Художественная ковка металла

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире сегодня большой популярностью пользуются изделия из кованого железа, обращающие на себя внимание своей художественной оригинальностью, неистощимой фантазией орнаментального декора, профессиональным дизайном и высокой техникой исполнения. Изделия из кованого железа создают гармонию между искусственной средой, созданной руками человека, и природой, а также помогают избежать монотонной стандартности окружающей обстановки и урбанистического пейзажа. В изделиях из кованого металла возможны любые художественно-пластические решения и стилевые сочетания, от традиционных форм классики до авангарда.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3 стр
История развития кузнечного ремесла ------------------------------- 4 стр
Развитие кузнечного мастерства на Руси ---------------------------- 5 стр
Металл для художественной ковки ------------------------------------ 9 стр
Краткое описание процесса художественной ковки -------------- 11 стр
Современные методы и технологии в обработке металла ------ 12 стр
Приемы формообразования кованых изделий --------------------- 18 стр
Заключение ------------------------------------------------------------------- 20 стр
Список литературы --------------------------------------------------------- 21 стр

Файлы: 1 файл

курсовая по ковке.docx

— 168.68 Кб (Скачать)

Скрутка (торсировка) — при этой операции части заготовки проворачиваются по оси относительно друг друга. Стержни толщиной до 15 мм скручивают в холодном режиме, но перед скруткой поковку отжигают. Выполняется эта операция следующим образом: производится разметка (в каком именно месте произвести скручивание), затем один конец прутка, стержня фиксируют в тисках, а другой закрепляют на воротке и проворачивают нужное число раз. Для фиксации линейных контуров скручиваемый пруток вставляют в трубу соответствующего диаметра и длины (рис. 6).

Рис. 6

Скручивание (торсировка) на «холодную»: 
1 — тиски; 2 — труба;  
3 — заготовка; 4 — вороток


 Толстые стержни скручивают  в горячем режиме. При нагреве  части закрутки при поворотах  воротка с холодной стороны  заготовки получается завиток  горячего края стержня, зажатого  в тисках, который постепенно  раскручивается и сходит на  нет. Комбинациями таких приемов  получают оригинальные детали. Скрутку  можно произвести и во встречном  направлении.

Особенно красивы скрученные стержни, у которых перед торсировкой  вдоль всех граней выдавлены глубокие канавки. Эффектны и скрученные плоские  прутки (рис. 7).

Рис. 7

Торсированный прут




 

 

 

 

 Волюты-спирали — распространенные декоративно-художественные элементы кованых изделий, а именно — ионических колонн, спиралей, решеток и т.д. Ковка волюты производится свободным способом, и ее правильность и красота зависят от мастерства ковщика-художника. Если спиральных элементов, например, в перилах или ограде, требуется много, используют шаблоны, изготовленные по эталонному образцу и дающие равноразмерные детали. А волюты именно куются. Размер заготовки (ее длину) легко определить, применив свитую проволоку по фигуре будущей волюты. Распрямив мерку, получают длину поковки под волюту, отрубают такой длины поковку, нагревают с одного конца и делают ее законцовку. На роге или ребре наковальни оформляют основной, наиболее крутой завиток волюты. Затем нагревают ее по длине и с помощью спиральной оправки куют спираль. Окончания волют можно украсить орнаментом. По форме волюты бывают односторонними, двусторонними, с обратной закруткой, с разветвлением от прутка.

Рассекание — получение элементов изделия, выходящих из одной металлической поковки. Под рассекаемый металл подкладывают толстый лист для предохранения от порчи зубил и наковальни при рассекании заготовки. Элементы определенного рисунка отгибают, оттягивают один от другого, чтобы их можно было проковывать, скруглять и доводить каждый в отдельности. Отсекание ответвления от разогретого прутка производят зубилом по предварительной разметке поковки. Если требуется скругление рассеченных ветвей, то поковку рассекают до начала радиуса закругления, рассеченные ветви разводят, укладывают на круглую поверхность рога наковальни и кувалдой отгибают ветвь, а ударами по ее концу получают заданный рисунок по размеру закругления. Если от поковки нужно отсечь ветвь значительно тоньше основы, то отсекание (рубку) производят в тисках в вертикальном положении поковки (ее как бы обтесывают, получая металлические стружки, которые в основании не отсечены от стержня).

