Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 08:52, контрольная работа
Официально христианская история сербов начинается с VII века н.э(вследствие нахождения территорий в составе Византийской империи). В начале 13 века святым Саввой была создана независимая сербская православная церковь с административным центром в городе Печ(северо-запад Косово). Печский патриархат просуществовал, с перерывами, в течении трех веков.
(кстати касается не только сербских, но и болгарских, македонских церковь:вследствие завоевания этих территорий Османской империей, обычно их строили довольно невысокими(чтобы православные кресты не были выше мусульманских полумесяцев).
Сербская православная церковь
Я бы хотела рассказать о сербской православной церкви, потому что она имеет небольшие, но очень значимые различия с русской православной церковью
Предыстория:
Официально христианская история сербов
начинается с VII века н.э(вследствие нахождения
территорий в составе Византийской империи).
В начале 13 века святым Саввой была создана
независимая сербская православная церковь
с административным центром в городе Печ(северо-запад
Косово). Печский патриархат просуществовал,
с перерывами, в течении трех веков.
(кстати касается не только сербских, но
и болгарских, македонских церковь:вследствие
завоевания этих территорий Османской
империей, обычно их строили довольно
невысокими(чтобы православные кресты
не были выше мусульманских полумесяцев).
Такие церкви до сих пор сохранились в
Болгарии и Македонии
Огромный отпечаток на сербскую церковь(начиная
со времен захвата Сербии Османской империей)
наложила русская православная церковь.
Очень часто церковные службы велись на
русском языке
За 40 лет до получения Сербией независимости,
на сербскую церковь началось оказываться
давление со стороны Эллинской(т.е Греческой)православной
церкви с целью эллинизировать сербов.
На церковные посты назначались греки,
не знавшие сербского языка, вводился
греческий язык в проповедь, в учебные
заведения, в письменность. Очень хорошо
эту ситуацию описывает цитата из книги
Виктора Григоровича(1877 года издания)
Очерк Путешествия по Европейской Турции:
«Неуважение к славянским книгам, — говорит
один из свидетелей угнетенной жизни балканских
славян, — дало повод к их истреблению.
Книга славянская или заключает в себе
то, что и греческая, или же написана болгарином...
или сербом, следовательно, — так умозаключали
сторонники эллинизма, — ничего не стоит»
Но в 1830 году Сербия получила политическую автономию, а в 1831 и церковную с титулом митрополии. Поэтому попытки со стороны Греции подчинить к себе сербов прекратились
В 20 веке, с образованием Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев(а позднее Королества Югославия и СФРЮ) произошло объединение всех церквей в единую Сербскую церковь, которая существует до сих пор(естественно без церквей тех стран, которые раньше составляли единую Югославию) с церковным центром, который находится в городе Белград
А теперь перейдем к различиям
Различия между сербской и русской
церковью не очень большие:в основном
это присуствие нескольких церковных
праздников, которых нет в России, и о которых
я расскажу вам подробнее
1)Слава
Слава(крсна слава-крестная слава)- южно-славянский
народно-православный обычай, празднование
дня семейного святого(аналогов этого
праздника нет ни у одного славянского
народа(отдаленно похожим праздником
могут считаться именины). Слава отмечается
семьей в честь принятия христианства
в день памяти святого, ставшего с того
момента покровителем и защитником всего
рода.
История возникновения Крестной Славы
уходит своими корнями в те времена, когда
сербы еще исповедовали язычество. Помимо
почитания главного бога – Перуна, в каждой
семье было свое домашнее божество. После
принятия христианства люди, привязанные
к своим обычаям, с большим трудом отвергали
богов-покровителей. Святой Савва, зная
сентиментальный характер соотечественников,
проявил большую мудрость и дальновидность:
языческие кумиры-идолы были заменены
великими святыми Христовой Церкви. Они
настолько полюбились народу, что стали
защитниками и помощниками сербских домов,
церквей, монастырей, городов и даже целых
областей(например школы и университеты
отмечают Славу в честь святого Саввы
27 января). В зависимости от этого различается
четыре типа обряда Славы: индивидуальная,
родовая, сельская и церковная.
В день Славы вся семья собирается на праздничный ужин, включающий основные традиционные блюда — славский калач и коливо(кутья). Также всей семьёй идут в церковь на причастие.
В этот день каждый
дом должен исполнить две важные обязанности:
помолиться Богу за живых и мертвых сочленов
рода; и принимать и угощать гостей — тех,
кто в этот день не празднует свою славу.
