Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа
Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.
Колыбельные песни складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
Введение2
Глава 1. Особенности детского фольклора3
Глава 2. Фольклор материнства и детства7
2.1.Колыбельные песни7
2.2.Пестушки, потешки10
2.3.Прибаутки12
Глава 3. Словесные игры16
3.1.Скороговорки16
3.2.Каламбуры16
3.3.Считалки17
Глава 4. Детский обрядовый фольклор18
4.1.Детский народный календарь18
4.2.Заклички18
4.3.Приговорки19
4.4.Небылицы20
4.5.Загадки……………………………….……………………………….…….20
4.6.Песни21
4.7.Детская сказка22
4.8.Страшилки22
Глава 5. Школьный фольклор23
5.1.Альбомы23
5.2.Анекдоты24
5.3.Пародии25
5.4.Садистские стихи25
Заключение…………………………………………………………………………
Литература………………………………………………
На кого выпало «вади», тот и водящий.[5,С.43]
Глава 4. Детский обрядовый фольклор
4.1.Детский календарный фольклор
Детский календарный фольклор — наиболее полно зафиксирован у Г.С. Виноградова и О.И. Капицы. Несмотря на то что современная полевая работа приносит крупицы такого материала, в разрозненных публикациях и архивах сохранились весьма интересные примеры. Существенная часть этнографии детства — детское календарное сознание, изучением которого еще не занимались. Основное внимание отводят родильным и крестильным обрядам, что, по большому счету, этнографией детства не является.
К детскому магическому фольклору мы относим все жанры, которые подразумевают обязательность действия после их произнесения. Прежде всего это заклички и приговорки. [8]
4.2.Заклички
Заклички — обращения-выкрики детей к различным силам природы. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: "Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!".[7]
4.3.Приговорки
Приговорки — обращения детей к животным. Для них характерно звукоподражание пению птицы или голосу животного посредством повторов устойчивого предложения («Никифор кургуз» — голубь). В ряде случаев это игровой обман субъекта обращения
Склизень-близень,
Высуни рога,
Дам пирога,
в других — детская угроза, в третьих — звуковая дразнилка. Эти отличия —специфическая и существеннейшая черта детской магии.
К детскому магическому фольклору также относятся приговоры на удачу (иногда они сопровождаются действенным гаданием — например, подкидыванием лукошка) при весеннем поиске съедобных растений, поиске грибов и ягод, приговоры при купании (чтобы не утонуть), выплескивании воды из уха, вырывании зуба, при поиске потерянной вещи и множестве других действий.
4.4.Небылицы
Небылицы - перевёртыши: - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.
4.5.Загадки
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка служила средством проверки мудрости. По мнению Мельникова М.Н. « Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначени этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. - Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок».
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов. Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка "с радостью мышления", направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и силу воображения.
Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.
Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.
Широко входят в репертуар загадки книжного происхождения: "Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы" (холодильник); "Семь ступенек лесенка, на ступеньках - песенка" (ноты).
Большой популярностью пользуются загадки звучные поэтически совершенные: "Висит груша - нельзя скушать" (электролампочка); "Есть ступеньки, но не дом, каждый с ней уже знаком" (ракета); "Круглый карапуз, спелый как арбуз, всю землю облетел - на луну сел" (космический корабль).[1,C.135]
4.6.Песни
Детские народные песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.
О.И. Капица выделяет три основных группы:
- песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;
- песни - осколки, обрывки песен взрослых;
- песни, целиком, без изменений пришедшие от взрослых к детям.
М.Н. Мельников в основу своей классификации положил опять же композиционный признак, поэтому он выделили четыре основные группы:
- песни диалогические;
- песни кумулятивные;
- песни с припевом;
- песни - перегудки.
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Далеко ли летал?
До Куликова поля,
До матушкина дома.
Что тебе матушка дала?
Овин с овсом,
Мерина с хвостом,
Курицу в опаре,
Петуха в заваре.
Лизонька
Во саду - садочке
Выросла малинка
Солнце её греет,
В светлом теремочке
Выросла Лизуша.
Люди её любят,
Все её голубят.
[6,С.173]
4.7.Детская сказка
О.И. Капица к детским сказкам относила те сказки, которые "рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу".
М.Н. Мельников считал, что
в детских сказках можно
1) сказки взрослых для детей;
2) ассимилированные детьми сказки взрослых;
3) сказочные импровизации детей.
