Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каж¬дого ребенка, его эстетическое воспита¬ние начинается, как правило, со спек¬таклей кукол. Они приходят в дом, преж¬де всего с экрана телевизора;- часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и роди¬тели по мере сил, талантов и возмож¬ностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спек¬такля. Это происходит в самодеятель-ных кружках, клубах, лагерях летнего отдыха и т. д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава I Мир кукольного театра…………………………………………....5

§1 История развития кукольного театра…………………………………………5
§2 Детское видение зрелищного искусства ………………………………….…..7

Глава II Элементы театрального искусства на уроках
художественного труда…………………………………………...10

§1 Театральная кукла и ее устройство…………………………………………...10
§2 Методика обучения школьников изготовлению куклы……………………...11
§3 Применение элементов театрального искусства на уроках
художественного труда………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Большое   искусство  — заставить зрителя   забыть   о существовании     артистов-кукловодов  даже тогда,  когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Традиционные виды кукол различают по спосо­бу их управления: перчаточные, тростевые, ма­рионетки.

Перчаточная кукла - одна из самых простых по управлению и по изготовлению. Называется она так потому, что надевается на руку, как перчатка: голова - на указа­тельный палец, ручки - на большой и сред­ний. Управлять ею очень легко, так как че­ловек прекрасно владеет движениями соб­ственной руки и пальцев. Правда, перчаточ­ная кукла не может делать сложных движе­ний руками, например, положить руки на пояс, зато прекрасно может «держать» и «пе­реносить» мелкие предметы, но обязатель­но обеими руками одновременно. По разме­ру она не может быть большой.    Тростевая кукла может быть маленькой, и очень большой. Туловище надето на палку, вставленную в голову руки управляются тростями-спицами крепленными к кукольным ладошкам переносить и брать предметы такой куклой очень трудно, зато она может «упирать руки в боки», почесать в затылке имитировать игру на балалайке, скрипке тому подобное.

Марионетка - кукла, которой управляют сверху с помощью нитей, прикрепленных к голове, плечам, рукам, и спине и так далее. Это очень сложная система управления: иногда одной марионеткой управляют сразу два человека, специальное устройство, состоящее и рычагов и планок, от которых отходят, называется вага. В отличие от перчаточной и тростевой кукол, марионетка очень хорошо может двигать и руками, и ногами и прекрасно выполняет сложные движения: ходьбу, бег, катание на коньках и тому подобное. У кукол с разными способами управления есть свои преимущества и ограничения.                                                                                                                               Театральный костюм помогает определить внешний облик и внутренний персонажа, конкретизировать его историческую, социальную и национальную характеристику. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа. В кукольном театре художник создает единый эскиз куклы, в котором решается сразу оформление головы и костюма. По этому эскизу в мастерских театра мастера по изготовлению головы и шитью костюма сделают куклу. Особые мастера придумывают и разрабатывают специальные механизмы для управления мимикой лица: чтобы глаза моргали, брови и уши двигались, рот открывался, шея вытягивалась и так далее.

 

Методика обучения школьников  изготовлению куклы

Последовательность  выполнения головы куклы из поролона.

1. Свернуть из плотной бумаги трубоч­ку, которая легко надевается на указатель­ный палец.

2. Обернуть вокруг трубочки кусок по­ролона, придавая ему нужные пропорции и форму цилиндра.

3. Закрепить его на трубочке с помощью ниток любым швом.

4. Самую ровную сторону заготовки (без швов) сделать лицевой и по возможности округлить форму, затягивая швы посильнее вокруг трубочки и наверху.

5. Выполнить обтяжку из чулочного или носочного трикотажа подходящего цвета: для положительного персонажа - обычный цвет лица, для отрицательного - желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричне­вый, черный.

Цилиндрическую форму головы в лице­вой части можно изменить, обогатив образ с помощью поролоновых прокладок выпук­лой формы (для щек, подбородка), закреп­ленных клеем на болванке под обтяжку.

Немаловажное значение для полноты об­раза имеют уши, особенно в характеристике мужского персонажа. Они легко выполняют­ся из поролона и прикрепляются к голове.

 

Последовательность  выполнения головы куклы из папье-маше.

1. Вылепить голову куклы из глины или пластилина.

2. Оклеить голову тонкими слоями пропитанных клеем бумажных листиков.

