"Россия остается в
выгодном положении, которое может
помочь стране добиться не
только высоких, но и что
более важно, стабильных темпов
экономического роста" , - добавляет
Дарья Пожарова. В отличие от многих других
сырьевых стран, у России есть ряд преимуществ,
например, огромная численность населения,
что представляет большой потенциал роста
потребления, а также обширные территории,
нуждающиеся в современной инфраструктуре,
и еще вполне внушительная научно-техническая
база в виде научно-исследовательских
институтов, лабораторий и научных работников.
По наблюдениям специалистов
из компании Frost & Sullivan, для того чтобы
Россия смогла максимально повысить этот
потенциал и привлечь инвестиции в высокотехнологичные
отрасли, необходимо улучшить общий инвестиционный
климат, навести порядок в бюрократических
процедурах и уменьшить степень государственного
вмешательства. "Если российское правительство
будет реализовывать намеченную стратегию,
то мы в ближайшем будущем увидим возникновение
множества мотивирующих факторов, юридических
и регуляторных мер, защищающих интересы
иностранных инвесторов", - заключает
Пожарова.
Негативные факторы инвестиционного
климата в России
Известно немало попыток
анализировать обстоятельства, препятствующие
инвестициям в российское народное
хозяйство. И попытки, и обстоятельства
насчитываются многими десятками.
Все они заслуживают серьезного
внимания, однако здесь нет возможности
хотя бы перечислять их.
Но аналитическая задача
существенно облегчается, если рассматривать
не обстоятельства, а факторы риска,
обусловливающие неблагоприятный
инвестиционный климат в России (в
конечном счете, каждое конкретное обстоятельство
обусловлено одним или несколькими
из таких факторов). Практически
все такие факторы, сколько-нибудь
значимые, группируются в семь блоков,
связанных с: 1) политическими и
общеэкономическими условиями, 2) законодательством,
3) налоговой системой, 4) административными
условиями, 5) коррупцией, 6) судебной системой,
7) банковской системой. Эта группировка
не вполне однозначна, факторы из разных
групп нередко тесно коррелируют
между собой, иногда обусловлены общей
причиной, иной раз могут возникнуть затруднения
с отнесением конкретного фактора к тому
или иному блоку и т.п., но практически
все это не препятствует исследованию
и выявлению возможных мер по улучшению
инвестиционного климата. Далее кратко
рассматриваются названные семь блоков.
1) Политические и общеэкономические
факторы. Они обусловлены прежде
всего страхом перед восстановлением
в России тоталитарного режима или, по
крайней мере, перед частичным возвратом
советских порядков. Подобные опасения
принимают конкретную форму, когда дело
касается таких угроз, как запрет на вывоз
валюты, деприватизация (пусть даже со
ссылками на нарушения закона в прошлом
при приватизации, поскольку ясно, что
в большинстве случаев ссылки имеют демагогический
характер. К этому блоку относятся и страхи,
индуцируемые более поздними событиями,
прежде всего дефолтом 1998 года – для многих
потенциальных инвесторов он является
самым ярким экономическим впечатлением
последнего десятилетия, так что угроза
нового обвала российской валюты представляется
им возможной хотя бы по прецеденту.
Своего рода фоном, весьма
существенным для формирования не слишком
благоприятного имиджа страны на основе
подобной информации, является непрозрачность
процесса принятия экономических и
политических решений в России.
Естественно, радикальный
способ снять сомнения такого рода
состоит в обеспечении существенного
улучшения экономической ситуации.
Однако в сложившихся условиях противопоставить
этим сомнениям (основанным как на ретроспективных,
так и текущих данных) можно
только системно подобранные конкретные
аргументы, квалифицированно интерпретирующие
информацию о реальном положении
дел в России в выгодном свете.
