Пляска. В древности пляски носили
обрядовый, культовый характер, но
со временем приобрели бытовой.
Пляска - это наиболее распространенный
и любимый жанр русского народного
танца.
Пляска родилась в хороводе
и вышла из нее, разорвав
хороводную цепь, усложнив техническую
основу, создав свои формы и
рисунки, заменив хороводную песню
плясовой и различным музыкальным
сопровождением. Пляской можно выражать
различные состояния человека. Пляска
состоит из ряда отдельных
движений - элементов, которые отличаются
характерной манерой исполнения,
имеют русский национальный колорит.
Каждые движения в пляске наполнены
смыслом. Разнообразные движения,
число которых во много раз
увеличивается за счет импровизации
исполнителей, - характерная особенность
русской пляски. У исполнителя
русской пляски очень выразительны
руки, голова, плечи, лицо, кисти рук
и т.д. Пляска дает возможность
раскрыть личные, индивидуальные
черты характера. В пляске могут
участвовать парни и девушки,
мужчины и женщины, подростки
и пожилые люди. Для мужской пляски
характерны широта, размах, удаль, сила,
внимание и уважение к партнерше. Для женской
пляски характерны величавость, плавность,
благородство и задушевность, однако часто
она исполняется живо, с задором.
В каждой пляске есть свое
содержание, сюжет. Одной из отличительных
особенностей пляски является
индивидуальная импровизация. Пляска
отличается от хоровода более
богатой и сложной лексикой
танцевальных движений. Помимо обогащения
лексики пляска дает возможность
и для усложнения и разнообразия
пространственного рисунка: лихие
выходы парней, задорные проходки
девушек, перебежки, разнообразные
по рисунку переходы пар и
т.д. - все это создает новые
рисунки и построения, присущие
только пляске. Отличает пляску
от хоровода и музыкальное
сопровождение. Пляски идут не
только под песни, а под аккомпанемент
различных музыкальных инструментов.
Песни, под которые исполняется
пляски, в основном быстрые, мелодии
их ярко расцвечены акцентами
и резко выраженной активной
ритмикой. Такие песни называют
плясовыми. Плясовые и хороводные
песни где -то сближались, не всегда
имея резко отличительные черты. Исполнители
и зрители плясок подчеркивают ее ритмические
акценты с помощью подголосков, подкрикивания,
хлопков и различных музыкальных инструментов.
Пляска может идти в сопровождении многих
русских народных инструментов. Инструментальное
сопровождение - это еще одна основная
особенность отличающая пляску от хоровода.
Виды
пляски:
Одиночная.
Бывает мужской и женской. В
ней наиболее полно отражается
индивидуальность, мастерство, изобретательность
исполнителя. Одиночная пляска основана
на импровизации исполнителя. Исполнители
пляски своими движениями могут передавать
радость и веселье, глубокое любовное
чувство и юмор, также исполнители привносят
движения, связанные с трудовыми процессами,
образами птиц, зверей и т.д. Одиночная
пляска имеет свои устоявшиеся традиции
исполнения, определенную форму построения.
Она начинается с движения по кругу - проходки
- или с выхода в круг и исполнения какого-либо
движения на месте - с выходки. Это начало
пляски, затем следует ее развитие и пляска
достигает кульминации, и следует финал.
Парная. Ее исполняют в основном
парень и девушка, реже мужчина
и женщина, но пожилые люди
в ней участия не принимают.
Содержание парной пляски - как
бы сердечный разговор, диалог
влюбленных. Чаще всего это свадебные
пляски. Но иногда в парных
плясках содержание и настроение
бывает несколько иным: передается
равность или легкая обида
любящих. В основном парные
пляски очень лиричны. Они не
имеют строго установленного
рисунка, бурного нарастания и
энергии исполнения. Она ровная
по темпу.
Перепляс. Это соревнование в
силе, ловкости, изобретательности.
Это показ индивидуальности исполнителя.
В старинном русском переплясе
участвовали два парня или
двое мужчин, девушки участия
не принимали. Перепляс исполнялся
под сопровождение музыкальных
инструментов, реже под песню.
Перепляс начинался медленно, а
заканчивался в быстром темпе.
С изменением бытового уклада
перепляс стали исполнять все
желающие (женщины, мужчины, пожилые
люди), но участвуют всего двое.
Перепляс исполняется под общеизвестные
распространенные мелодии, иногда
под частушки. В настоящее время
на сцене пляшут несколько
человек с одной стороны, несколько
с другой, но при этом задача
и характер исполнения парного
перепляса сохраняется.
