Ритм и акцент в том или
ином танцевальном движении могут
иногда кардинально изменить
характер движения и даже его национальную
принадлежность.
Большое
значение имеет ракурс, в котором
движение исполняется. Балетмейстер
должен найти такой ракурс (естественно,
учитывая основную задачу раскрытия
образа, его характера, манеры
исполнения), который был бы наиболее
интересен для данного движения.
В хореографическом произведении
может быть сольный номер, дуэт,
трио, квартет и т. д. В сочинении
массового номера балетмейстер
иногда использует единый текст
для всех исполнителей. В других случаях
выделяются сольные пары или отдельные
солисты, и во время их сольных выступлений
остальные исполнители как бы аккомпанируют
им. Аккомпанемент не должен отвлекать
внимание зрителей, а должен лишь помогать
воспринимать пластическое одноголосие
и многоголосие.
1.4. Рисунок танца.
Рисунком танца мы называем
перемещение танцующего или группы
танцующих по сценической площадке
и тот воображаемый след, который
как бы остается на полу, фиксируя
всевозможные танцевальные фигуры
и формы их передвижения по
сцене. Круги, эллипсы, параллельные
линии, диагонали, квадраты, треугольники,
спирали – все это используется в танцевальном
рисунке.
Рисунок танца – это расположение
и перемещение танцующих по сценической
площадке. Если мы будем следить за танцующими,
обращая внимание не на их движения, а
лишь на перемещение по сценической площадке,
то зафиксируем рисунок танца.
Рисунок танца, как и вся
композиция (он должен выражать
определенную мысль), должен быть
подчинен основной идее хореографического
произведения, эмоциональному состоянию
героев, которое проявляется в
их действиях и поступках. Прежде
чем разбирать значение рисунка
танца в создании хореографического
произведения, следует сказать, что
рисунок танца и танцевальный
текст неразрывно связаны. И
потому при анализе рисунка
танца в том или ином произведении
придется касаться и его хореографического
текста.
На протяжении веков хореографическое
искусство усложнялось, оттачивалось.
Развивались все составные части
композиции танца, становился
разнообразнее рисунок.
При сочинении рисунка танца
балетмейстер должен использовать
все возможности, для того чтобы
добиться наибольшей выразительности,
полнее раскрыть образ, характер,
настроение героя. Рисунок танца
должен развиваться логично, быть
тесно связан с танцевальной
лексикой, способствовать наиболее
яркому выявлению на сцене
танцевального текста.
Рисунок танца организует движения
танцующих, систематизирует их. Различные
построения и перестроения оказывают
на зрителя определенное психологическое
воздействие, и задача балетмейстера
– добиться, чтобы рисунок танца
наиболее полно выражал ту
мысль, то настроение и тот
характер, которые заложены в
номере.
Разнообразие и богатство рисунка
танца никогда не должны быть
самоцелью. Важно, чтобы рисунок
не отвлекал зрителя своей
оригинальностью, а всей своей
выразительностью способствовал
пониманию основной идеи произведения,
его образов, пониманию замысла
балетмейстера.
Драматургия номера раскрывается
через композицию танца, а следовательно
и через рисунок танца. Экспозиция, завязка,
ступени перед кульминацией, кульминация,
развязка требуют, чтобы рисунок танца
развивался от простого к сложному, чтобы
кульминационному моменту развития действия
соответствовал наиболее насыщенный рисунок
танца. Это особенно касается номеров,
где основным выразительным средством
является рисунок танца. Там, где танец
насыщен танцевальной лексикой, кульминация
номера может быть решена через интересный
танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде
может быть не столь насыщенным, не столь
сложным).
Балетмейстер, бесспорно, должен
учитывать, какое впечатление
производит сочиненное им произведение
на зрителя. Обычно во время
сценических репетиций хореограф
старается проверить построение
рисунка танца из разных точек
зрительного зала и при необходимости
вносит определенные коррективы.
Логика развития рисунка танца
диктует в первую очередь задачей,
которую ставит балетмейстер. Но
бывает случаи, когда в соответствии
с драматургией номера нужно
показать на сцене тревогу,
взволнованность или другие яркие,
эмоциональные состояния героя.
Тогда балетмейстер может строить
рисунок танца «клочковато», обрывать
один рисунок и переходить
к другому. Такое решение будет
вполне оправданным, так как
будет соответствовать задаче, которая
стоит перед балетмейстером.
