Художественная ковка металла

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире сегодня большой популярностью пользуются изделия из кованого железа, обращающие на себя внимание своей художественной оригинальностью, неистощимой фантазией орнаментального декора, профессиональным дизайном и высокой техникой исполнения. Изделия из кованого железа создают гармонию между искусственной средой, созданной руками человека, и природой, а также помогают избежать монотонной стандартности окружающей обстановки и урбанистического пейзажа. В изделиях из кованого металла возможны любые художественно-пластические решения и стилевые сочетания, от традиционных форм классики до авангарда.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3 стр
История развития кузнечного ремесла ------------------------------- 4 стр
Развитие кузнечного мастерства на Руси ---------------------------- 5 стр
Металл для художественной ковки ------------------------------------ 9 стр
Краткое описание процесса художественной ковки -------------- 11 стр
Современные методы и технологии в обработке металла ------ 12 стр
Приемы формообразования кованых изделий --------------------- 18 стр
Заключение ------------------------------------------------------------------- 20 стр
Список литературы --------------------------------------------------------- 21 стр

Файлы: 1 файл

курсовая по ковке.docx

— 168.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

На тему: Художественная ковка металла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3 стр

История развития кузнечного ремесла -------------------------------  4 стр

Развитие кузнечного мастерства на Руси ----------------------------  5 стр

Металл для художественной ковки ------------------------------------  9 стр

Краткое описание процесса художественной ковки --------------  11 стр

Современные методы и технологии в обработке металла ------  12 стр

Приемы формообразования кованых изделий ---------------------  18 стр

Заключение ------------------------------------------------------------------- 20 стр

Список литературы ---------------------------------------------------------  21 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кованое железо имеет давнюю традицию использования в архитектуре  и является важной частью любой архитектурной  среды. Область его применения чрезвычайно  широка и эффективность использования  обусловлена не только долговечностью, но и высоким художественным потенциалом. Кованые предметы, конструкции или  разные функциональные детали великолепно  сочетаются с любой архитектурой, придавая ей выразительность и неповторимую индивидуальность.

Во всем мире сегодня большой  популярностью пользуются изделия  из кованого железа, обращающие на себя внимание своей художественной оригинальностью, неистощимой фантазией орнаментального  декора, профессиональным дизайном и  высокой техникой исполнения. Изделия из кованого железа создают гармонию между искусственной средой, созданной руками человека, и природой, а также помогают избежать монотонной стандартности окружающей обстановки и урбанистического пейзажа. В изделиях из кованого металла возможны  любые художественно-пластические решения и стилевые сочетания, от традиционных форм классики до авангарда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития кузнечного ремесла

 

Художественной обработке  металла, и прежде всего железа, принадлежит  одно из самых почетных мест во всемирной  истории декоративно-прикладного  искусства. Начиная с доисторических времен – железного века, когда  железо было дороже других металлов, например меди и серебра, его традиционно  использовали для изготовления оружия, украшений и, позднее, утвари. Наиболее древние из известных сегодня  изделий декоративной ковки были изготовлены европейскими кузнецами  в X-XIII веках. В последующие столетия возникли отдельные отрасли кузнечного дела: исторические хроники сообщают о простых деревенских кузнецах и городских оружейниках, шпажных мастерах и жестянщиках, изготовителях сундуков, мебельной оковки, дверной обивки, замков и ключей и пр.

В кузнечном ремесле до нынешнего дня, как и в стародавние  времена, применяются в основном молот и наковальня, и используются чистые природные стихии – огонь  и вода. В качестве сырья употребляется  железо в форме прутьев и стержней различного профиля, причем в разные эпохи прутья и стержни имели  определенное сечение. Например, в романскую  эпоху употребляли круглые прутья, в готическую – четырехгранную, в период Ренессанса – снова круглые, а барочный стиль уже допускал разнообразное сечение. Начиная  с романского времени железо стало  повсеместно рассматриваться как  функциональный элемент любой конструкции, обеспечивающий ей большую прочность  и долговечность. Однако многочисленные сохранившиеся памятники старинного кузнечного ремесла убедительно  свидетельствуют о том, что старые мастера наряду с чисто утилитарными целями старались достичь и декоративного  эффекта. Стремление придать железу декоративный и внешне привлекательный  вид можно наблюдать на протяжении всей истории развития кузнечного дела.

