Церковь
Покрова на Нерли называют шедевром
мирового зодчества; вершиной творчества
владимирских мастеров эпохи расцвета
Владимиро-Суздальского княжества. Это
маленькое, изящное здание поставлено
на небольшом холме, на приречном лугу,
там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало,
что во время весеннего разлива вода подступала
к самым стенам церкви, и тогда над водной
гладью одиноко высился ослепительно
сверкающий белизной легкий одноглавый
храм, словно свеча, вырастающий над просторами
заливных лугов во всей своей ясности
и красоте...
Во
всей русской архитектуре, создавшей
столько непревзойденных шедевров,
вероятно, нет памятника более
лирического, чем всемирно известная
церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно
гармоничный белокаменный храм, органично
сливающийся с окружающим пейзажем, называют
поэмой, запечатленной в камне. "Идеальная
согласованность общего и частного, целого
и мельчайших деталей создает тонкую и
просветленную гармонию, уподобляя архитектуру
одухотворенной и летящей ввысь музыке
или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ
прославленного творения владимирских
мастеров столь совершенен, что никогда
не возникало сомнения в том, что таким
он был изначально, что таким он и был задуман
его зодчими".
Предание
рассказывает, что князь Андрей Боголюбский
построил храм Покрова на Нерли после
кончины своего любимого сына Изяслава
- в память о нем. Вероятно, поэтому светлой
грустью веет от этой уединенно стоящей
на берегу Нерли церкви.
Храм
Покрова на Нерли по лаконичности
и совершенству форм сравнивают с древнегреческими
храмами. Глядя на это удивительное творение
русских мастеров, трудно поверить, что
храм Покрова на Нерли только чудом спасен
от гибели. И опасность ему грозила не
от воинствующих безбожников эпохи коммунизма,
а от православного духовенства. В 1784 году
игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал
перед епархиальными властями о разрешении
разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы
использовать его материал для постройки
монастырской колокольни. Владимирский
епископ такое разрешение дал. Церковь
уцелела только благодаря тому, что заказчики
и подрядчики не сошлись в цене.
Церковь
Покрова на Нерли построена в
1165 году. Исторические источники связывают
ее возведение с победоносным походом
владимирских полков на Волжскую Булгарию
в 1164 году. В этом походе и погиб молодой
князь Изяслав. В память об этих событиях
Андрей Боголюбский заложил Покровский
храм. По некоторым известиям, белый камень
для постройки церкви доставили в качестве
контрибуции сами побежденные волжские
булгары.
Храм
был посвящен новому на Руси празднику
- Покрова Богородицы. Этот праздник
был установлен владимирским духовенством
и князем без согласия киевского
митрополита и константинопольского
патриарха и призван был свидетельствовать
об особом покровительстве Богородицы
Владимирской земле. Ведь главный храм
Владимира, Успенский собор, также был
посвящен Богоматери - в отличие от соборов
Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других
княжеских столиц.
Место
для церкви - пойменный луг при
впадении Нерли в Клязьму - указал
сам князь Андрей Боголюбский. Так как
здесь каждую весну разливалось широкое
половодье, специально под храм было сооружено
высокое основание - искусственный холм
из глины и булыжного камня, в котором
были заложены фундаменты будущей постройки.
Снаружи этот холм был облицован белокаменными
плитами. Когда весной разливается Нерль,
церковь остается на небольшом островке,
отражаясь в быстротекущих водах, подступающих
прямо к ее стенам. Когда-то здесь была
пристань, где причаливали шедшие по Клязьме
речные суда.
Конструктивно
храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост
- это обычный для древнерусского зодчества
одноглавый крестовокупольный четырехстолпный
храм. Но строители церкви сумели воплотить
в нем совершенно новый художественный
образ. От более ранних владимирских храмов
церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью
пропорций, предельной ясностью и простотой
композиции. Здесь нет царственности владимирского
Успенского собора, нет мужественной величавости
Дмитриевского собора. Светлый и легкий,
храм Покрова на Нерли - это воплощенная
победа духа над материей. С помощью удачно
выбранных пропорций, форм и деталей зодчим
удалось преодолеть тяжесть камня, создать
впечатление невесомости, устремленности
ввысь.
Всеми
доступными приемами неизвестные архитекторы
постарались придать своему сооружению
ощущение движения. В значительной мере
это достигается спокойным равновесием
и симметрией здания, а также множеством
оригинальных строительных находок. Например,
практически невозможно заметить, что
стены церкви слегка наклонены внутрь
и этот еле заметный наклон зрительно
увеличивает высоту здания. Этой же цели
служит большое количество бросающихся
в глаза вертикальных линий - удлиненные
колонки аркатурного пояса, узкие высокие
окна, вытянутый барабан купола. Существующая
луковичная глава в 1803 году сменила древний
шлемовидный купол.
Стены
храма украшает традиционная для
владимиро-суздальского зодчества
белокаменная резьба. На всех трех фасадах
повторяется одна и та же композиция:
царь Давид-псалмопевец, сидящий на
троне. По обеим сторонам от него симметрично
расположены два голубя, а под ними - фигуры
львов. Еще ниже - три женские маски с волосами,
заплетенными в косы. Такие же маски помещены
и на боковых частях фасада - храм как бы
опоясывается ими. Эти маски символизируют
Богородицу и присутствуют на всех владимирских
храмах той эпохи.
Археологические
раскопки позволили установить, что
первоначально храм с трех сторон
опоясывала открытая белокаменная галерея,
вымощенная яркими майоликовыми плитками.
В юго-западном углу галереи находилась
лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась
на резные белокаменные столбы, а ее парапет
украшали многочисленные резные камни,
изображавшие грифонов и других мифических
животных. Среди них выделялись изображения
поднявшихся в прыжке барсов - эмблема
владимирской княжеской династии.
Внутреннее
пространство церкви подчинено той
же идее - движению ввысь. Четыре столба,
на которые опираются своды, слегка
суживаются кверху, зрительно увеличивая
тем самым высоту храма. Высоко над
головой парит полный света купол.
Некогда в нем помещалось изображение
Христа-Пантократора, окруженного архангелами
и серафимами, а стены храма покрывал пестрый
ковер фресок, которому вторил цветной
майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая
за семь веков, была окончательно уничтожена
в 1877 году во время очередного "поновления"
храма.
Но,
несмотря на все утраты, храм Покрова
на Нерли сохранил главное, к чему
стремились создававшие его безвестные
зодчие - гениально выраженную в
камне идею превосходства духовного
над материальным, которая является
краеугольным камнем любой религии. И,
вероятно, именно поэтому это выдающееся
произведение русских мастеров получило
всемирную известность и признание, став
своеобразной "визитной карточкой"
России. |