3. После высыхания слоев, разрезать голову пополам и вынуть из нее глину или пластилин.

4. Склеить обе половинки головы.

5. Сделанную голову покрасить любыми красками.

Последовательность  выполнения головы куклы из бумаги.

1. Сделать выкройку головы куклы.

2. Склеить голову.

3. Добавить нос, прическу, детали.

Оформление головы в соответствии с образом.                                                                       Глаза. Плоские пуговицы, таблетки, кружки из белой и цветной бумаги. Лучше приклеивать клеем ПВА, а не пришивать. Глаз должен иметь белок, цветную радуж­ку и черный зрачок.

Нос. Кусочек поролона, пуговица без дырочек, картон. Нос можно подставить под обтяжку и обвести основание ниткой (нос картошкой) или вырезать и пришить к лицу сверху (длинный нос крючком).

Рот. Плотная красная материя, кожа, картон, вышивка.

Волосы, брови, борода. Расплетен­ная веревка, шерстяные нитки, синтетические толстые лохматые нитки, моча­ло, синтепон, мех искусственный и на­туральный, кожа, поролон. Волосы из ниток: нарезать нитки одинаковой дли­ны, скрепить их в середине и приклеить на голову.

Изготовление костюма перчаточной куклы.

Костюм, прежде всего, должен быть удоб­ным для управления куклой. Он должен усиливать образное восприятие персонажа и быть театрально эффектным, выразитель­ным, что достигается за счет цвета, факту­ры материала и мелких деталей.

Основой костюма любой перчаточной куклы является простой, достаточно сво­бодный для руки «халатик», который будет, затем дополнен деталями (жилетка, фар­тук) и украшен. Халатик нельзя делать при­таленным, а рукава не могут быть длинны­ми: нарушаются пропорции фигуры.

Расход ткани. В расчете на детскую ручку достаточно куска ткани размером с двойной тетрадный лист. Для руки взрослого человека пона­добится кусок размером 30 х 40 см. Припуск на швы - 5 мм.

Для соединения «халатика» с головой горловину халатика надеть на трубочку - «шею», совместив лицевые стороны голо­вы и костюма, осторожно вывернуть хала­тик наизнанку (голова окажется внутри ко­стюма), пришить края горловины к обтяж­ке головы швом «через край» или «вперед иголку». Вывернуть халатик на лицевую сторону.

Материалы  для украшения  бахрома, бусинки, стеклярус, кусочки меха и  кожи, пуговицы.

 

 

Применение элементов театрального искусства

на уроках художественного труда

 

Применять элементы театрального искусства на уроках художественного труда бесспорно необходимо. Изготавливая куклу и разыгрывая си­туации, взятые из жизни ребенка, сюжеты сказок  осуществляется  профилактики дезадаптивного поведения. Получается своего рода куклотерапия. Процесс изготовления кукол является коррекционным, так как, увлекаясь процессом изготовления, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произ­вольность поведения и процессов, развивается воображение. В куклотерапии используются разные варианты кукол. Куклу можно сделать со смен­ными лицами, а могут быть без лица, что позволяет фантазировать по по­воду настроения. Управляя куклой, ребенок учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям.

Пальчиковые куклы могут быть изготовлены из шариков для пинг-понга с нарисованными лицами. Они так же удобны в использование, как и перчаточные куклы. Теневые куклы используются для работы с детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.                                                                                                  

              На уроках в школе используются различные приемы активизации творческого воображения. Очень эффективен прием – сочинение сказок. Это поможет не только развить фантазию, воображение, но и сделать учебу увлекательным процессом.

              Куклы — герои новых приключений.  Подмечено, что дети с большим интересом слушают не педагога, а заглянувшего к ним «случайно» сказочного героя или даже героев. Персонажи кукольного театра участвуют в различных занятиях, проверяют выполнен­ное домашнее задание, предлагают нарисовать рисунок. Дети с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, стараются луч­ше прочитать какое-нибудь стихотворение, выполнить работу, ждут от него похвалу.

