Развитию польских танцев в
значительной степени способствовали
оперно-балетный театр и бальная
хореография. Но в сценической
обработке шотеров прошлого и тем более
в бальной интерпретации народный танец
не мог быть представлен во всей своей
красоте и многообразии. Особенно много
терял он в бальной интерпретации, приобретая
салонно-изысканные, а иногда и манерные
черты. Подлинную красоту национального
танца, многообразие его форм сохранял
польский народ, особенно крестьянство.
В глубокой древности в крестьянской среде
возникли почти все виды народного танца.
Значительно позднее сочинителями танцев
стали ремесленники, городской люд. Первые
танцевальные формы были неразрывно вязаны
с обрядами, календарными играми, началом
и концом полевых работ, семейными торжествами,
являясь неотъемлемой частью их. Этим
объясняется массовость польских танцев,
широта и размах их композиционного рисунка,
издавна польским танцам присущи театральная
яркость, декоративность.
В рождественские праздники в
каждом доме были обязательны
танцы ряженых. Свои танцы имела
пасхальная неделя. А в день
Ивана Купалы молодежь водила
хороводы вокруг костров. Борьба
польского народа с угнетателями
запечатлена в героических танцах.
Они воспевают мужество и бесстрашие
простых людей. Патетична и
воинственна пластика этих танцев.
Их композиционный рисунок строг,
величествен, динамичен.
На
многолюдных народных празднествах
слагались и канонизировались
различные па, движения, позы наиболее
распространенных танцев: полонеза,
«мазурка», краковяка, «обэрэка»
и др. Поколение за поколением совершенствовали
и передавали друг другу красивый и сложный
комплекс их движений. Бережно хранил
польский народ чистоту форм и характер
исполнения своих танцев, оберегая их
от чужеродных влияний.
Польский
народный танец преимущественно
парно-массовый, исполняется он любым
количеством пар, чаще четным.
В отдельных областях есть
танцы мужские и женские. Велик
танцевальный словарь польской
народной хореографии. Здесь много
различных сложных движений, вращений,
поз. В пластике польских танцев
сочетаются грациозность и мужественность,
тонкая лиричность и бурный
темперамент. Но весь этот сложный
танцевально-психологический сплав
подается сдержанно, строго. Особенно
сложна архитектоника дуэта. В
нем много различных поворотов
и поз, мелких движений; исполнители
должны строго следить за красотой
рисунка рук, четко и образно
заканчивать танцевальные фразы.
В дуэте мужчина рыцарски внимателен
к своей даме, он старается
добиться ее благосклонности,
он элегантен, подтянут и мужествен.
Это особенно характерно для
мазурки.
В XVIII
веке полонез был известен
по всей Европе. Нередко в нем
участвовало огромное количество
пар — до ста двадцати. Существовали
формы полонеза, в которых юноши
и девушки не держались за
руки, известен полонез, исполнявшийся
только девушками. В настоящее
время в полонезе может участвовать
любое количество пар. Исполнители
держатся за руки, кавалер ведет
свою даму, он полон внимания
к ней.
Композиционно
полонезу свойствен самый разнообразный
рисунок: ход по кругу пара
за парой, построение в колонну,
поочередный переход пар через
колонну. Естественно, что при
этом исполнители разъединяют
руки, затем вновь соединяют их.
По ходу танца выполняются
повороты в парах, поклоны.
Музыкальный размер полонеза, как
и «ходзон», трехдольный, темп медленный,
торжественный. Заканчивается танец обычно
поклоном исполнителей друг другу.
Одним
из популярнейших польских танцев
является также «мазур». Родина его
— Мазовше. «Мазур» — парный танец. В польских
деревнях его исполняют под пение или
народный оркестр. Для этого танца народ
сложил много забавных и остроумных припевок.
Чаще всего в них восхваляется красивая
и ловкая в работе девушка, с которой хотят
танцевать все парни. Основная роль в «мазуре»
часто принадлежит девушке первой пары,
которая ведет танец, она может, танцуя,
подбросить платок вверх, а все юноши стараются
поймать его. Тот, кто поймает платок, может
потанцевать с этой девушкой. В «мазуре»
много различных сложных фигур. Перемена
их зависит от ведущей пары. «Мазур» - танец
веселый, жизнерадостный, некоторые его
фигуры напоминают массовую молодежную
игру. В быту он не имеет канонизированной
композиции. Балетмейстер, сочиняющий
сценическую форму танца, может строить
композицию и располагать фигуры свободно,
по собственному плану и замыслу. Но зато
«мазур» имеет только ему свойственные
ходы, движения, позы, своеобразный рисунок
рук. Эти его особенности должны сохраняться
в сценических формах танца.
