Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа
Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.
Колыбельные песни складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
Введение2
Глава 1. Особенности детского фольклора3
Глава 2. Фольклор материнства и детства7
2.1.Колыбельные песни7
2.2.Пестушки, потешки10
2.3.Прибаутки12
Глава 3. Словесные игры16
3.1.Скороговорки16
3.2.Каламбуры16
3.3.Считалки17
Глава 4. Детский обрядовый фольклор18
4.1.Детский народный календарь18
4.2.Заклички18
4.3.Приговорки19
4.4.Небылицы20
4.5.Загадки……………………………….……………………………….…….20
4.6.Песни21
4.7.Детская сказка22
4.8.Страшилки22
Глава 5. Школьный фольклор23
5.1.Альбомы23
5.2.Анекдоты24
5.3.Пародии25
5.4.Садистские стихи25
Заключение…………………………………………………………………………
Литература………………………………………………
5.4.Садистские стихи
Садистский стишок — одна из форм «альтернативной словесности» позднесоветской эпохи, своего рода «подростковый протест» против навязываемых взрослыми картины мира и правил жизни. По мнению многих ученых, садистские стишки «переосмысливают ходульные темы, мотивы, образы, ритмику, интонации советской детской поэзии», строятся на «штампах, заимствованных из литературы для детей "сентиментально-сюсюкающего" типа» и на «перенесенном вместе с ними мифе о счастливом детстве ребенка, придуманном взрослыми», который в результате разрушается посредством резкой смены эмоционально-стилистической и образной парадигм в финальных строках каждого стишка.
- Дети в подвале играли в гестапо.
Ими замучен сантехник Потапов.
Кроме того, достаточно широко распространена идея, согласно которой садистские стишки, представляя увечье и гибель в гиперболизированной форме, выполняют психотерапевтическую задачу, помогая ребенку с помощью смеха дистанцироваться от образа смерти и побороть детские страхи.
-Дочка у папы просила конфетку,
Сунь палец в розетку.
Током обуглело детские кости,
Долго смеялись над шуткою гости.
В этом, по мнению исследователей, проявляется как принципиальное отличие стишков от страшилок, прививающих сугубо «серьезное» и отчасти мистическое отношение к страшному, так и сходство со страшилками на функциональном уровне.
Возможно, секрет специфического обаяния и популярности садистских стишков кроется в том, что этот жанр, вобрав в себя ряд интенций и тематических универсалий детского и взрослого фольклора, выработал оригинальную структурно-семантическую модель, интонационно выразительную, формально стабильную и вместе с тем компактную и легкую для освоения, а потому чрезвычайно привлекательную и удобную для конструирования новых и новых текстов.[8]
Заключение
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма
народного поэтического творчества,
содержит в себе большие возможности
в формировании фонематического
восприятия, чему способствует особая
интонационная организация (напевное
выделение голосом гласных
Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Детский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития.
Несмотря на видимые отличия
детского фольклора от фольклора
взрослых, граница между ними устанавливается
в ходе исторического и
Литература