Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:54, доклад
Сегодня идет возрождение подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, возведенного в 1680-х годах по замыслу Патриарха Никона. Как известно, Патриарх хотел воспроизвести в монастырском Воскресенском соборе архитектурный декор иерусалимского храма Гроба Господня, выполненный из мозаики и цветного мрамора. Подобный проект ввиду отсутствия в стране природного мрамора был слишком дорогостоящим, поэтому возникла идея применить здесь традиционные для Руси изразцы – плитки из обожженной глины. Долгое время новоиерусалимские иконостасы оставались единственными в России сооружениями подобного рода, пока в конце 1880-х годов архитектор Николай Владимирович Султанов не предпринял новую попытку их создания по подобию иконостаса Воскресенского собора.
Благовещенская церковь
Сегодня идет возрождение
подмосковного Ново-
Долгое время новоиерусалимские
иконостасы оставались единственными
в России сооружениями подобного рода,
пока в конце 1880-х годов архитектор Николай
Владимирович Султанов не предпринял
новую попытку их создания по подобию
иконостаса Воскресенского собора.
В 1890 году в усадьбе Новотомниково
Шацкого уезда Тамбовской губернии
[1] освятили Благовещенскую церковь. Этот
храм, который являлся частью усадебного
ансамбля, считается жемчужиной церковной
архитектуры, соединившей в себе традиции
древнерусского зодчества и идеи Нового
времени, а уникальный изразцовый иконостас
позволяет причислять его к выдающимся
памятникам искусства XIX века [2].
К 1885 году в селах Старое и Новое
Томниково действовали деревянные Благовещенские
церкви [3]. В то время владелец имения граф
И.И. Воронцов-Дашков – богатейший помещик,
государственный деятель, входивший в
ближайшее окружение Александра III, –
пригласил для реконструкции своей усадьбы
архитектора Н.В. Султанова (1850–1908), известного
церковного археолога, теоретика и архитектора-практика,
одного из идеологов «русского стиля».
Одновременно с новотомниковской церковью
Султанов возводил пятиглавый храм во
имя Черниговской иконы Божией Матери
в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой
лавры по заказу княгини Е.П. Черкасской.
Однако именно опыт строительства шатрового
храма в Новотомникове нашел дальнейшее
продолжение в творчестве архитектора.
Н.В. Султанов полагал, что русские
зодчие должны использовать традиции
своей страны, привнося в них новое, творческое
начало и, таким образом, сохраняя связь
времен. В этом духе он читал лекции по
истории архитектуры в Петербургском
институте гражданских архитекторов.
К тому же Султанов состоял членом Русского
Археологического общества. Эталоном
национального стиля Николай Владимирович
считал архитектуру XVII столетия. «Московско-русский
стиль достигает своего наибольшего…
развития в XVII в. и представляет нам образцы
самостоятельного русского искусства»
[5].
Облик новотомниковского храма
определяется сочетанием разных по форме
и величине объемов-многогранников, соединенных
в общую пирамидальную композицию. Его
детали отсылают к образцам древнерусской
архитектуры: шатровое завершение, перспективный
портал, звонница, расположенная над центральным
входом, рельефные детали фасадов, двухцветное
каменное узорочье фризов, обрамлений
окон и арок. По мнению Султанова, именно
эти элементы, унаследованные Москвой
от Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода
Великого и Пскова, являют собой характерную
особенность русской архитектуры.
Проект церкви в Новотомникове
являлся результатом пристального изучения
Н.В. Султановым древних прообразов; свои
теоретические обобщения зодчий обнародовал
на научных конференциях и в различных
изданиях [6]. Сохранились документы, рассказывающие
об истории строительства храма [7].
После одобрения проекта
Тамбовской духовной консисторией 10 июля
1885 года он был рассмотрен Строительным
отделением губернского правления. Несмотря
на известность автора и инженера Б.К.
Правдзика [8], работавшего с ним, в правлении
усомнились в прочности сооружения. Поскольку
в те годы произошло несколько обрушений
новых храмов [9], Султанову рекомендовали
доработать проект с целью упрочения несущей
конструкции и облегчения несомых частей.
