Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа
Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каж¬дого ребенка, его эстетическое воспита¬ние начинается, как правило, со спек¬таклей кукол. Они приходят в дом, преж¬де всего с экрана телевизора;- часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и роди¬тели по мере сил, талантов и возмож¬ностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спек¬такля. Это происходит в самодеятель-ных кружках, клубах, лагерях летнего отдыха и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава I Мир кукольного театра…………………………………………....5
§1 История развития кукольного театра…………………………………………5
§2 Детское видение зрелищного искусства ………………………………….…..7
Глава II Элементы театрального искусства на уроках
художественного труда…………………………………………...10
§1 Театральная кукла и ее устройство…………………………………………...10
§2 Методика обучения школьников изготовлению куклы……………………...11
§3 Применение элементов театрального искусства на уроках
художественного труда………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………
15
Управление образования и науки Белгородской области
ГОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по методике обучения изобразительному искусству
Тема: Использование элементов театрального искусства на уроках художественного труда
в младших классах
Ильина Татьяна Сергеевна
Специальность 050603
Изобразительное искусство и черчение
Курс 3, группа 104
Руководитель: Черняева М.А.
Алексеевка 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I Мир кукольного театра…………………………………………....5
§1 История развития кукольного театра…………………………………………5
§2 Детское видение зрелищного искусства ………………………………….…..7
Глава II Элементы театрального искусства на уроках
художественного труда…………………………………………...10
§1 Театральная кукла и ее устройство…………………………………………...
§2 Методика обучения школьников изготовлению куклы……………………...11
§3 Применение элементов театрального искусства на уроках
художественного труда………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Они приходят в дом, прежде всего с экрана телевизора;- часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и родители по мере сил, талантов и возможностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спектакля. Это происходит в самодеятельных кружках, клубах, лагерях летнего отдыха и т. д.
Теперь это возможным стало в школе на уроках художественного труда. Педагог знакомит учеников с содержанием и целью работы художника в театре. «Введение в мир театра, - пишет Б. Неменский – наряду с осознанием учеником изобразительного искусства как необходимой составной части (компонента) зрелища, является образовательной задачей четверти». [6,148]
В начальной школе сегодня как никогда стоит вопрос об использовании инновационных техник художественно-творческой деятельности. Занятия изобразительным искусством открывают массу возможностей. Ребенок имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Дети режут, клеят, придают форму, решают проблему пространства, пропорций — здесь масса трудовых процессов. Разработка методики обучения темы «Театр кукол», направлена на развитие образно-творческих способностей, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
Цель курсовой работы — раскрыть возможности использования элементов театрального искусства (на примере кукольного театра) на уроках художественного труда.
Цель определила следующие задачи работы:
Изучить педагогическую, методическую и историческую литературу по вопросам театрального искусства.
Проанализировать практический опыт использования элементов театрального искусства на уроках.
Дать рекомендации по методике изготовления театральных кукол и их применению на уроках в начальной школе.
Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Анализ работы преподавателей, работающих по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.
Объект исследования обучение художественному труду.
Предмет исследования - элементы театрального искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования используются в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
МИР КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
История развития кукольного театра
Кукольный театр появился очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле живут сверхъестественные существа - боги и духи. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и малых кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, духов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища всё больше и больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях и джинах. В средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие людские пороки - глупость, жадность, трусость, жестокость.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники в сопровождении шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноногий Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.[3, 75]
К концу XIX в. русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»). К сожалению, Петрушка к этому времени уже изрядно состарился. Сами кукольники начали относиться к нему с некоторым пренебрежением, отдавая явное предпочтение куклам на нитках.
С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20—30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант — тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. Остановившись на сельской базарной площади, деревенской улице или зайдя в городской двор, музыкант опирал шарманку на ногу-подставку, а кукольник начинал расставлять ширму.
С наступлением ХХ века первой мировой войны голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений и «Петрушка» катастрофически быстро терял своих зрителей. Кукольникам приходилось как-то приспосабливаться к новым условиям. И чтобы заработать на кусок хлеба, они все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. [9, 112]
В других странах тоже были куклы, похожие на Петрушку - такие же длинноногие и крикливые забияки. Но назывались они по по-другому: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелла, в Германии - Касперле, в Чехословакии -Кашпарек.
