Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:06, реферат
1 Борокко классицизм.
2 Особености жанра трагедии в классицизме на примере Расина и Корнеля.
3.Высокая комедия Мольера. Худ особенности.
5.Английское просвящение Джо́натан Свифт.
6.Особенности просвящения в Германии.Шиллер Гете. ....
....12. Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
3.Высокая комедия Мольера. Худ особенности.
Образцом
"высокой комедии" может служить
"Тартюф". Борьба за постановку "
Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете
на разрешение комедии Мольер трижды
ее переделывал, но смягчить своих противников
не смог. Противниками "Тартюфа" были
могущественные люди — члены Общества
Святых Даров, своего рода мирского отделения
при ордене иезуитов, которое исполняло
функции негласной полиции
Просвеще́ние — передача знаний, распространение знаний и культуры. Также под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний..Дени́ Дидро́ 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» . Классический театр проводил строгое разделение между трагедией, жанром, существовавшим для возвышенных и героических тем, для изображения высшего сословия, с одной стороны, и комедией с будничными темами и героями из простых сословий — с другой. Самый факт установления среднего жанра, который получил впоследствии такое распространение под именем драмы, свидетельствовал о том влиянии, которое оказывала буржуазия на развитие литературыПо учению Дидро, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. С другой стороны, забавное и смешное не чуждо и придворной аристократии. Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Чувствительность и нравоучение — основные черты нового жанра, вопросы семьи и морали — его главные темы, добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне — преобладающие герои. Новый жанр вполне соответствовал задачам Просветительного века, театр стал проводником освободительных идей, вернулся к человеческой природе, отменил все условности, этикет, торжественный стих и высокий стиль классического направления, вполне отвечая вкусам буржуазии, которая не имела героических предков и воспоминаний, любила семейный очаг и жила в атмосфере своих будничных забот.Эти же взгляды — верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в Если драмы Дидро сохранили только исторический интерес, то более счастливым оказался Дидро в своих повестях. В них он удачнее проводит то положительное, что внесли идеологи буржуазии в литературу. Здесь ярко выражена зависимость героя от среды, их связь и взаимодействие: герой вставлен в рамки бытовых условий, и человеку вообще, человеку рационалистически, отвлечённо построенному классиками, противопоставляется общественный тип, живой образ, озаряющий смысл целой эпохи. Следует указать также на повесть Дидро «Монахиня» , где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки послушницы, не понимающей того, что она переживает. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды делает «Монахиню» одним из лучших произведений французской прозы XVIII века.Вольте́р 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778,) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитникПродолжая культивировать аристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» «Заира», «Цезарь», «Альзира»Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности , её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью. В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и т.п.Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий.Поэзия Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи вместо богов — аллегорические образы — понятия: любви, ревности, фанатизма Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV.
5.Английское просвящение Джо́натан Свифт 30 ноября 1667, , Ирландия — 19 октября 1745, Дублин) — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель.Наиболее известен как автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине, где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги еще при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроход-цем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирова-на философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт вза-имного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скры-тому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж-личностных отношений.Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Анг-лии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянстваПровозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспеваниеВ течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защи-щающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти ко-роля Георга III, все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защи-щающая интересы сторонников абсолютизма.