В протоколе заседания комиссии говорилось:
«Техническо-совещательное присутствие
… по рассмотрению… проекта на постройку
каменной церкви в имении графа Иллариона
Ивановича Воронцова-Дашкова в с. Новотомникове…
считает необходимым… для уменьшения
распора главных подпружных арок и обеспечения
устойчивости и прочности пилонов, или
подкупольных столбов, при производстве
работ в натуре: а) толщину купольного
свода сделать в ключе в 1 ½ кирпича, а в
пятах в два кирпича; б) стены барабана
сделать тоньше на один кирпич против
означенной толщины на проекте или же
уменьшить вес барабана образованием
пустот внутри стен между основанием барабана
и началом окон; и в) в арках положить в
два ряда временные железные связи из
полосового железа, кроме того, все боковые
своды сделать не толще как в 1 ½ кирпича.
<…> Техническо-совещательное присутствие…
полагает возможным утвердить проект…
с… условием, чтобы работы… производились
под наблюдением опытного техника» [10].
Для облегчения несомых элементов
Н.В. Султанов решил заменить каменные
своды, восьмерик и купол на деревянные.
11 марта 1886 года из Духовной консистории
проект опять был направлен в губернское
правление с письмом следующего содержания:
«Генерал-адъютант граф Илларион Иванович
Воронцов-Дашков в прошении своем... объяснил:
…обер-прокурор Святейшего Синода уведомил
его о постройке нового каменного храма
в имении его… взамен существующей старой
деревянной церкви по представленным
тогда планам. <...> Но ввиду невозможности…
добыть крупный камень, нужный для постройки
храма, …в настоящее время представляется
новый план; вновь обратился к епархиальному
начальству о разрешении постройки… на
том же месте и с теми же престолами, которые
имелись в старой деревянной церкви, а
именно: главный престол во имя Благовещения
Пресвятой Богородицы и придел во имя
Архистратига Михаила» [11].
После губернского правления
проект рассмотрели в Строительном комитете
при МВД [12]. К 24 мая 1886 года, когда из министерства
на имя тамбовского губернатора пришел
ответ [13], строительство храма уже началось.
Благочинный 2-го Шацкого округа сообщал:
«Священник села Новотомникова Тимофей
Гавриков доносит, что работы по постройке
нового храма в Новотомникове ведутся
по проекту, предоставленному Тамбовским
строительным отделением в… комитет Министерства
Внутренних дел 26 марта 1886 года за № 240
– но не с устройством деревянных потолков,
как предполагалось по этому проекту,
а с устройством каменных сводов… на четырех
каменных столбах вместо чугунных колонн.
<...> Работы… ведутся под руководством
санкт-петербургского архитектора Султанова,
который временами… наезжает для осмотра,
а сами же работы наблюдает его десятник»
[14]. В рапорте благочинного упоминается
о том, что Султанов хотел использовать
в храме чугунные колонны, от чего впоследствии
отказался.
Для облегчения несомых элементов
Н.В. Султанов решил заменить каменные
своды, восьмерик и купол на деревянные.
11 марта 1886 года из Духовной консистории
проект опять был направлен в
губернское правление с письмом следующего
содержания: «Генерал-адъютант граф Илларион
Иванович Воронцов-Дашков в прошении своем...
объяснил: …обер-прокурор Святейшего
Синода уведомил его о постройке нового
каменного храма в имении его… взамен
существующей старой деревянной церкви
по представленным тогда планам. <...>
Но ввиду невозможности… добыть крупный
камень, нужный для постройки храма, …в
настоящее время представляется новый
план; вновь обратился к епархиальному
начальству о разрешении постройки… на
том же месте и с теми же престолами, которые
имелись в старой деревянной церкви, а
именно: главный престол во имя Благовещения
Пресвятой Богородицы и придел во имя
Архистратига Михаила» [11].
После губернского правления
проект рассмотрели в Строительном комитете
при МВД [12]. К 24 мая 1886 года, когда из министерства
на имя тамбовского губернатора пришел
ответ [13], строительство храма уже началось.
Благочинный 2-го Шацкого округа сообщал:
«Священник села Новотомникова Тимофей
Гавриков доносит, что работы по постройке
нового храма в Новотомникове ведутся
по проекту, предоставленному Тамбовским
строительным отделением в… комитет Министерства
Внутренних дел 26 марта 1886 года за № 240
– но не с устройством деревянных потолков,
как предполагалось по этому проекту,
а с устройством каменных сводов… на четырех
каменных столбах вместо чугунных колонн.
<...> Работы… ведутся под руководством
санкт-петербургского архитектора Султанова,
который временами… наезжает для осмотра,
а сами же работы наблюдает его десятник»
[14]. В рапорте благочинного упоминается
о том, что Султанов хотел использовать
в храме чугунные колонны, от чего впоследствии
отказался.