второй половине XIX века в Англии не
затихает классовая борьба, продолжаются
выступления рабочих, однако по своей
силе и массовости они значительно уступают
рабочему движению предшествующих лет.
В рабочем движении усиливается оппортунизм.
На многих явлениях общественной жизни
Англии сказалось влияние буржуазной
идеологии. Во многом оно определило и
характер развития литературы тех лет.
В 50—60-е годы, одновременно с Диккенсом,
в английской литературе выступали Теккерей,
Бронте, Гаскелл. Однако в эти годы произведения
крупнейших писателей-реалистов, «представителей
блестящей школы английских романистов»
(Маркс), уже утрачивают свою былую обличительную
силу. В «Пенденнисе», «Генри Эсмонде»,
«Ньюкомах» сравнительно с «Ярмаркой
тщеславия» (1848) значительно снизилась
сила сатирического разоблачения Теккереем
буржуазно-аристократической Англии.
После «Джен Эйр» (1847) и «Шерли» (1849) не
появилось сколько-нибудь более значительных
произведений Бронте, и если в «Мэри Бартон»
(1848) Гаскелл поставила актуальную проблему
положения рабочих, то в дальнейшем ее
романы уступают этому произведению в
идейно-художественном отношении.
Известная идейная ограниченность, свойственная
взглядам английских реалистов XIX века
и проявившаяся прежде всего в утверждении
возможности и даже необходимости классового
мира, связанная с боязнью революционного
выступления масс, давала себя знать в
50—60-е годы с новой силой.
Большие полотна, отражавшие общественно-политическую
и частную жизнь всех классов и социальных
слоев английского общества, сменяются
романами, более камерного характера,
произведениями, в которых делается малоубедительная
попытка объяснить зло жизни отдельными,
частными пороками капиталистического
общества. Что же касается Диккенса, то
он в это время был наиболее стойким и
последовательным могиканом критического
реализма в английской литературе.
Философия позитивизма в значительной
степени определила характер творчества
Джордж Элиот; в ее романах («Мельница
на Флоссе», «Адам Вид») реалистические
изображения жизни весьма часто подменяются
мелочным копированием действительности,
повышенным интересом к проблемам наследственности
и явлениям биологического характера.
Герои ее книг — простые люди; писательница
сочувствует им и внимательно следит за
перипетиями их трудной и сложной жизни.
Но романы Элиот уводят читателя от правильного
разрешения вопросов социального характера
и социальных конфликтов. Проповедь мирной
эволюции, классового мира звучит в произведениях
Элиот. 15
С 40-х годов прошлого века и до самого конца его в русской литературе господствовал реализм. Новые качества возникали в активном контакте с традицией. Потребность коренных обновлений побуждала к широкому подведению итогов: что принять и от чего отказаться в художественном прошлом. Его восприятие в литературе того времени отличалось особенной интенсивностью.
Преобразование
реализма происходит на рубеже веков
во всей Европе. Но роль традиций в этом
процессе была особенно велика именно
в России, потому что здесь классический
реализм не только не ослабевает к
концу века, а обогащается. В 90-е
годы в русскую литературу вступает
молодое поколение
К концу XIX столетия мировое значение толстовской деятельности было в полной мере осознано и за рубежом. Первостепенно важными для литературного процесса оказались завоевания творчества Чехова, создавшего, по словам Л. Толстого, совершенно новые формы письма и в прозе и в драматургии.
Реалистическая
литература переходной эпохи в целом
не возвысилась до уровня своих великих
предшественников. Одно из объяснений
тому — особые сложности творческого
самоопределения в пору коренной
смены ценностей и ориентиров
в стране. Но вопреки противоречиям
и трудностям направление продолжало
интенсивно развиваться, породив особое
типологическое качество, которое возникло
на почве обновленного восприятия традиций
классического реализма и постепенного
преодоления концепции
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую "смерть" супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре[5].Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.