6.Особенности просвящения в Германии.Шиллер Гете
Расцвет эпохи Просвещения в Германии падает на XVIII век и связан с плеядой всемирно известных деятелей: И. Г. Гердером, Г. Э. Лессингом, И. В. Гёте и Ф. Шиллером, И. Кантом и многими другими. Закладываются основы национальной литературы и эстетической мысли, формируется особо пристальный интерес к национальной истории, народному художественному опыту, интерес к человеку как продукту исторической и социальной реальности своего йремени.Ни одного из перечисленных писателей нельзя назвать писателем детским, они не писали для детей,- они формировали мировосприятие всего народа, созидали язык и литературу в ее современном понимании и прокладывали пути следующим поколениям писателей, в том числе - детским. Классическая литература Кант и Гегель сформулировали основные законы учения о красоте. Им принадлежит идея воспитания посредством красоты и в первую очередь путем приобщения к словесному искусству. При всей социальной односторонности этих утверждений; исторически вполне объяснимых, идеи немецких мыслителей оказали огромное влияние на формирование не только немецкой, но и мировой культуры. Идея обязательности нравственной ориентации искусства была развита Ф. Шиллером в его Шиллер утверждает искусство как форму мира, как подвиг, как деяние во имя будущего. Осознавая абстрактность ряда положений их эстетики, нельзя забывать, ‘ что сама идея нравственных исканий как сути и смысла литературы, прежде всего литературы для детей, нисколько не поблекла от времени и сегодня является одной из актуальнейших проблем прогрессивной литературы современности.Идеи Гердера, издавшего великолепный сборник «Голоса народов в песнях>, пробудили интерес к национальной литературе и ее прошлому и вызвали к жизни ряд интересных изданий народных сказок и легенд. Широкую известность в Германии приобрели литературные обработки народных сказок в духе Готфрид Август Бюргер (1747-1794) - автор многих поэтических сборников, известных не только в Германии, и знаменитой поэмы «Ленора», близкой по духу к народным песням, стал литературным отцом знаменитой в Германии и за ее пределами книги о бароне Мюнхаузене . Книга Бюргера вызвала ряд подражаний, «мюнхаузенад», как их принято называть в литературе. Первоначальное авторство сборника веселых историй о бездельнике и врале Мюнхаузене до сих пор остается вопросом спорным. Был ли ее автором сам барон, живший в Германии этого времени, или безвестный Рудольф Эрих Распг (1737-1794), опубликовавший книгу в Лондоне на английском языке, за год до Бюргера.Русскому читателю больше известен «Мюнхаузен» Распе. Произошло это не случайно. До известной поры и немецким читателям был известнее Распе, поскольку книга его появилась раньше книги Бюргера, обладающей, несомненно, большими художественными и познавательными достоинствами, но которая труднее для восприятия, особенно детского. Так и сложилась своеобразная ситуация: в детской литературе отдавалось предпочтение варианту Распе, во взрослой - варианту Бюргера. Влияние воспитательных идей Руссо в Германии XVIII века особенно ярко проявилось в творчестве известного педагога-энциклопедиста Германии и детского писателя Иоахима Кампе (1746-1818), получившего за свою деятельность звание гражданина революционной Франции. Он был автором ряда обработок «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, выходивших под разными названиями. Нарочитая дидактика и рационализм, бюргерский практицизм книги Кампе снижали достоинство его обработок. Противоречия Кампе отразили сущность противоречивости позднего немецкого просветительства. Целью книг Кампе было стремление преодолеть историческую пассивность и бездеятельность немецкого бюргера, воспитать деятельного гражданина, но в условиях Германии все свелось к проповеди буржуазного практицизма. Не случайно книга получила резко отрицательную оценку В. Г. Белинского.
