Художественная обработка металлов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.

Оглавление

Введение.

История развития искусства художественной обработки металлов.
Металлы используемые для художественной обработки.
А) Драгоценные металлы.

Б) Сплавы драгоценных металлов.

В) Цветные металлы.

Г) Сплавы цветных металлов.

Д) Другие металлы.

3. Декоративная обработка металлов.

А) Чеканка.

Б) Гравирование.

В) Эмалирование.

Г) Чернение.

Д) Другие способы обработки.

4. Техника филиграни.

5. Каслинское художественное литье.

Казаковское предприятие художественных металоизделий.
7. Другие предприятия художественной обработки металла

А) "Северная чернь"

Б) "Павловский завод им. Кирова"

В) "Возрождение"
Г) "Метальная лавка"

Д) "Жестовская фабрика декоративных изделий"

Заключение.

Список литературы.

Приложение

Файлы: 1 файл

худ.обраб.металлов.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

    Оксидирование  – предназначено для защиты от потускнения. Сущность процесса заключается в нанесении на поверхность изделия химически стойкой защитной пленки.

    Процесс  гальванического покрытия – представляет  собой осаждение одного металла  на другой в среде электролита.  Цель таких покрытий – придать изделиям определенный декоративный вид, повысить их механические характеристики.  
 

  1. Техника филиграни.
 

     В  художественной обработке металлов  особое место занимает техника  филиграни или скани (от древнерусского  скать – свивать), которая состоит в образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. 

  Материалами  для филигранных изделий служат  сплавы золота, серебра, платины,  медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.  Нередко филигрань сочетается  с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

   Различают  филигрань ажурную и фоновую  или напайную. Ажурная филигрань  – это своеобразный кружевной  узор с насквозь просматривающимся  рисунком. Филигрань, напаянная на  специально подготовленный фон,  сплошной (глухая филигрань) или  филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная,  и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

 

  1. Каслинское художественное литье.
 

      Уникальное  искусство старинного художественного  литья из чугуна возникло на Горнозаводском Урале в середине XVIII века. В 1747 г. на берегу озера Касли был основан небольшой чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1752 г. первый владелец завода купец Яков Коробков продал его Никите Демидову, который гордился своим заводом и заботился о его развитии. Каслинский чугун, выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный, податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму.

     

        Рукотворное искусство формовщиков  и чеканщиков принесли заводу  широкую известность и признание.  Творческое начало, заложенное в  натуре русского человека, побуждало каслинских литейщиков создавать фигурные изделия, сначала простые - посуду, затем более сложные - детские игрушки, фигурки лесных зверей. Первые художественные изделия из чугуна отлил в начале XIX века литейщик Никита Тепляков. 

     Постепенно  на заводе сформировались целые  династии потомственных каслинцев  - литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые к началу XIX века практически  могли воспроизвести в чугуне  любую, самую причудливую форму.

   Каслинское  литье - это своеобразный сложный синтез профессионального искусства и народного творчества, искусства промышленного и уникального. Бронзовую модель - создание скульптора-профессионала - формовщики и чеканщики переводят в чугун, отделывают, добиваясь высокого художественного совершенства, сохраняя все особенности пластического языка и творческой индивидуальности автора. Эти каслинские, в основном народные мастера, по сути дела настоящие соавторы скульптора-профессионала, сумели довести чугунное литье до высокого художественного совершенства, обогащая технологические процессы новыми находками, внося в них артистизм и вдохновение.  

   Ровный, чуть поблескивающий на выступах, бархатистый  и глубокий в тенях, классический черный цвет каслинского чугунного  литья придает ему необычайную  художественную законченность и выразительность, делая четкими пластические объемы, подчеркивая хрупкость и изящество узорных отливок.

   К 60-м  годам прошлого века завод выпускал огромное количество поразительных  по своему разнообразию изделий: архитектурное  литье (решетки, надгробия, памятники), станковую скульптуру (портреты, многофигурные композиции), так называемое "кабинетное литье" (полочки, шкатулки, рамочки, письменные приборы, декоративные тарелки и т.п.). В каталоге 1913 г. в Санкт-Петербурге значится до 750 наименований изделий.  
В фондовом собрании музея хорошо представлены образцы утилитарного литья - рамочки для фотографий, подчасники, письменные приборы, отличающиеся высоким художественным качеством.