Выглажка — отделка фрагментов и в целом изделия художественной ковки. Производится после завершения всех формообразующих операций. Перед выглаживанием изделие нагревается до темно-вишневого цвета. Более сильный нагрев может привести к деформации кованого изделия Выглаживание производится обычными плоскими гладилками, а выпуклости или вогнутости ликвидируются специальными гладилками. Выглажка производится путем перемещения по поверхности металла гладилки и сопровождается нанесением ударов ручника по ней. Декоративные элементы кованого изделия выглажке не подвергаются — они могут утратить тот неповторимый шарм, созданный художником по металлу.

 

 

 

 

 

 

Приемы формообразования кованых изделий

 

Один из способов добиться красоты - это копирование в произведении искусства фрагмента живой природы. Такой метод нередко используется в живописи, графике и скульптуре, но для архитектуры и многих видов  прикладного искусства, как, например, художественная ковка, он неприемлем. Здесь прямое изображение части  природы невозможно. Если даже изображается какой-то конкретный предмет, он очень  сильно стилизован.

К примеру цветы на стеблях с листьями, например, розы, сделанные ковщиком из цельной поковки, иначе как кованной пластикой не назовешь.

Подбирают мягкоковкую цилиндрическую заготовку несколько меньше в  диаметре будущей розы, поскольку  в процессе ковки металлические  лепестки бутона из мягкой стали раздадутся, другой конец (для стебля и листьев) протягивают в квадрат. Цилиндр для лепестков цветка должен быть не длиннее трех этажей, надсеченных к оси. Поковку кладут в формовочную плиту и осаживают эти слои ручником до диаметра розы с утонченными рассеченными лепестками. Их выгибают вверх и расклепывают на роге наковальни, укладывая в виде бочонка. Пятилистные металлические слои должны поочередно накрывать друг друга так: второй — первый, третий — второй. Затем нагревают квадратный стержень, сбивают ребра, придавая ему форму стебля. Если оставить квадратную высадку посредине, расплющить и отсечь заготовки под листья, получим готовое произведение. Нагретому стеблю с листьями и розой плоскогубцами придают природные формы. 
 Для растительного орнамента, где потребуется много декоративных листьев, заготавливают эталонный шаблон. Сделанный искусно по грамотной развертке образец будет естественным и эстетичным. Длину и ширину листа, как и волюты, определяют проволокой, изгибая ее в направлении от макушки к стеблю и перенося на нее рисовальной иглой детали рисунка, прожилки сначала одной половины листа, затем сгибают эскиз по оси, копируют вторую сторону и вырезают лист по контуру — это и есть шаблон. Полученную по эталону заготовку в форме листа проковывают, рифлят, чеканят.

Не менее распространенным элементом украшения в художественной ковке, чем растительный орнамент, являются различной формы шишки. Их выполняют  свертыванием проволоки в спираль  из одной нитки либо из двух, четырех  и более ниток, связанных в  пучок.

Наиболее простой способ — изготовление шишки в одну нитку. Для этого из проволоки диаметром 5-8 мм в зависимости от размеров шишки отрезают кусок нужной длины и один конец отгибают под прямым углом. Длина загибаемого конца приблизительно 3 см. Отогнутый конец зажимают в тисках так, чтобы оставшаяся длинная часть заготовки была параллельна губкам тисков и над губками выступал участок длиной не более толщины проволоки. Зажатый конец будет служить осью, вокруг которой закручивают спираль. Заготовку предварительно нагревают и закручивают на половину ее длины. Ту же операцию повторяют с другой частью заготовки. Закручивание половин заготовки выполняют навстречу до их смыкания. Заготовка из проволоки имеет малую массу и быстро остывает, поэтому во время закручивания желательно подогревать ее горелкой. Полученным спиралям придают форму конусов с основаниями, расположенными в одной плоскости. Конусы высаживают ручником или вытягивают центр спирали клещами.