База для такой работы имеется, поскольку
на Западе достаточно распространено
мнение о том, что политическая ситуация
в современной России достаточно
стабильна (устойчивое большинство
в парламенте, центр в состоянии
сдерживать противоречия с регионами
в жестких границах и пр.) , имеется
сильный и авторитетный в стране и за рубежом
президент. Однако факт существования
такого мнения почти не используется,
не превращается в фактор, обеспечивающий
удешевление кредитов и пророст инвестиционного
потока. Эту задачу должны решать прежде
всего посольства и торговые представительства,
но похоже, что она перед ними даже не поставлена
с должной четкостью.
2) Законодательство. Неопределенность
правового поля, противоречивость
и неясность конкретных законов,
неполнота, незавершенность законодательства
в целом – причина многих
и разнообразных обстоятельств,
препятствующих решениям об инвестировании
в российскую экономику. Наши
"агитаторы" за кредиты и
инвестиции любят повторять, что
российское законодательство меняется
только в благоприятную сторону
для бизнеса, для возможных
инвесторов, так что законодательно
определенные условия их работы
в стране непрерывно улучшаются.
Но фактор неопределенности, неизменно
воспринимаемый как причина всевозможных,
в том числе заранее неизвестных
рисков, оказывается сильнее, чем
доводы об улучшении ситуации.
Кроме того, используется весьма
специфический аргумент в пользу
промедления: если условия для инвестирования
в России действительно улучшаются,
то следует подождать, пока они станут
вполне удовлетворительными: зачем
идти на дополнительный риск, если с
течением времени он уменьшается? И
опять положительная обратная связь:
такая позиция объективно сдерживает
поток инвестиций и удорожает
кредиты, а это негативно сказывается
на темпах развития экономики, что не
способствует повышению кредитного
рейтинга и т.д. На самом деле законодательно
определяемые условия деятельности
бизнеса фактически не улучшаются:
модификации имеющихся законов
проводятся бессистемно, противоречия
не только не устраняются, но, наоборот,
увеличиваются в числе. Пожалуй,
заметнее всего это проявляется
на примере налогообложения.
Среди многих частных проблем,
законодательно не отрегулированных,
но весьма важных для инвесторов, наиболее
часто встречаются связанные с приватизацией
или при смене собственника. Среди них
– право собственности на технологии,
ответственность за произведенные в прошлом
негативные воздействия на окружающую
среду (влияние которых может проявиться
спустя многие годы). Отсутствует четкая
система регистрации прав нового собственника
в случае иных потерь, происходящих по
вине предшествующего собственника.
В дискуссиях по проблеме улучшения
инвестиционного климата в России,
во всевозможных опросах, анкетных обследованиях
и пр. постоянно слышны жалобы на
то, что недостаточно отрегулированы
права инвесторов, связанные с
защитой инвестиций и вывозом
прибыли. При этом, как правило, опасения
политических перемен маскируются
под недовольство действующим законодательством,
часто по незнанию. Недостатки законодательства
здесь весьма невыгодно для нас
дополняются пассивностью в разъяснительной
работе. Что касается вывоза прибыли,
этот вопрос всегда будет предметом
разногласий государства и иностранных
инвесторов из-за противоречий в интересах:
первое хочет инвестиций без вывоза
прибыли, вторые – вывоза прибыли
без прямых инвестиций. Конкретные
регулирующие решения могут быть
найдены только с учетом многочисленных
конъюнктурных факторов, однако среди
них присутствуют и долгосрочные
гарантии государства.
3) Налоговая система. Стимулирование
инвестиций через налоговую систему
может осуществляться в различных
формах. Среди них – налоговый
кредит, предусматривающий рассрочку
уплаты налога на прибыль при
инвестировании средства в развитие
производства. Другая форма –
прогрессивный налог на прибыль
вместе с освобождением от
налога (или его серьезным снижением)
с той части прибыли, которая
идет на инвестиции (здесь возможны
варианты, например, снятие "прогрессивности"
с этой части прибыли вместе
с понижением ставки относительно
ее начального уровня для "проедаемой"
части прибыли). В США (а также
других странах) широко практиковалась
и используется до сих пор
сверхускоренная амортизация (суперамортизация)
не только оборудования, но также зданий
и сооружений – целесообразность введения
этой формы активно обсуждается в последнее
время (она может сочетаться с другими
формами).