Рисунок танца всецело зависит от музыкального
материала, на основе которого сочиняется
данный танцевальный номер. Он должен
отражать характер, образ музыки, ее стиль,
находиться в тесно связи с темпом, ритмом
музыкального сочинения. Танец, его рисунок,
развивается вместе с музыкой, он то замедляется,
то убыстряется, то звучит еле слышно на
пианиссимо, то усиливается до звучания
фортиссимо. В танце, так же как в музыке,
где одна фраза логически переходит в
другую, один рисунок должен сменять другой.
С началом новой музыкальной
фразы начинается и новая танцевальная
фраза. Если имеется повтор
музыкальной темы или ее развитие,
балетмейстер должен услышать
это и отразить либо в повторе, либо
а развитии уже использованного рисунка.
Музыкальная форма, композиторский
замысел произведения должен
найти адекватное выражение в
композиции танца, следовательно,
и в его рисунке.
Темп музыкального произведения,
динамика должна получить соответствующее
выражение в рисунке танца.
Темп определяет не только скорость
движения, не только быстроту перемещения
исполнителей по сценической площадке,
но и определяет характер произведения.
Таким образом, динамика, темп является
и средствами выразительности танца.
Характер и темперамент, присущие
танцам определенного народа, также находят
отражение в рисунке танца. Это проявляется
в динамике движения, в остроте и плавности
рисунка, свойственного тому или иному
народному танцу.
Каждый народ под влиянием
условий жизни, труда, географического
положения выработал в течение
веков свой типичный рисунок
танца, свою танцевальную лексику.
В них наиболее полно раскрывается
характер этого народа, его быт,
его обычаи и нравы.
Работая над постановкой народного
танца, балетмейстер должен досконально
изучать фольклорный материал
данной области – разновидности
хороводов, характер и манеру
движений, специфические, характерные
для этой области темы хороводных
песен. Кроме того, следует, конечно,
учитывать еще взаимосвязь и следовательно,
взаимовлияние культур различных народов.
Распределение танца по сценической
площадке зависит от многих факторов,
но прежде всего от той задачи, которую
ставит перед собой балетмейстер
в данном танцевальном номере. Он должен
умело сосредоточить внимание зрителя
на том эпизоде, который является
для него наиболее важным.
Рисунок танца может строиться
балетмейстером в нескольких
планах. Нужно, чтобы хореограф
умел переносить внимание зрителя
на тот план или на тех
действующих лиц, которые в
данный момент является главными.
Следовательно, рисунок танца
зависит прежде всего от замысла номера,
его идеи, музыкального материала, музыкальной
формы всего произведения (его внутреннего
характера и образа, ритмической стороны,
темпа, строения музыкальных фраз), национальной
принадлежности танца (характерные черты
рисунка, присущие танцам данного народа,
его характер).
Произведение должно быть построено
по законам драматургии, что
отражается и в рисунке танца.
При постановке танца балетмейстер
обязан учитывать логику развития
рисунка танца, стремиться к
разнообразию рисунков, использовать
принцип контраста в построении
рисунка, выделять основной, первый
план рисунка танца, равномерно
размещать рисунок по сценической
площадке.
Диагональ используется в танцах
очень часто, как в народных, так
и в классических. По диагонали очень выгодно
исполнять всевозможные па, требующие
стремительной динамики, - воздушные полеты,
бег на пальцах, различные вращения и т.
п. все зависит от замысла, от построения
комбинации, стиля и характера танца.
Круговые
танцы – движение танцующих по кругу –
берет свое начало в далекой древности.
Во время язычества хороводы водили по
кругу, изображая круговое движение солнце.
Это и теперь наиболее распространенная
фигура почти во всех народных танцах:
русские хороводы, украинские гопаки,
белорусские, молдавские, танцы народов
Кавказа и другие строятся на рисунке
круга. И профессиональное искусство танца,
в том числе и классический балет, никогда
без него не обходится: почти все вариации
и коды включают в свою композицию круг.
Каждый
последующий рисунок должен логически
вытекать из предыдущего, быть им подготовленным.
Раздел 2. Примеры
композиционного построения танцев и
их сравнительная характеристика.
2.1. Русский танец.