Наиболее интересными  с художественной точки зрения кузнечными изделиями, сохранившимися до наших  дней, являются металлические дверные  обивки средневековых европейских  соборов, например западного портала собора Парижской Богоматери (XIII в.). Для этих ранних произведений характерно единство функции и декора, которое получалось благодаря умело обработанным прутьям. В качестве украшения широко применяли стилизованные растительные узоры, волюты и фигуративные изображения мифологического и символического значений. Заклепки-крепежи с головками в виде розеток или цветков соединяли железные полосы и помимо основной функции играли важную декоративную роль. Железные обивки дверей часто красили с двоякой целью – защитить железо от коррозии и усилить его визуальную эстетику. Отдельные элементы декора такой обивки также могли золотиться. В конце XVIII века в соответствии с традициями классицизма архитектоника кованого металла снова становится строгой и геометрически ясной. В ней преобладают горизонтальные и вертикальные решения. В XIX  веке, несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса и успехи индустриализации кузнечное ремесло и его производное – художественный металл  не утратили своих позиций и значения. В период модерна, например, кованый металл стал применяться практически повсеместно, завоевав прочные позиции не только в экстерьере городских особняков и квартир [1].

 

 

Развитие кузнечного мастерства на Руси

 

Издревле русские кузнецы (с VI-VIII веков н.э.) владели всеми  приемами свободной ковки, кузнечной  сварки, горновой пайки меди, умели  производить термическую обработку  изделий.

При том уровне техники  от мастера требовалось много  умения, навыка, опыта в обращении  с металлом. Различить, например, сорта  стали можно было только по цвету  и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке - по цвету раскаленного металла (каленого) на глаз; о температуре  отпуска стали мастер судил по цветам побежалости и т.д.

Интересно, что древнерусские  кузнецы с большим искусством производили не только украшения  к костюмам - пряжки, перстни, застежки, браслеты, подвески, ожерелья, оплечья  или украшения конской сбруи, но и петли на ларцы и сундуки, оковки для них, дверные замки, мечи, шлемы, кольчуги, боевые топоры, всевозможную бытовую утварь и великое множество  других железных кованых изделий.

Приемы свободной ковки, известные с древних времен, сохранились  и до наших дней. Кузнечная сварка была в основе изготовления холодного  оружия из многослойной стали. Ее еще  называют сварочным булатом. Больших  успехов добились мастера из Дамаска. Дамасской сталью стала называться многослойная сварочная сталь.

Во времена могущества Киевской Руси кузнецы принимают  активное участие в строительстве  Новгородских, Киевских и Псковских  величественных соборов. Мастера кузнечного дела куют не только пояса для стягивания стен, сводов, арок, но и высокохудожественные решетки для окон, парадные ворота, двери с накладными цветами, витыми ручками-стукалами, устанавливают на вершинах куполов соборов "расцветшие" узорчатые кресты.

В русском искусстве в  полную силу особенности кованого ремесла  по железу раскрылись в XVII-XVIII столетия в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание  Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров  с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах. Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованые и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков знати.

В XVII в. многие кузнечные  мастера переходят на изготовление больших и малых оград для  дворцово-парковых ансамблей. Старые русские  кузнецы не только обладали знаниями технологии ковки в совершенстве, но и славились высоким художественным вкусом.

Решетки и ограды, созданные  ими, замечательно смотрелись на любом  фоне, были выразительны в архитектурном  окружении, в близком рассмотрении и на расстоянии. Их красота заключалась  в соответствии художественных элементов  и их ритмичности. Облик старых московских улиц и переулков просто неповторим.

Оригинальность объясняется  присутствием легких кованых кружев на балконах домов, на оградах парков, скверов, церквей. Мастера классицизма  великие архитекторы и зодчие Бова, Жилярди, Баженов, Казаков любили использовать кованый металл при  проектировании и создании архитектурных  ансамблей.