         Изготовление кукол на уроках художественного труда помогает детям стать на время «художниками театра», они создают определенный образ театральной куклы. У некоторых ребят это занятие пробуждает желание заниматься как в театральных студиях, так и в дальнейшем выбрать профессию, связанную с театром.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са­мых разных программах развивающего обучения. На помощь педагогу приходит то Незнайка, который тоже хочет научиться считать, то Буратино, который никак не может справиться с грамматикой. Уютно здесь чув­ствует себя и Лесовичок: он познакомит с богатством природы родного края и заморских стран. Кукла, которая приучит малышей заниматься зарядкой, а ма­ленькая кукла Капелька в нежно-голубом платье рас­скажет о бесконечном путешествии воды в природе.

И все же более полной жизнью театральная кукла жи­вет в своем мире по имени «кукольный театр». Здесь она дома, в удивительной и такой близкой стране реальных фантазий и доброй сказки, где желание непременно ис­полнится, и все закончится очень хорошо: добро обяза­тельно победит, а зло — будет наказано. Таким образом, кукольный театр возвращает нас к исконным корням, сохраняя и культивируя народную мудрость вне зависи­мости от национальной принадлежности. В опосредо­ванной форме он вновь и вновь учит нас быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми.

Конечно, кукольный театр — это игра вымысла и ре­альности, слов и света, красок и звуков — всего того, что и есть, по сути, творчество.

 

 

Ладошки удобнее всего вырезать из тон­кого поролона и обтянуть той же обтяж­кой, что и голову, и вшить в рукава так же, как и голову. Детям в начальных классах можно посоветовать сделать ладошки и из картона. Оформление костюма в с ствии с образом.

Костюм можно обогатить допс ными элементами: жилетка плащ-накидка, головной убор; ка атрибутами; сабля, балалайкг придется прикрепить к ладошк* также украшениями; бусы, серьг ной воротник, погоны, орден, ме рочка и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. // Начальная школа. – 2005. № 12.-С. 45-49.

2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: «Просвещение», 1991

3. Желтова Н. Кукольный театр на уроках изобразительного искусства и художественного труда. // Искусство в школе. – 2004 № 3. – С. 75-82.

4. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

5. Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа. – 2002. № 8. –С. 43- 47.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: «Просвещение», 1987

7. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. М.: «Малыш», 1983

8. Смирнова Н.И. Самодеятельный театр кукол. – М.: «Советская Россия», 1961

9. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. – М.: «Просвещение», 1993

10. Тихонова С. Театр на столе.// Искусство в школе. – 2004 № 3. – С. 83-85.

11. Энциклопедический словарь юного зрителя, / Под редакцией Т.П. Мининой, Г.В. Таттар. – М., 1989.

 


 

тактичное, тонкое проникновение высоких духовных критериев по­средством искусства вглубь личности ребенка, через его чувства — его восторг, радость, ненависть, презрение — в убеждения.

Предмет изу­чения — связи искусства с жизнью человека, социаль­ные, нравственно-эстетические функции искусства в жизни.

Наша программа строит представления ребенка о сред­ствах искусства, все время связывая их и с общим пред­ставлением о роли этих средств в образном строе искус­ства. Мы стараемся дать четкое понимание: все средства искусства есть средства выражения художественного об­раза. Человек изображает, строит и украшает именно ради выражения своего отношения к объекту, к жизни. (неменский 90)

И третий элемент — язык искусства. В последнем варианте программы нам пришлось упростить и как бы снизить обозначение этой задачи: «Обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах худо­жественной деятельности (изобразительной, декоратив-,ной, конструктивной)». Выражение «язык искусства» ещене всем понятно. Поэтому согласованная формула стала значительно уже реально решаемой задачи.

Творческий   опыт   искусства — также   важнейший

элемент триады. Передача этого опыта формирует твор­ческую потенцию личности н, как мы уже говорили, в итоге — творческий потенциал народа. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способно­стей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.

Множество людей вовлечено в само­деятельное кукольное творчество, и они испытывают естественную потреб­ность и желание узнать о театре ку­кол как можно больше. Цель книги — хотя бы отчасти удовлетворить эту потребность. Она предназначена широ­кому кругу читателей — родителям и учителям, воспитывающим подрастаю­щее поколение и нередко использующим кукольный театр как средство воздей­ствия на ребенка, как способ развития его творческих способностей, художе­ственного вкуса, нравственных начал. Книга рассчитана также и на старших школьников: открывая им «секреты» кукольного театра разных народов, знакомя их с историей и разнообраз-

Информация о работе Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда в младших классах