Хоровод. Основой хоровода является совместное
исполнение хороводной песни всеми его
участниками. Танец, песня и игра в хороводе
неразрывно и органично связаны между
собой. Хоровод объединяет и собирает
большое количество участников. Хоровод
- это массовое народное действо, где пляска,
или просто ходьба, или игра неразрывно
связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую,
социальную и бытовую темы.
Участники хоровода держатся, как
правило за руки, иногда за платок, шаль,
пояс, венок. В некоторых хороводах участники
за руки не держатся, а движутся друг за
другом или рядом, сохраняя строгий интервал,
иногда идут парами.
Хоровод
распространен по всей России,
и каждая область вносит что-то
новое, создавая разнообразие
в стиле, композиции, характере
и манере исполнения. Хороводы
исполняют в медленном, среднем
и быстрых темпах.
Но
в различных районах России
существуют свои местные особенности
исполнения хороводов, связанных
с природными и климатическими
условиями, со спецификой бытового
уклада и труда, человеческими
взаимоотношениями, формировавшимися
в различных жизненных условиях.
Эти особенности проявляются
и в составе исполнителей, и
в ритме, и в содержании песен,
под которые идет хоровод, и
в манере исполнения, присущей
только данной местности. На исполнение
хороводов сказывается и разнообразие
в костюмах, которые в разных областях
значительно отличаются друг от друга
и подчас весьма далеки от общепринятого
«русского сарафана», к которому мы так
привыкли на сцене.
Большое значение при постановке
хороводов отводится фигурам.
Фигуры могут образовываться
одними девушками, или парнями,
или парнями и девушками вместе,
которые могут быть разнообразно
выстроены. Об этих фигурах
будет сказано подробнее в
последующей главе.
Хороводы бывают: орнаментальными
и игровыми.
Орнаментальные хороводы. Если в
тексте песни, сопровождающей
хоровод нет конкретного действия,
ярко выраженного сюжета, действующих
лиц, то это орнаментальный
хоровод. Участники хоровода ходят
кругами, рядами, заплетают из
хороводной цепи различные фигуры,
согласую свой шаг с ритмом
песни, являющейся лишь музыкальным
сопровождением. Иногда орнаментальные
хороводы своим рисунком, построением
раскрывают и передают содержание
песни. Содержание песен, сопровождающих
орнаментальные хороводы, чаще всего
связанно с образами русской
природы, с поэтическими обобщениями,
коллективным трудом народа, его
бытом. Эти песни отличаются
более четким ритмическим построением,
объединяющим участников хоровода
в плавном или быстром плясовом
движении. В рисунках орнаментальных
хороводов очень силен элемент
изобразительности - «завивание
капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные
хороводы в различных областях России
носят названия фигурные, узорные, кружевные
и т.д. Этот хоровод отличается строгостью
форм и малым количеством фигур. Весь хоровод
состоит лишь из нескольких фигур, которые
органично переходят, переливаются, перестраиваются
из одной в другую.
Игровые хороводы. Хоровод, в песне
которого имеются действующие
лица, игровой сюжет, конкретное
действие, то содержание песни
разыгрывается всеми участниками
хоровода одновременно. Исполнители
с помощью пляски, мимики, жестов
создают различные образы и
характеры героев. Часто персонажами
песни являются животные, птицы,
и тогда участники хоровода
подражают их движениям, повадкам.
В игровых хороводах главным
является - раскрытие сюжета, столкновение
характеров и интересов действующих
лиц. Больше всего тем для
игровых хороводов содержится
в песнях, отражающих жизнь и
быт народа. В действие хоровода
органично входят платочек, лента,
венок, палка и т.д. Эти предметы
иногда служат и символами.
Так венок символизирует брачный
союз, платочек заменяет подушку,
перину и т.д. В таких хороводах
может выделяться исполнитель,
играющий роль, а иногда две
или три, но чаще всего выделяется
несколько действующих лиц. В
игровых хороводах рисунок построения
проще, чем в орнаментальных. Композиционно
эти хороводы строятся по кругу, или линиями,
или парами. В центре круга происходит
действие, разыгрывается сюжет. В линейном
построении хороводов участники поделены
на две группы, которые ведут своеобразный
диалог. Существуют определенные группы
песен, требующие обязательного линейного
построения или именно кругового. В игровых
хороводах большое значение приобретают
артистические способности участников.