   На  протяжении всего прошлого века каслинское чугунное литье было тесно связано с русской реалистической скульптурой. Петербургские и московские скульпторы-профессионалы создавали модели для Каслей. Произведения талантливейших скульпторов М.Канаева, П.Клодта, Н.Баха, Е.Лансере, А.Обера, Н.Либериха, отлитые в чугуне, оказали решающее влияние на формирование пластических принципов и специфического круга сюжетов Каслинского художественного литья, важное место в котором принадлежит анималистической скульптуре.  

   Петр  Клодт, прославленный мастер монументальной скульптуры, автор знаменитых конных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, сказал новое слово и в области малой станковой пластики. Его произведения отливались в Каслях на протяжении десятков лет и стали классическими образцами каслинского литья вплоть до наших дней. На заводе были отлиты более двадцати произведений П.Клодта. В собрании музея имеется скульптурная группа, моделью для которой послужила знаменитая композиция П.Клодта "Лошадь с жеребенком", выполненная скульптором в 1840 году и идеально демонстрирующая художественные возможности чугуна, позволяющего с ювелирной точностью передавать все детали форм.

   Выдающийся  мастер скульптуры малых форм, мастер жанрово-бытовой пластики с ее повествовательностью, тщательной проработкой фактуры, Евгений  Лансере также оказал огромное влияние на сложение стиля, круга тем и образов каслинского литья. В собрание музея входит его прославленное произведение, известное в нескольких вариантах "Прощание казака с казачкой", выполненное скульптором в 1878 г., поразительное по композиционной слаженности, свежести и оригинальности решения.

      Скульптурную  группу "Лев Толстой на пашне" из фондов музея можно предположительно отнести к малой бытовой пластике Е.Лансере: эта композиция очень  близка по стилю и всем деталям  его известному произведению 1877 г. "Конец борозды".

      В коллекции  Каслинского литья музея хранятся произведения известного отечественного скульптора Н.Либериха, лучшее из которых "Крестьянка на лошади", замечательное  по выразительности силуэта, точности строгой пластики и естественности движений.

      Работы выдающихся русских и зарубежных скульпторов, отлитые в Каслях, получили самую  широкую популярность в России и  Европе, например, статуэтка французского художника Готье "Дон Кихот", которая также входит в нашу коллекцию. 
       

  1. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
 

          Долгое время в Нижегородской  области, богатой народными промыслами, не было не одного ювелирного. Медные посеребренные поделки,  бубенчики, пуговицы, пряжи, крестики  производили в селе Безводном на Волге, но техника но техника изготовления была трудоемкой. В то же время древнюю технику финифти освоили в Понетаевском монастыре. Заслуга возрождения техники филиграни в Нижегородской области принадлежит выпускницы Красносельской профтехшколы О.И.Таракановой. В 1939 году в селе Казаково , одном из центров Павловского металического района Нижегородской области на базе артели создается первое производство филигранных изделий. Уже в 1950гг в продукции предприятия филигрань занимает первое место. В 1960-1970 гг в сотрудничестве со специалистами Научно-исследовательского института художественных промыслов мастера предприятия разработали широкий ассортимент филигранных изделий , включавших на ряду с ювелирными украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, вазочки и др. Филигранная техника казаковцев обрела стилистическую определенность, она отличается богатством и свреобразием орнаментальных мотивов, среди которых преобладают узоры сложных очертаний, они создают четко читающийся изящный орнамент. Характерным элементом казаковской филиграни является , так называемая ,*завивка*, моточек уплощенной проволоки, витки которой образуют эффектные сочетания прозрачных просветоа и глухих уплотнений.  

     В более крупных изделиях плоскость ажурного узора нередко членится зигзагообразными полосками скани, образующими четкий геометрический узор. Изделия казаковских мастеров экспонируются на Всероссийских выставках и отмеченны многими наградами.