Весьма оригинальны ограды, выполненные в стиле русского барокко, который был популярен  во второй половине XVIII в. Игривый кованый  узор, выполненный с использованием растительных мотивов, контрастирует  с мощными каменными столбами. Симметричный рисунок, составленный из сердцевидных изгибов стеблей, называемых мастерами "червонками", характерен для русского декоративного искусства XVII-XIX вв. С.-Петербург - северная столица России - всегда славился своими решетками мостов и набережных, парков и дворцов.

Решетка Летнего  сада (рис. 1) со стороны Невы признана лучшей из декоративных оград в мире. Авторами этого удивительно гармоничного, легкого металлического кружева из копий, лепных розеток и вытянутых прямоугольников являются русские архитекторы Фельтен и Егоров. Ограда состоит из гранитных столбов-колонн, увенчанных декоративными вазами, связаны друг с другом кованой решеткой с позолоченными розетками из золоченой бронзы (общая длина ограды – 232м). Первоначально в ограде было трое ворот по оси трех главных аллей сада, теперь их двое - в ценре.                                                                   Выкована эта решетка, кстати сказать, тульскими мастерами.

Рис. 1. Рисунок решетки  Летнего сада

 

В конце XIX - начале XX в. в Москве, С.-Петербурге, Одессе и других городах  наибольшее число решеток и оград  выполнено в стиле модерн. Асимметрия кованых извивающихся стеблей создает  какой-то текучий орнамент из сливающихся  и переплетающихся диковинных растений. Зачастую рисунок с решеток органически  переходит на стену дома и далее  в камне или гипсе развивается  по фасаду, заканчивающийся мощными  волками на карнизе дома или парапете крыши.

Одним из наиболее великолепных примеров кованой решетки стиля  раннего модерна считается ограда Михайловского сада (рис. 2), которая полукругом очерчивает проезд возле церкви Спас-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные цилиндрические столбы, облицованные глазурованным декоративным кирпичом двух тонов (охра и киноварь), металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора. Ограда была сооружена в 1904-1907 гг. по проекту художника Э.К. Кверфельдта на предприятии К. Винклера. По другим источникам, ограда создана по рисунку архитектора АА. Парланда – автора здания храма. Великолепная ограда органично вписалась в ансамбль Михайловского сада.

Рис. 1. Рисунок ограды Михайловского  сада

 

В XX веке на смену декоративному  кованому металлу пришли сварные  изделия и конструкции, что связано  с развитием прокатного и штамповочного  производств, художественная ковка стала упрощаться. Однако, возрождение кованого ремесла имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.

В современной архитектуре, в формировании архитектурно - градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные примеры применения художественного  металла. Более того, значительно  поднимается роль металла в наружной отделке современных зданий и  сооружений, в декоративно - прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет несколько  иное направление, соответствующее  эстетическим воззрениям и социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так  или иначе он влияет на формирование облика города.

Из-за радикальной реконструкции  исторической части многих городов  в последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с  ними и многочисленные художественно-архитектурные  изделия прошлого. С их потерей  всё более возрастает ценность оставшегося  художественного металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения [3].

 

 

 

 

 

 

 

Металл для художественной ковки

 

В кузнечном ремесле приходится иметь дело с различными сплавами, цветными металлами, со сталями разных марок. Для нагрева до ковочной температуры  одинаковых по размерам заготовок, но разных типов металла требуется  сжечь разное количество топлива.

Теплопроводность металла - это скорость нагрева заготовки  по сечению. Чем меньше теплопроводность металла, тем больше опасность образования  трещин при нагреве. Например, теплопроводность сталей, особенно легированных, в пять раз меньше теплопроводности меди и  алюминия.

 С теплоемкостью связан  расход топлива для нагрева  заготовки до нужной температуры.  Наибольшую теплоемкость имеет  стать при температуре 800-1100°С. Значит, чем выше теплоемкость  металла, тем больше расходуется  топлива. Для кузнечных работ  применяются ковкие и пластичные  металлы и сплавы. Из черных  металлов этими качествами обладают  некоторые стали - сплав железа  с углеродом. В зависимости  от количества содержания углерода  стали различаются как низкоуглеродистые  (до 0,25% углерода), средние (0,25-0,6%) и  высокоуглеродистые (0,6-2%). Увеличение  содержания углерода увеличивает  твердость стали, но уменьшает  ковкость и теплопроводность.

Информация о работе Художественная ковка металла