Краковяк — быстрый, темпераментный
парно-массовый танец. Родина
его — Краков, но исполняется
он всюду. В народе краковяк
часто исполняется с припевками,
в которых восхваляются краковские
парни. Танец исполняется четным количеством
пар под оркестр народных инструментов
и от начала до конца идет в одном быстром
темпе.
В сценическую композицию краковяка
балетмейстер может ввести солирующую
пару. В народных формах краковяка
ведущая роль принадлежала юноше.
Смена фигур, создание веселой
атмосферы зависели от его
изобретательности и находчивости.
Он должен был сочинять прибаутки,
выбирать попевки. В краковяке много
разнообразных фигур. Исполняют его темпераментно,
четко. Красота танца зависит от правильного
положения корпуса, который должен быть
строен, несколько подтянут, но гибок.
Его положение должно соответствовать
движениям рук и ног. Мелкие движения ног
выполняются легко и ритмически четко.
Рисунок рук в краковяке сочетается с
общим рисунком танцевальной фигуры.
В Куявии родился танец, получивший
название «куявяк». Это танец медленный,
плавный, вальсообразный. Но бывает «куявяк»,
в котором фигуры ритмически выполняются
по-разному. Например, первая фигура выполняется
медленно, вторая — быстро, третья — медленно,
четвертая — быстро и т. д. В частушках
и песнях к «куявяку» парни просят музыкантов
сыграть и приглашают девушек к танцу,
а девушки благодарят родителей за то,
что они научили их танцевать. В сценическом
варианте этот танец выполняется четным
количеством пар. Для «куявяка» характерны:
парный ход по кругу с вращением, подниманием
и переносом девушек, своеобразные парные
вращения, во время которых юноша мелко
переступает на каблуках по 6-й позиции,
девушка — на полупальцах.
«Обэрэк», как и большинство польских
танцев, танец парно-массовый. Этот живой
и веселый танец построен на вращательных
движениях. Часто его танцуют после «куявяка».
Но если «обэрэк» исполняется самостоятельно,
то в нем может быть медленная часть. В
быту «обэрэк» исполнялся под пение или
под аккомпанемент народных инструментов.
В тексте попевок встречаются такие фразы:
«Изба мала, но когда вынесут печь, то будет
достаточно места для танца». Пары двигаются
по кругу, по диагонали или по прямой линии.
Для «обэрэка» характерно опускание юноши
на колено перед девушкой своей пары, прыжки
с поочередными бросками ног назад, так
называемые «козлы», причем обе ноги вытягиваются
в коленях, а корпус сильно наклоняется
вперед, без прогиба в пояснице Девушка
во время этого движения как бы поддерживает
юношу.
Горные районы Польши — родина
многих танцев, но особенно распространены
здесь гуральские и збуйницкие танцы.
Гуральский танец может начать одна пара,
постепенно вовлекая в танец остальных
участников праздника. Но танцующие пары
не соединяются. В паре исполнители также
не держатся за руки и двигаются самостоятельно
друг около друга. Гуральские танцы относятся
к числу импровизационных. Более сложные
движения выполняет мужчина. Большинство
этих танцев исполняется на низких полупальцах.
Руки у мужчин могут быть свободно опущены,
могут лежать тыльной стороной кисти на
бедрах или сзади на уровне поясницы. Локти
направлены чуть вперед. Женщины также
держат руки чуть сзади. У женщин на плечи
накинут большой платок, и, чтобы концы
не мешали, они руками отводят их назад.
Отсюда и произошло такое своеобразное
положение рук. Корпус в гуральском танце
не напряжен, и верхняя часть его слегка
наклонена вперед. Все движения выполняются
легко. Часто мужчины держат в руках топорик
(цюпага). Обычно танец начинает юноша,
ему подтанцовывает девушка, затем в танец
вовлекаются другие девушки. Танцуют с
выкриками. Иногда мужчины и женщины танцуют
отдельными группами.
Збуйницкий танец исполняют одни мужчины.
Число участников может быть от четырех
до шестнадцати человек. Танец имеет маршеобразный
характер, для него типичны энергичные
приседания, подскоки, притопы, звон скрещивающихся
топориков, которые обязательны в этом
танце, что свидетельствует о его связи
с военными походами, сражениями. Збуйницкому
танцу посвящено много народных легенд.
