Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:47, доклад
Айседора Дункан (1877—1927), американская танцовщица, одна из основоположниц танца модерн, имела громкую славу и пользовалась большим авторитетом. Ей подражали во всех странах мира, ее копировали, перенимали ее манеру танцевать, носить костюм. Дункан отрицала классический танец, выдвигала принцип общедоступности танцевального искусства. Она пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту движений человеческого тела. Опираясь на древнегреческое искусство, Дункан заимствовала греческую пластику, стремилась слить воедино танец и музыку.
Айседора Дункан (1877—1927), американская танцовщица, одна из основоположниц танца модерн, имела громкую славу и пользовалась большим авторитетом. Ей подражали во всех странах мира, ее копировали, перенимали ее манеру танцевать, носить костюм. Дункан отрицала классический танец, выдвигала принцип общедоступности танцевального искусства. Она пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту движений человеческого тела. Опираясь на древнегреческое искусство, Дункан заимствовала греческую пластику, стремилась слить воедино танец и музыку.
Первое выступление Дункан с концертной программой состоялось в 1903 году в Будапеште. Она танцевала босая, в легких прозрачных, развевающихся туниках.
Движения ее были просты: легкий бег на полупальцах, естественные остановки, позы, маленькие прыжки. Отдельные позы, движения, жесты она копировала с греческих скульптур, с изображений на фронтонах, барельефах, вазах.
В танцах Дункан импровизировала. Это было неповторимо, вдохновенно и искренне, музыкально, лирично, необыкновенно ритмично. Она танцевала под музыку Глюка, Моцарта, Шопена, Шуберта, Бетховена, Вагнера, Чайковского.
Слава пришла к ней не сразу. В Америке ее не признали, не поняли и не приняли. Но танцовщица упорно боролась за свое искусство, веря, что красота может исправить мир, сделать жизнь счастливее, она хотела, чтобы все люди научились видеть прекрасное. Дункан критиковала буржуазный строй, его мораль, законы.
Свой танец она назвала свободным, сама же была, как «лозунг, как эстетическая программа». Так писал о ней известный советский критик И. И. Соллертинский.
Айседора открывала школы танца в разных странах: в Германии, во Франции, в Америке, в Греции, в России. Она мечтала об идеальной школе танца. Писатель и журналист Д.И.Марьянов писал: "Принципом исканий Айседоры Дункан является идеальная красота человеческой формы и идеальная красота естественных движений".(18) Но, танцовщица всегда говорила, что мне нужна не "школа танца", а "школа жизни". Главной ее целью было создание художественно-культурных ценностей, а не профессиональный успех. В брошюре "Танец будущего" она так сформулировала своё отношение к искусству: "Задача всякого искусства - служить выражением высших и лучших идеалов человека".
Существует распространенное мнение среди деятелей танцевального искусства, что свои новаторские открытия в области танца Айседора не оформила в систему. Но, это был очередной миф Советской власти. "При всей кажущейся спонтанности ее танцев они были тщательно выстроены и исполнялись с безупречной техникой", - писала исследователь искусства танца Айседоры Ф.Блейер. В 1921 году Дункан, по предложению Советского правительства, открыла школу танца в Москве. В 1949 году школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Результаты деятельности школы сведены на нет. Несмотря на то, что Ансамбль-Студия имени Айседоры Дункан, который был сформирован из учеников московской школы танца после гибели Айседоры в 1927 году, пользовался большим успехом и вел активную гастрольную деятельность. Советская власть испугалась свободного искусства Айседоры Дункан, так как почувствовала опасность от ее идей, которые провозглашали "возвышенный дух в безграничном свободном теле". Такое свободомыслие разрушало создаваемую концепцию тоталитарного мышления. Свободные люди не нужны были "свободной" стране. Зато, буржуазный классический балет, завезенный в нашу страну из Франции, стал незыблемым фундаментом танцевального искусства тоталитарного государства.
Писатель и журналист Г.Г.Лахути в своей статье "Айседора и ее наследие в России" пишет, что в 1963 году, в разгар «хрущёвской оттепели», группа бывших московских учениц Айседоры Дункан, впоследствии артисток Студии, обратилась с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Е.А.Фурцевой с предложением оказать свою помощь в восстановлении в Москве Студии танца Дункан, и получили отказ. Попытка возродить школу танца А. Дункан оказалось невозможной. Советская власть по-своему распорядилась идеями Дункан. Танец стал массовым явлением у нас в стране, как мечтала Айседора. Но, свободный танец заменили художественной гимнастикой, классической хореографией, ритмикой.
Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В России на основе принципов танца Айседоры Дункан, был создан метод, который получил название «музыкальное движение». Метод до сих пор не имеет аналогов по теоретической глубине и практической эффективности, является одной из вершин отечественной педагогики. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).
Айседора Дункан открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по гармоническим законам чистого искусства. Целью чистого искусства является поиск эстетического Абсолюта. В своем танце Айседора добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов, созданных "идеальной красотой естественных движений". Ценность такого искусства каждый определяет для себя в меру своей восприимчивости к прекрасному и гармоничному. И, если человечество стремится к гармонии и красоте, то в искусстве танца, именно, в гармоническом танце Айседоры Дункан это стремление выражено в идеальной форме.
Список литературы
1) Панов А. Гармонический канон
2) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
3) Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. -М.: "Контракт-ТМТ", 1992. с.182
4) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
5) Блейер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы. - Смоленск:Русич, 1997. с.222.
6) Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. -М.: "Контракт-ТМТ", 1992.
7) Физическая основа звука
8) Оцуп М. ISADORA DUNCAN // Руднева С. Воспоминания счастливого человека.-М.: Главархив, 2007. с.650.
9) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
10) Гуревич Л. Дункан//Руднева С. Воспоминания счастливого человека.-М.: Главархив, 2007. с.657.
11) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
12) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
13) Айседора. Гастроли в России. М. АРТ. 1993.
14) Гуревич Л. Дункан//Руднева С. Воспоминания счастливого человека.-М.: Главархив, 2007. с.657.
15) Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. -М.: "Контракт-ТМТ", 1992. с.181
16) Блейер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы.-Смоленск:Русич, 1997. с.66.
17) Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего.-М.: "Контракт-ТМТ", 1992. с.180.
18) Марьянов Д. Школа Айседоры Дункан // Руднева С. Воспоминания счастливого человека.-М.: Главархив, 2007. с.662.
19) Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего.-М.: "Контракт-ТМТ", 1992. с.181.
20) Блейер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы.-Смоленск:Русич, 1997. с.241.
21) Лахути Г.Г. Айседора и ее наследие в России. Каталог «Античный профиль танца.-М.: Галерея Г.О.С.Т., 2006.