Такое пиршество продолжается в сёлах
до трёх дней, в городах же длится всего
один день.
В отличие от большинства обычаев, общих
для целого народа, каждая семья имеет
своего святого, в честь которого празднуется
Слава. Святой наследуется сыновьями от
главы семьи — обычно отца. Дочери наследуют
Славу, если остаются в семье; замужние
женщины обычно отмечают Славу мужа.
Если семья сына переселяется далеко,
то с разрешения отца сын может отмечать
Славу в своём доме. Иначе же, пока жив
глава семьи, сыновья отмечают Славу в
его доме.
Каждая семья празднует одну или две Славы
в год, в зависимости от святого (поскольку
некоторым святым посвящены два дня в
году). Но только один день, в который устраивается
праздничный ужин — основной. Это день
святого защитника (необязательно один
и тот же день для семей с одинаковым святым).
Другой день носит название «малая слава»
или «преслава»
Каждая вновь образовавшаяся семья только
на второй год самостоятельно отмечает
Славу, а до этого молодой хозяин получает
от отца четвертинку калача и приносит
ее в свой дом.
В селениях день святого-покровителя празднуется под особым, посвященным ему деревом, на котором вырезан крест. К дереву относятся как к святыне. Оно называется запис(или потпис, при совершении обряда на дереве вырезается, «записывается» («подписывается») небольшой крест) , а всё празднество — заветина(потому, что он исполняется в определённый обетный или «заветный» день) и заключается в том, что после общей молитвы под деревом совершается крестный ход на поля и луга; затем происходит общая трапеза
2)Видовдан-главный
национальный праздник Сербии(так же он
отмечается в западной Болгарии), отмечаемый
28 июня в честь святого Виты(христианский
святой, мученик периода раннего христианства)
Культ святого Вита весьма распространён
в народном календаре балканских славян.
У болгар и сербов в почитании Вита явно
проступает культ языческих божеств. Его
считают одним из четырёх святых, вызывающих
летний град. По поверью после дня Видова
дня солнце поворачивает к зиме. По народной
этимологии имя Вита (Вида) в обрядовых
практиках связано с его функцией врачевателя
глаз
Однако этот день связан не только с языческим
божеством. 28.06.1389 произошло одно из самых
важных событий в сербской истории-Битва
на Косовом поле против турецкого султана
Мурада. Из-за поражения произошла потеря
независимости Сербии почти на 500 лет.
Но и у турков были большие потери, что
затруднило их поход в глубь Европы
Косовское сражение памятно и гибелью
турецкого султана Мурада I. Сербский герой
Милош Обилич пошел на верную смерть: притворившись
перешедшим на сторону неприятеля, он
пробрался в турецкий лагерь. После того
как Обилича привели в шатер Мурада I, сербский
воин ударом кинжала убил султана и погиб
сам. Князю Лазарю, которого многие сербы
и до сих пор величают своим царем, турки
отрубили голову, а затем его изрубили.
Святые мощи Лазаря хранятся в монастыре
Раваница в Косово, отрубленная же голова
и сегодня находится в Турции — на протяжении
веков турки упорно отказываются вернуть
ее сербам.
Многие
считают, что по этой причине
возникло предание о том, что
Сербия возвратит себе былую
мощь только тогда, когда глава
князя Лазаря вновь соединится
с его мощами. Кроме этого, существует
еще много народных преданий,
поверий, связанных с «Видовданом».
В Косово рассказывают, что накануне «Видовдана»,
в глухую пору ночи все реки в одно мгновение
начинают течь красные как кровь, потому
что очень много воинов в тот день оставили
свои жизни на Косовом поле. В «Видовдан»
кукушки перестают куковать — в память
о погибших косовских героях. В этот день
в Сербии не поют, не играют и не веселятся.
По церковному преданию, в ночь перед битвой
князю Лазарю явился ангел и спросил его,
что он выбирает — «царствие земное»,
то есть победу над турками и благополучие
Сербии (но только пока он сам будет жить
на земле) или мученичество ради Царствия
Небесного (а также обещание, что сербский
народ до конца времён останется православным).
Лазарь ответил, что «земное царство —
на миг, а небесное царство — навек» («земаљско
је за малена царство, а небеско увек и
довека»).
3)Рождество:в
Сербии он считается самым главным праздником(у
русских это Пасха), т.к для сербов этот
праздник олицетворяет символ рождения
новой жизни. 5-го января сербы закалывают
поросенка или барашка. Рождественский
сочельник (6-го января), называют "Баднидан",
в этот день рубят молодой дуб, "бадняк".