Збуи — народные мстители — защищали
бедных и бесправных. В легендах говорится,
что танцевали они вокруг горящего костра,
а в паузах пели воинственные песни, размахивая
топориками и со звоном скрещивая их. Танец
заканчивался сложными присядками, которые
каждый исполнитель делал по-своему, но
обязательно соблюдая общий ритм. В современном
збуйницком танце тоже много прыжков,
сложных присядок и фигур. Танец этот усложняют
движения с топориками. Ведет танец предводитель
— харнасе, он меняет фигуры, дает сигнал
к переброске топориков.
К районным вариантам польского
танца относится «трояк», он
типичен для Силезии. Исполняют
его тройками. В каждую тройку
входит один юноша и две
девушки. «Трояк» состоит из
двух частей. В первой, медленной
части (музыкальный размер 3/4) парни
ведут своих девушек по кругу.
Этот своеобразный парад троек
заканчивается построением в
полукруг или одна тройка за
другой. В первой части танец
нередко сопровождается пением.
Вторая часть быстрая, веселая
(музыкальный размер 2/4). Для нее
характерны вращения. Парень ударяет
в ладоши, а девушки в это
время быстро кружатся. Затем
он поочередно кружится со
своими партнершами и каждый
раз, прежде чем поменять девушку,
хлопает в ладоши. Пока парень
кружится с одной девушкой
на месте, вторая обегает их.
К концу второй части исполнители
в тройках снова берутся за
руки. Пору небывалого расцвета
переживает сейчас танцевальное
искусство Польской Народной
Республики. В сохранении подлинных
образцов народного танца, создании
новых форм, в популяризации национальной
хореографии в других странах
велика роль ансамблей народного
танца. Особенной популярностью
пользуются ансамбли «Мазовше» и
«Шлёнск». Государственный ансамбль песни
и танца «Мазовше» был создан в 1948 году.
Его основатели — Тадеуш Сыгетыньский
и Мира Зиминьска-Сыгетыньска. Танцы в
ансамбле ставили известные балетмейстеры
— Леон Войциховский, Евгений Паплинский,
Витольд Запала и другие. Необычайно богат
и разнообразен репертуар ансамбля, включающий
танцы всех областей Польши. Наряду с популярными
народными танцами репертуар ансамбля
все время пополняется вновь созданными
танцевальными композициями.
Государственный ансамбль народной
песни и танца «Шлёнск» в своем
творчестве представляет главным образом
танцевальный фольклор Силезии. Силезия
— самый крупный польский промышленный
район, район шахт и металлургических
заводов, который называют краем «черного
золота», район прекрасной горной природы.
Ансамбль возник в 1953 году. Создателем
и руководителем его является композитор
и писатель, собиратель народных песен,
профессор Станислав Хадына. Главный хореограф
ансамбля — Эльвира Каминская. «Шлёнск»
демонстрирует не только сокровища фольклора
Силезии, но и постоянно расширяет свой
репертуар за счет песен и танцев других
районов Польши. В его репертуаре: полонез,
мазурка, краковяк, «куявяк», «обэрэк»
и другие танцы.
Многие замечательные произведения
польских композиторов созданы
на народной основе. Гениальный
Шопен широко использовал танцевальный
фольклор. В своих полонезах и
мазурках композитор создавал
картины бесконечно дорогой ему
родной природы, сцены народной
жизни, выражал непреклонность
польских патриотов.
В польских танцах в художественной
форме запечатлены народный характер,
прошлое и настоящее страны. За
изысканность и красоту форм,
жизнерадостность, за связь с
жизнью польские танцы снискали
огромную популярность и любовь
во многих странах мира.
Список использованной
литературы
- Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М. 1983г.
- Р.Захаров. Записки балетмейстера. М., 1976
- Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.
- Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1999. – 235 с.
- Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. – М.: Искусство, 2000. – 431 с.
- Фокин М. Против течения. – Л., 2005. – 630 с.
- Ванслов В. Балеты Ю. Григоровича и проблемы хореографии. – М.: Искусство, 1998. – 175 с.
- Голейзовский К. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы. – М.: Искусство, 2000. – 342 с.
- Бурновиль А. Моя театральная жизнь. – М., 1999. – 232 с.
- Панферов В.И. Основы композиции танца. Экспериментальный учебник. Издательство «Копейский рабочий». Челябинск, 2003
- Слонимский Ю. Чудесное было рядом. – М., 1984. – 365 с.
- Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1998. – 128 с.
- Эльяш Н. Образы танца. – М., 2002. – 453 с.
- Футбер И. Пантомима, движение и образ. – М., 2000.
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Сов. Комп., 1981. – 154 с.