 

    В этом разделе музея , кроме  филиграни , так же представлены образцы изделий, сделанных в технике холодной и горячей эмали, их объединяет сходная техника производства . Из уплощенной медной проволоки * скани* скручеваются элементы орнамента геометрической или растительной формы, затем все это приклеивается или припаевается на медной , золотой, серебряной и ,в редких случаях ,латунной основе фоне.  

    В случае с горячей эмалью  процесс продолжается, на подготовленный  фон накладывается эмаль легкоплавкое  стекло и обжигается в печах  при высоких температурах.  

7. Другие предприятия  художественной обработки   металла 

«Северная чернь» 
«Павловский завод им. Кирова»

«Возрождение»

Декоративная  роспись на металле

"Метальная лавка" 
"Жестовская фабрика декоративных изделий"

А) "Северная чернь"

 

      Уникальный народный художественный  промысел изготовления серебряных  изделий возник в городе Великий  Устюг во второй половине XVII века. Долгие годы секреты мастерства передавались по наследству. 

         Лишь в конце 80-х годов прошлого  столетия знаменитый устюжский  мастер М. И. Кошков раскрыл  тайны своего искусства племяннику  М. П. Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого  сплава промысловой артели. Позже на базе артели был создан завод "Северная чернь". Умельцы завода "Северная чернь" берегут и развивают традиции древнего мастерства, создают подлинные шедевры ювелирного искусства. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с золотым декоративным покрытием делают устюжские украшения и предметы сервировки стола благородно нарядными.

 
         Разнообразный  ассортимент завода "Северная  чернь" постоянно пополняется  новыми образцами. Они отличаются  простотой и лаконичностью формы, строгим силуэтом и филигранностью отделки. На каждый предмет мастера наносят сложный черневой рисунок с разгравировкой и узоры, заимствованные из древнерусской графики. В сюжетах используются народные, былинно-сказочные мотивы, национальные и цветочные орнаменты. 
Серебряные черневые изделия, изготовленные специалистами Великого Устюга, удостаивались высоких наград на выставках в Москве, Лондоне, Париже и других городах мира.

Б) "Павловский завод им. Кирова"

 

        Предприятие создано в 1994 году и является специализированным производством России по выпуску столовых приборов из нержавеющей стали — ложек, вилок, ножей и буфетных принадлежностей с художественной росписью и чеканкой, декоративным покрытием "под золото". 
        Мастера промысла бережно относятся к традициям художественной обработки металла, зародившимся в Павлово-на-Оке в XVI веке. 
Художественные изделия изящных форм, выполненные из стали высокого качества, неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках.

В) "Возрождение"

 

      АО "Возрождение", созданное в  1991 году, восстанавливает утраченные  традиционные техники и технологии  тульских художественных ремесел,  обучает талантливую молодежь  секретам мастерства в школе,  организованной при акционерном обществе.

 
     Мастерами промысла  возрождены технологии глубокой  и тонкой гравировки, золочения,  огранки стали «под алмаз», изготовления  изделий из дамасской стали,  прославивших тульских оружейников.  При изготовлении и художественной  отделке охотничьего оружия используются благородные металлы.

 
    Промысел выпускает высокохудожественные  комплекты охотничьего оружия  в авторском исполнении (в комплект  входят футляр, ружье, нож, шомпол). Возглавляет эту работу мастер  с мировым именем И. В. Щербино. 
Произведения промысла пользуются неизменным успехом на специализированных отечественных и международных выставках-ярмарках.
 

Г) "Метальная лавка" 

      Нижний Тагил, отметивший 275-летие  со дня основания, является  родиной промысла лакирования и росписи металлических подносов, столиков, шкатулок, кувшинов. Во многом утраченные традиции старых уральских умельцев, оживлявших металл своей росписью, успешно пытается восстановить новое поколение мастеров.

 
      ТОО "Метальная  лавка" создано в 1993 году на базе артели "Металлист", существовавшей с 1931 года. Предприятие выпускает металлические подносы с декоративной ручной росписью. 
  

       Изделия промысла знамениты искусно  выполненными небольшими букетами  из розеток цветов и листьев,  необычным фоном — цветным или "под черепашку", "под малахит", особой росписью масляными красками с ярким цветным подмалевком цветочных форм и моделированием их цветными и белильными разживками, а также "золотыми" орнаментами.

Информация о работе Художественная обработка металлов