Сказки умело использовались
народной педагогикой. Для каждого
возраста имелись свои сказки. Сказки
для маленьких развивают
«Жили-были дед да баба. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» [6, С.121]
4.8.Страшилки
Интереснейшим жанром современной детской фольклорной прозы являются страшилки. Сюжеты страшилок взрослому человеку кажутся странными и нелепыми.
« … В тёмный зал театра во время спектакля входят страшные кровопийцы, они убивают всех людей. Это замечают билитёршы и задают вопрос, почему так много мёртвых. Те начали врать. Им не поверили, потому что они покраснели…»
«… Открыла девочка глаза и видит, что мачеха одела черное платье. Распустила длинные чёрные волосы, посадила на грудь лягушку и куда-то тихо пошла…»
В вопросе о психологических основах жанра страшилки большинство исследователей принимают точку зрения М.В. Осориной, в соответствии с которой эти рассказы предназначены для того, чтобы «вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису». Таким образом, страшилки парадоксально выполняют терапевтическую функцию: рассказывая и слушая их, ребенок испытывает чувство страха и одновременно учится его преодолевать. [7]
Глава 5. Школьный фольклор
5.1.Альбомы
Из всего многообразия форм современного детского фольклора исследователей более всего интересует альбомная словесность. Описывая структуру и состав альбомов, исследователи и публикаторы уделяли отдельное внимание каждому из альбомных жанров (стихотворные представления хозяйки и обращения к читателям, песни и жестокие романсы, разнообразные стихи (фольклоризовавшиеся и разовые тексты), поэтические поздравления и пожелания, советы, афоризмы, анкеты, различные виды «гадалок», «секретики», «формулы любви», «теоремы любви», «законы любви», «адреса любви», квазиаббревиатуры, эпистолярные формулы и шифровки и т.д.). Интересные наблюдения касаются авторских поэтических текстов, попадающих в альбом: они не только проходят определенный тематический отбор, но часто модифицируются и переосмысляются под влиянием альбомного канона и конкретных потребностей владельца.
Превалирование в альбоме любовной тематики приводит исследо-вателей к заключению, что основная функция ведения девочками альбомов — «дать выход зарождающимся чувствам» и предложить «определенную линию поведения».
Однако наблюдения за обращением альбомов в подростковой среде, за отношением к ним и к их владельцам показали, что ведение альбома связано также с фактором социального престижа личности в группе, что чтение и заполнение альбомов, обмен тетрадями, выбор владельцем респондентов для ответа на вопросы анкеты, обсуждение в альбомах отношений в классе выступают как инструменты выявления, поддержания или изменения соци-альной структуры в коллективе, как формы отработки коммуникативных и социолизационных навыков у подростков.
Таким образом, большинство исследователей рассматривали и рас-сматривают девичий альбом, во-первых, как конгломерат специфических в жанровом отношении произведений, своего рода «сборник письменного фольклора», и во-вторых, как явление девичьей подростковой субкультуры.[8]
5.2.Анекдоты
Среди смеховых жанров детского фольклора особое место занимает детский анекдот. Исследователи установили, что анекдоты, бытующие у детей в возрасте от 3-4 до 9-10 лет, практически не пересекаются с анекдотическим репертуаром взрослых. Школьники рассказывают анекдоты, которые едва ли могут насмешить взрослого человека: эти тексты используют ограниченный набор комических приемов, связанных по большей части со скатологическими мотивами или приемами каламбура.
Начало учебного года. Учитель вызывает Иванова к доске. Тот долго соображает, но всё без толку.
- Иванов, ты хоть таблицу умножения помнишь?
- Да хоть ночью спросите!
- Ну-ка, три умножить на восемь?
- Я же сказал - ночью!
5.3.Пародии
Объектами пародической интерпретации становятся известные произведения для детей, входящие в школьную программу тексты русской и советской поэзии, особенно же многочисленны в детской и подростковой среде переделки популярных песен.
Исследователи видят функцию
большей части детских
Арсенал средств, используемых для достижения этой цели и получения
комического эффекта, достаточно устойчив: это «подмена первоначального содержания на прямо противоположное, включение в привычный текст новых бытовых реалий», причем такие замены могут быть как минимальными (отдельные слова), так и уводящими новый текст далеко от оригинального. Характерно, что переделки, появившиеся в самой детской среде (например, «От улыбки лопнул бегемот...»), и те, которые очевидно сочинены взрослыми (например, «Медленно ракеты уплывают вдаль...»), могут различаться тематически, но в целом поэтика их единообразна.