В мире существует множество разновидностей кукольного театра. Например, сицилианский героический театр, сохранившийся со времен средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды, находящиеся сзади сцены, размахивают куклами, держа их за палки. Куклы с шумом и треском ударяются друг о друга, «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.
В Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии издавна существует театр теней, где играют тени от плоских кукол, находящихся позади освещенного занавеса. В таких театрах чаще всего показывают религиозные и мифические истории. Во Вьетнаме существует кукольный театр на воде, где куклы могут нырять и выныривать. Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и изображали в нем водяных духов и богов, черепах и драконов. А во Вьетнаме теперь в таком театре представляют сценки из народной жизни. [11, 77] Бывают куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае по улицам носят на палках 15-метрового дракона, сделанного из отдельных бамбуковых цилиндров. Он очень эффектно извивается, почти как живой. В Италии и в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 м высоты, надувные резиновые куклы.
В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. В середине 90-х годов их насчитывалось 135, и играли они на 25 языках народов нашей страны. Самый большой кукольный театр в стране и в мире - Центральный театр кукол им. С.В.Образцова в Москве.
При театре существует музей, где собрано 2000 кукол из 50 городов и стран мира. На главном фасаде театра огромные часы: напротив каждого часа расположены домики, в которых живут куклы. Когда часы бьют, куклы выходят танцевать.
Существует всемирная организация кукольников УНИМА. Съезды, конференции, фестивали этой организации проходят в Европе, в Америке, в Австралии.
Детское видение зрелищного искусства
«Напрасно думают, что это легко - слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое. Научиться этому - значит стать зрителем».
К. С. Станиславский
Театр - это единственное «живое» искусство, с которым сталкиваются наши телекомпьютерные дети. И учитель стремится помочь сделать эту встречу целесообразной и осмысленной. Как определить роль взрослого в общении ребенка с театром? Это и роль зрителя, и роль посредника. Трудная роль. Вот почему в программе речь идет и о самом театральном искусстве, его языке, и о возрастных особенностях отношения детей к театру, их восприятия спектакля, и конечно о границах деятельности художника в зрелищных искусствах.
Значимость обращения к этой сфере деятельности вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни человека занимает зрелище (зрелищно-игровой момент), праздник. Театр - всегда праздник. Событие. Оно вклинивается в повседневность, прерывает ее, привнося в жизнь радостные минуты. Но театр - это и польза для души человеческой. Со сцены идет мощный импульс для работы творческой фантазии. Помочь научиться улавливать его - задача учителя.
«В обращении к детской игре, - пишет Б. Неменский в своей книге «Мудрость красоты», - как к своеобразной форме актерской игры намечается путь к овладению зачатками знаний, лежащих в основе сознательного восприятия театрально-зрелищного искусства. В частности, к пониманию функции художника в театре ребенок подводится через умение насытить фантазией свою игру, превратить ее в театр, обогащенный изобразительным моментом (масками, костюмом),— в зрелище». [6, 149]
Объединение нескольких уроков общими идеями дает возможность обеспечить непрерывность поступательного развития учащихся, поддержать их неослабевающий интерес к разнообразным видам художественной деятельности, к освещению общей темы путем последовательного решения творческих задач на каждом уроке.
По программе Б.М. Неменского в III классе в 3-й четверти проходит цикл уроков под общим названием «Художник и зрелище» — тема, позволяющая использовать различные варианты проведения занятий в зависимости от степени подготовленности учащихся, оснащенности уроков, склонности самого учителя к тому или иному виду деятельности.
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски - первый урок четверти
Дети знакомятся с масками разных времен и народов и конструируют выразительные острохарактерные маски, выражающие определенное настроение, передать которое легко через форму и цвет.
Художник в театре.
Дети создают театр на столе, а также макет декораций спектакля.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создаются театральные куклы на уроке.
Театральный занавес
Дети выполняют эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2—4 человека).
Афиша; плакат
Школьники знакомятся со значением афиши, шрифтом. А затем изображают эскиз плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей - следующая тема урока.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Театральная кукла и ее устройство
На ширме — своеобразной «сцене» театра действуют куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Те, кто сидят в зрительном зале, артистов, управляющих куклами, как правило, не видят. Но бывают и такие театры (в Японии, например), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.