Шишки с большим количеством  ниток изготавливают из нескольких кусков проволоки, например, четырех. С  учетом усадки шишки заготовки берут  несколько большей длины, чем  необходимый размер. Концы их сваривают  и проковывают в квадрат. Разогретую заготовку одним концом зажимают в тисках, а на другой надевают вороток  и производят скручивание. От количества оборотов зависит степень сложности  шишки: чем их больше, тем более  «крутой» будет шишка.

После остывания заготовки  ее раскручивают в обратном направлении, до получения необходимой формы. Если хотят увеличить диаметр  шишки, то проводят осадку, нанося удары  по торцу заготовки.

При изготовлении более сложных  шишек с большим количеством  ниток бывает трудно равномерно расположить  заготовки вокруг воображаемой осевой линии, чтобы они образовали цилиндр, который в процессе скручивания  не должен потерять форму. В данном случае роль несущей осевой линии  будет выполнять одна из заготовок. Лишние концы заготовки загибают на 180°, длина загнутых концов около 2 см. При сборке пакета заготовок  загнутые концы располагают внутрь пакета и внакладку на отогнутые  концы приваривают остальные  заготовки, при этом образуется цилиндр  из прутков. Концы полученного цилиндра проковывают на квадрат.

Помимо шишек из набора заготовок, их можно выполнить способом рассекания цельной заготовки металла. При изготовлении шишек в четыре нитки заготовку квадратного  сечения разрубывают по четырем  плоскостям на необходимую длину  до полного разделения металла на четыре части, затем каждую часть  правят на шпераке или роге наковальни, сбивая заусенцы и заваливая острые грани, образовавшиеся после рубки. После этого проводят скручивание. Так же выполняют шишки в две нитки. В некоторых случаях в шишках из двух ниток последние предварительно уплощают и на них выполняют встречное скручивание.

 

 

Заключение

 

В результате проделанной  работы была изучена история развития кузнечного ремесла. Спустя века остались те же ковочные инструменты, те же металлы, предназначенные для ковки, те же методики, пусть и с какими-то индивидуальными стилями. Были проанализированы формообразование и стилеобразование в художественной ковке. Ковка художественных изделий всегда шла в ногу с  художественными стилями. Простота и строгость кованых изделий  делала их максимально удобными в  использовании. Предметы очень сильно стилизованы, поэтому в большинстве  случаев используются лишь принципы формообразования, заложенные в природе: пропорции, контрасты, гармония, принципы цветовой композиции и т.п.

Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией художественной ковки, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют  создавать высокохудожественные произведения искусства, безгранично большого и  выразительного мира кованого металла.

Художественная ковка  стала упрощаться с развитием металлургии, все меньше осталось настоящих мастеров, умеющих отковать ограду, реставрировать или починить старинную решетку. Поэтому возрождение этого вида ремесла имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.

В заключение надо сказать, что художественно-технический уровень работы с кованым металлом постоянно совершенствуется в сторону поисков новых и более оригинальных средств выразительности. Эстетическим критерием художественного металла является максимальное выявление красоты самого материала и его ассоциативно-смысловой содержательности, акцентирование на его поверхности того или иного способа обработки металла при создании вещи. Основными тенденциями стали переосмысление с позиций современного промышленного производства и дизайна художественных техник и стилистики предшествующих эпох и поиски новых форм и творческих решений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Кузнечное дело. С.В.  Ухин – М.: ООО «Издательство  АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – 79с.: ил.

2. Свободная ковка. Исходные  материалы и заготовительные  операции: учебное пособие/Ю.А Титов, В.Н. Кокорин, И.Н. Гудков, А.Ю. Титов. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 53с.

3. Художественный металл России. Вып. 4. О. Новоселова – Издательство: Металлургиздат ЗАО, 2005 – 96 с.: ил.

4. Металлическое кружево: ворота и решетки/Пер. с исп. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. – 112 с.: ил.

   5. Материаловедение  художественной обработки: учебник для вузов. В.Ю. Пирайнен. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2008г – 480с.

 


Информация о работе Художественная ковка металла