Массовый пляс. В этой пляске
нет ограничения ни в возрасте,
ни в количестве участников. Массовый
пляс чаще всего исполняют
в парах - один против другого.
Пляшут по одному, по трое, по
четверо, но у каждого исполнителя
пляса есть своя задача - не
только показать себя, но и
сплясать лучше, чем стоящий
рядом. Каждый исполнитель может
войти и выйти из пляса в
любом месте, не дожидаясь окончания.
Исполнитель может плясать в
любом месте площадки и с
любым участником пляса. На
сцене массовый пляс встречается
редко.
Групповая пляска. В групповой
пляске может участвовать много
народа, но чаще ее состав ограничивается
небольшой группой исполнителей.
Групповая пляска имеет установленное
построение. Она вобрала в себя
многие фигуры хороводов, в
некоторые групповые пляски вошли
одиночная или парная пляска,
используется импровизация. Групповые
пляски исполняют не только
парни и девушки, но и мужчины и женщины
среднего возраста. Чаще всего они исполняются
по парам или по тройкам. Групповые пляски
очень разнообразны по рисункам, сюжету
и содержанию. Она всегда имеет точное
место рождения и бытования. Каждая местность
имеет свои традиционные темы для плясок,
формы построения, манеру и местный колорит.
Все фигуры пляса круговые: исполняются
против часовой стрелки. Групповая пляска
продолжает жить и сейчас как в народе,
так и на сцене.
У публики "Полянка" И.
Моисеева имела бурный успех.
На эстраду навстречу друг
другу выходили парни и девушки.
Они шли так медленно, что можно
было хорошо рассмотреть, как
они одеты: ситцевые платья, рубашки
навыпуск - ничего искусственного, театрального,
все как в жизни. Где же
было еще найти столь инициативных
и смелых девчат, как, например,
та, что первая вырвалась вперед,
начиная танец: "А ну! Кто со
мной спляшет? Давай-давай, не
робей!" Светловолосая Элли Курикко
(финка по происхождению), подбоченясь,
отбивала дробь перед партнером с таким
темпераментом, что опровергала все представления
о флегматичности своей национальности.
После чего весь ряд девчонок наступал
на ребят: высоко и четко подбрасывая колени,
динамично бросив корпус вперед, вытянув
шеи, задрав подбородок, сверля веселыми
глазами своих "противников". Этот
ход стал лейтмотивным движением танца,
передавая его вызов, его молодой задор:
"Попробуйте с нами потягаться!" В
ответ наступали "стенкой" парни,
со звонкими перестуками ладоней по голенищам,
почему попало.
На таких танцевальных диалогах,
на веселой перебранке строился
весь номер. Это было соревнование
равных и в любви и в веселье. Верилось,
что с таким же задором они работают, подбадривая
друг друга своей энергией.
Эмоциональный напор исполнителей
такой, что перехлестывал через
рампу, превращая зрителей в
соучастников этого танцевального
смерча. И когда после громадного
динамического нарастания танец
обрывался так же резко, как
начался, у зрителей было учащенное
дыхание, как и у исполнителей,
которых они награждали взрывом
аплодисментов.
В "Полянке" Игоря Моисеева
на танцевальную эстраду пришла
современность. Но, как ни странно, критика
не осознала этого факта и балетмейстера
упрекали, говоря, что хотя танец и поставлен
"достаточно весело", но выглядит
"невыносимо фальшиво". Что "комикование
отнюдь не является типичной чертой русской
пляски". Что он "очень неразборчиво
отнесся к выбору... движений, вводя в свой
русский танец французское па-де-бурре
и украинские голубцы" (Ивинг в. Русская
пляска. - "Сов. искусство", 1938, 24 ноября.).
Наконец, что в ней "мало красоты - слишком
мало для того, чтобы она могла называться
танцем замечательного русского народа"
(Я. Шварц Диспут о русской пляске (Выступление
В. Голубова). - "Сов. искусство", 1939,
8 февр.). Между тем зрители были прозорливее
критики. "Полянка" стала одним из
популярнейших номеров первых программ
ансамбля.
Отрицая попытки Моисеева выразить
современность в традиционных
рамках русского танца, критика
вольно или невольно направляла
ансамбль лишь по линии исторической
ретроспекции, видя его задачу
в том, чтобы закрепить в
художественной сценической форме
уходящий из жизни танцевальный фольклор.