7Сентиментализм как направление в литературе английского Просвещения. Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления — сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству, как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Политически еще не осознанное, смутное ощущение противоречий буржуазной цивилизации находит себе выражение в сентиментальной меланхолии и обращении к природе. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была так называемая кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Более значительным является творчество Оливера Голдсмита (1728—1774). В его поэме «Покинутая деревня» и романе «Векфильдский священник» идиллические картины патриархального мира и элегия по поводу его неизбежной гибели сочетаются с трезвой критикой буржуазных порядков. Самым крупным представителем сентиментализма был Лоренс Стерн (1713— 1768). Его роман «Сентиментальное путешествие» дал название всему литературномунаправлению. В «Тристраме Шенди» Стерн пародирует весь идейно-художественный строй просветительского романа: он издевается над здравым смыслом буржуа — героя литературы XVIII в. и находит крупицы поэзии только в эксцентрических причудах и добром сердце своих милых чудаков из Шенди Холла — этого последнего осколка старой патриархальной Англии. 8 предромантизм ,готический роман
8.Предромантизм — в общепринятом в российском и советском литературоведении смысле, комплекс явлений в английской литературе второй половины XVIII века, включающий кладбищенскую поэзию, готический романХорас Уолпол начал с 1750 г. перестраивать и достраивать в готическом вкусе свой сельский дом в Строберри Хилл около Виндзора, превращая его в странный, но живописный комплекс зданий. Этот стиль называли готикой эпохи рококо. Он воспринимался как в высшей степени эклектический и неподлинный. То же впечатление дикой эклектичности и ложной «средневековости» производил и знаменитый роман Уолпола «Замок Отранто» (1756).Друг Томаса Грея Ричард Хёрд в своих «Письмах о рыцарстве и рыцарских романах» (важную службу ему сослужила работа Сент Пале) объявлял готические нравы и фантазии более пригодными для целей поэзии, нежели классические. Впрочем, Хёрд отмечал, что в нынешнюю эпоху разума поэту нельзя советовать работать с готическими вымыслами, так как они сохраняли силу лишь до тех пор, пока имели корни в народной вере. «Если архитектор проверяет готическое здание в соответствии с правилами греческого зодчества, то он не обнаружит в таком здании ничего, кроме бесформенности. Но у готического зодчества имеются собственные правила, в соответствии с которыми, если дойдет до такого рода проверки, его ценность проявится так же зримо, как и ценность греческого зодчества». «Письма» оказали сильное влияние на Гамана и Гердера.Ещё до Херда в своих «Заметках о Королеве фей» выступил в защиту рыцарства Томас Уортон, который позже в своей большой работе «История английской поэзии» использовал идеи Хёрда и Малле.В 1760-63 годах Макферсон опубликовал сборник песен Оссиана.Не менее значима была публикация Томасом Перси сборника баллад «Остатки древней английской поэзии». Мощное воздействие этого сборника было неожиданным и для самого составителя. В соответствии с меняющимися вкусами публика искала в старых балладах «простоту» и «чувство».сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы Сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. «Зыбкая», переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах «предромантиков», часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности («Влюблённый дьявол» Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание.ПРЕДРОМАНТИЗМ (преромантизм) - комплекс идейно-стилевых тенденций в литературах европейских стран и США (кон. 18 - нач. 19 вв.), предвосхитивших романтизм. Сохранял ряд черт сентиментализма, но положил начало бескомпромиссному отрицанию просветительского рационализма. Проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и "естественному", не затронутому цивилизацией обществу. Наиболее полно комплекс идей предромантизма выразил Ж.-Ж. Руссо. Богата литература предромантизма в Англии, возродившая ряд фольклорных жанров и создавшая готический роман. В Германии предромантизм проявился у писателей "Бури и натиска".Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый», как в подзаголовке романа «Замок Отранто», действие которого происходит в Средние века.
9. Немецкий романтизм— термин, использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.Немецкий романтизм являлся главным движением в философии, искусстве и культуре с конца 18 до середины 19 вв. Немецкий романтизм развился позже своего английского аналога. В первые годы своего развитию он именовался Немецким классицизмом или Веймарским. Но по сравнению с английским аналогом, он стал известнее и популярнее благодаря своему разнообразию юмора и остроумия.Свою точку зрения высказал Генрих Гейне, раскритиковав ранних романтиков, рассматривавших Средневековье как образец для искусства и общества. Немецкие романтики пытались создавать новые типы искусства науки и философии, обращаясь к Средневековью. И так развиваясь, романтизм достиг своего позднего периода, которыйотличился своей значимостью, напряжённость и и более сложным проектированием творческого гения.
10, Романти́зм— явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах.
11
В 1830 — 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего — Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.Литература 1830 — 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма — деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведенияРеалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Черты романтизма обнаруживаются— в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);— в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);— в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);— в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных — носителей авторских идеалов (романы Диккенса).Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа — реализм первой и второй половины XIX века В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть. Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь — на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран — Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности, которая не воспринималась и не воспроизводилась ими как продукт прямой взаимосвязи социального и психолого-биологического начал и жестко понимаемых детерминат. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода — необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.