Композиционное построение хореографического произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

Раздел 1.

 

1. Композиционное  построение хореографического произведения.

      

        Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.

         Внутренний взор балетмейстера  – это своеобразный фильм,  где звучит музыка, возникают  сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается танец, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

     Композиция  танца состоит из ряда компонентов.  В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей – танцевальных комбинаций.

 

    1. Драматургия танца.

 

       Основной  закон построения драматургического  произведения обязателен как  для танцев сюжетных, так и  для любого бессюжетного танца,  где есть тема и задача выразить  то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).

         Согласно этому закону танец  должен сочетать в себе в  гармоническом соотношении все  пять его частей.

1.  Экспозиция может  получиться ясной, доходчивой  или наоборот, скомканной, невнятной,  затянутой.

2.     Завязка –  четкой и яркой или смазанной,  тусклой, незаметной.

3.    Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным  или растянутым, расхолаживающим.

4.    Кульминация,  как и завязка, может быть  яркой, впечатляющей, настоящей вершиной  танца или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на  зрителей.

5.    Развязка должна  быть подготовлена органически  всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной,  ничем не обусловленной, а в  другом случае – затянутой,  расхолаживающей, нарушающей все  впечатление от танца.

          Умение пользоваться законами  композиции и правильно применить их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От изобретательности, опыта и мастерства хореографа, а также от его знания непреложных законов зависит формы танцевального сочинения.

         Рассмотрим подробнее каждый  из пяти компонентов композиции, органически и неразрывно между  собою связанных.

         Экспозиция.  Назначение экспозиции – это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая за танцующими, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятно жанр танца – народно-сценический, фольклорный, исторически или классический дуэт, сольная вариация, па-де-труа, па-де-катр, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень разнообразными и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.

        Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т.п.) исполнители начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

         Развитие танца. Это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг друга. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям

        Кульминация  - наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. Текст – движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своем логическом построении приводит к вершине. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическом текстом, т.е. композицией танца.

         Развязка. Завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка – идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрителя, но и эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия.

         Законы драматургии требуют, чтобы  различные соотношения частей, напряженность  и насыщенность действия того  или иного эпизода, наконец  длительность тех или иных  сцен подчинялись основному замыслу,  основной задаче, которую ставят  перед собой создатели сочинения,  а это в свою очередь, способствует  рождению разнообразных, разноплановых  хореографических произведений. 

         Говоря о применении законов  драматургии в хореографическом  искусстве, необходимо помнить  о том, что здесь существуют  определенные временные рамки  сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться  в определенное время, т.е. драматургу  нужно раскрыть задуманную им  тему, идею хореографического произведения  в определенный временной период  сценического действия.

          Таким образом, все части хореографического  произведения органично связаны  друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.

 

1.2. Музыка и  танец.

         

         Если первым компонентом композиции  танца и балета является драматургия,  то вторым, органически с ней  связанным, является музыка.

         О музыке. Музыка и танец –  сестра и брат, и живут они во многом только во времени. Синтез танца и музыки дал человечеству такое замечательное искусство, как классический балет.

         Музыка также должна быть по  законам драматургии, то есть  иметь экспозицию, завязку, развитие  действия, кульминацию и развязку. И не только в целом. Каждая  музыкальная сцена, каждый танец  не могут не быть подчинены этому языку.

        Любое  хореографическое произведение  строится, на основе музыкального  произведения. Будь это симфоническое  произведение, пьеса для оркестра  народных инструментов, баян, фортепиано, - во всех случаях, хореографическое  сочинение должно раскрывать  музыкальный материал в хореографических  образах.

         С началом новой музыкальной  фразы начинается и новая танцевальная  фраза. Если имеется повтор  музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать  это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.

         Музыкальная форма, композиторский  замысел произведения должен  найти адекватное выражение в  композиции танца.

 

         1.3. Хореографический текст.

 

        Если  рисунок танца – это перемещение  исполнителей по сценической  площадке, то хореографический текст  – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца  и танцевальный текст составляют  композицию танца

         Но не следует каждому движению, жесту или позе придавать значение  отдельных слов. Но тем не менее каждое движение, жест и поза могут иногда сказать больше, чем отдельное слово. Они способны выразить мысль, чувство, глубокое переживание человека в данное мгновение.

         Как же можно, берясь за рассуждения  о танцевальном языке, вовсе  не касаться его речи и законов,  на основе которых она образовалась!  Там где есть танцевальный  язык, должна быть и танцевальная  речь.

         Что же должен иметь в виду при работе над созданием хореографического текста балетмейстер? Работа балетмейстера по сочинению хореографического текста заключается не в складывании отдельных движений и составлении из них отдельных фраз, а в создании цельной в смысловом и драматургическом отношении композиции.

         Прежде чем начать работу над  хореографическим сочинением, балетмейстер  должен уяснить, какую мысль  он хочет выразить в танцевальном  номере или балетном спектакле,  что он хочет сказать зрителю.  При этом сочинять хореографический  текст следует в традициях танцевальной культуры того народа, о котором рассказывается в данном хореографическом произведении, так как танцевальный язык, танцевальный текст находятся в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.

         В каждом хореографическом сочинении,  основанном на народном, классическом  танце должна присутствовать  поэтическая образность. «Язык балета  – язык поэтический. Без поэзии  нет танца», - говорил замечательный  балетмейстер Р.В.Захаров.

        Любое  хореографическое произведение  строится, на основе музыкального  произведения. Будь это симфоническое  произведение, пьеса для оркестра  народных инструментов, баян, фортепиано, - во всех случаях, хореографическое  сочинение должно раскрывать  музыкальный материал в хореографических  образах. Танцевальный язык должен  быть теснейшим образом связан  с характером музыки, с ее ритмической  стороной. Балетмейстер может развивать  ритмическую сторону музыкального  произведения в сочиненном им  хореографическом тексте, но характер  этого развития должен соответствовать  характеру музыкального произведения.

         Сочиняя танцевальный текст, балетмейстер  должен наделить своих героев  таким танцевальным языком, чтобы  в полной мере раскрылись их  образы. В свою очередь танцевальные  образы дадут возможность раскрыть  идею произведения, изложить сюжет  номера. Таким образом, раскрытие  идеи произведения, образа и характера  героев находится в прямой  зависимости от хореографического  текста, сочиненного балетмейстером.

         В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер  также стремится выделить кульминацию  средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это  может быть каскад технически  сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок  танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Отсюда можно сделать вывод, что танцевальный текст тесно связан с драматическим развитием действия, подчиняется законам драматургии.

         В хореографическом произведении  одно движение рождает другое, они логически связаны и составляются  единое целое, единую, логически  развивающуюся фразу, предложение.

         Поэтому при сочинении хореографического  текста балетмейстер должен следить  за логикой развития движений.

         Иногда сочиненное балетмейстером  движение не производит должного  впечатления, когда оно исполняется  на места. Но вот это же движение исполняется с быстрым продвижением по кругу и сразу становится интересным, выполняющим ту задачу, которую ставил перед собой балетмейстер при сочинении данного фрагмента танца. Есть композиции, которые наиболее интересно смотрятся в исполнении по диагонали. Иногда движения, сочиненные хореографом, становятся более выразительными и динамичными, когда они исполняются во вращении. Сочинение хореографического текста должно быть логически связано с рисунком танца.

Информация о работе Композиционное построение хореографического произведения