Кадриль.
По количеству исполнителей кадриль
можно отнести к групповым
пляскам, но ее более позднее
возникновение и появление в
быту русского человека, своеобразное
построение, четкое деление на
пары и фигуры и ряд других
признаков отличают кадриль от
традиционных плясок. Поэтому кадриль
выделяется в самостоятельную
форму. Кадриль ведет свое происхождение
от салонного французского танца.
Французская кадриль начала распространятся
в русском народе в начале XIX
столетия.
В народе кадриль десятилетиями
видоизменялась, совершенствовалась
и создавалась заново. Она приобрела
своеобразные движения, рисунки,
манеру исполнения, взяв от салонного
танца лишь некоторые особенности
построений, да название. Русский
народ сделал кадриль разнообразной
по рисунку, введя в нее многие
фигуры русских хороводов и
плясок. Богаче стала и форма
кадрили, она стала исполняться
и линиями, и квадратом, и
в круговом построении. В кадрили
стали принимать участие различное
количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но
обязательно четное. В некоторых
местностях, где было мало мужчин,
появляются кадрили, исполняемые одними
девушками. Если французская кадриль состояла
из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили
встречается, от 3 до 14 и даже более фигур.
Названия фигур французской кадрили почти
не имели отношения к существу танца. В
русской же кадрили фигуры получили разнообразные
названия исходя из местных особенностей,
а самое главное - названия эти ярко характеризуют
каждую фигуру с точки зрения хореографии
или ее содержания. В некоторые фигуры
кадрили вошли элементы таких видов русской
пляски, как одиночная и перепляс. Каждая
фигура кадрили исполняется под отдельную
распространенную плясовую песню или
мелодию. Каждая фигура отделяется от
другой паузами - остановками как в музыке
так и в пляске. Перед началом каждой фигуры
ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет
название или порядковый номер фигуры.
Каждая фигура почти всегда заканчивается
кружением, которое чаще всего происходит
по движению часовой стрелки. Кадриль
можно было плясать и в богатых, праздничных
и в будничных народных костюмах.
Виды кадрили:
Квадратная. Она исполняется четырьмя
парами, стоящими друг напротив
друга по углам квадрата. Движение
и переходы пар происходят
по диагонали или крест - накрест.
Квадратные кадрили пляшут по
всей России. Основные построения
и переходы пар:
а) все пары одновременно
сходятся к центру и затем возвращаются
на места;
б) две противоположные
пары идут навстречу друг другу и
меняются местами;
в) две противоположные
пары идут навстречу друг другу и
образуют кружок, после поворота по
кругу рапы расходятся обратно на
места или же меняются местами;
г) две противоположные
пары сходятся к центру, и парень
одной пары передает другому свою
девушку, а сам пляшет перед ними.
Линейная. Может участвовать от 2
до 16 пар. Пары располагаются в
таком порядке: слева от зрителя
первая пара, в другой линии,
напротив нее, вторая пара и
т.д. Каждая пара пляшет почти
всегда только с противостоящей
парой. Линейным кадрилям присущи
свои построения и переходы
пар.
Круговая. Участвует четное количество
пар, чаще всего 4 или 6, реже
8 пар. Но иногда в круговых
кадрилях может плясать нечетное
количество пар, но не менее
4 пар. Пары располагаются по
кругу, их отсчет ведется по
движению часовой стрелки. Первая
пара находится слева от зрителя.
В круговых кадрилях движения
пар и одиночные переходы происходят
по кругу, против часовой стрелки,
а так же к центру круга
и обратно:
а) парни стоят на
своих местах, а девушки переходят
по кругу, пока вновь не дойдут
до своих партнеров;
б) парни и девушки
одновременно идут по кругу
в противоположных направлениях,
пока не дойдут до своих
партнеров;
в) девушки или парни
сходятся к центру круга и
образуют «звездочку» или круг;
совершив в этом построении
полный поворот, возвращаются
к своим парам;
г) парни или девушки
образуют внутренний круг, повернувшись
лицом к внешнему кругу; исполнители
совершают обход со своими
партнершами правым или левым
плечом вперед.
Существует
также ряд других переходов.
Круговая кадриль исполняется
простым, шаркающим и переменным
шагом.
2.2. Польский танец.
Прошло несколько веков с той
поры, как польские народные танцы
стали известны во многих странах
Европы. Популярность пришла к
ним сразу. Их по достоинству
оценили и любители танцевального
искусства и мастера-профессионалы.