4) Административные условия.
По общему признанию, система
государственного управления в
России работает неудовлетворительно.
"Известия" сообщали, что Г.Греф
на заседании Правительства в июне 2008
года привел данные международных исследований
эффективности работы государственных
органов в 158 странах: Правительство РФ
заняло 107 место; по качеству государственного
регулирования Россия оказалась 158-й из
160 участников рейтинга. Дело не только
в том, что для решения практически любого
вопроса требуется рекордное количество
согласований и разрешений, причем, даже
если (в гипотетическом случае) полностью
отсутствует коррупционное давление на
заявителя, рассмотрение вопроса требует
такого времени, что сообщения о прецедентах
начисто отбивают у многих охоту к прямым
инвестициям в Россию. Стандартная ситуация
– распри между ведомствами, это всегда
производит крайне негативное впечатление
на "внешних" наблюдателей. Обычная
причина распрей – противоречия между
ведомственными интересами, обостряемые
нечеткостью и неполнотой законодательства.
Давление чиновничества по политическим
мотивам – весьма распространенное явление,
что же касается коррупции, то, возможно,
она является самым сильным негативным
фактором для большинства потенциальных
внутренних инвесторов.
5) Коррупция и теневая
экономика. Процветание взяточничества,
давление криминала и отсутствие
возможностей легально ему противостоять
создают в России среду, при
которой официальные данные об
условиях экономической деятельности
радикально отличаются от реальных.
Поборы чиновников, рэкетиров, содержание
"крыш" и пр. составляют суммы, во
многих случаях того же порядка, что и
официальные налоги. "Теневики" по
теневым каналам нередко платят больше,
чем пришлось бы платить официально, но,
во-первых, от давления коррупции вовсе
не освобождает самая строгая налоговая
дисциплина в компании, и подчас именно
это (а не уровень официальных налогов)
заставляет предпринимателя оставаться
"в тени", во-вторых, "выход из тени"
может повлечь самые серьезные силовые
действия со стороны тех, кто не собирается
ее покидать. Криминальная среда вокруг
бизнеса заставляет многие фирмы содержать
такую охрану и службу безопасности, что
затраты на них превосходят все мыслимые
в цивилизованном бизнесе пределы. Однако
следует отметить, что значимость коррупции
и теневой экономики весьма различна для,
во-первых, отечественных мелких и средних
предпринимателей, во-вторых, крупного
отечественного бизнеса и, в-третьих, для
иностранных инвесторов. Для первых значение
этого фактора во многих случаях – критическое,
определяемые им дополнительные издержки
оказываются непосильными. Для крупного
бизнеса коррупция играет принципиально
другую роль, а именно, она позволяет ему
получать возможности недобросовестной
конкуренции (в том числе и с иностранным
бизнесом), совершать незаконные сделки
и пр., то есть затраты на взятки вполне
окупаются, что же касается криминала,
то крупный бизнес вполне успешно ему
противостоит. Как коррумпированным чиновникам,
так и криминальным авторитетам иностранные
инвесторы обычно внушают некий страх,
с ними предпочитают не связываться, тем
более что и среди отечественных предпринимателей
дойных коров вполне достаточно. Однако
"фон", создаваемый непрерывными
разговорами о коррупции и криминальной
стороне занятий бизнесом в России, крайне
неблагоприятно сказывается на инвестиционном
имидже страны.
6) Судебная система. По
общему признанию, судебная система
в России работает неудовлетворительно.
Суд может хотя бы частично
сгладить негативные эффекты
от несовершенства законодательства,
плохой работы органов исполнительной
власти, разгула криминалитета. Однако
некомпетентность и продажность
суда не только не ослабляют,
но усиливают эти эффекты. Судебная
реформа многие годы остается
темой для дискуссий, однако
действенных мер по улучшению
ситуации не принимается. Это
способствует росту коррупции
в судах, усиливает у предпринимателей
(и граждан) ощущение беззащитности,
бесполезности обращений в суд.
Пожалуй, среди всех факторов,
обусловливающих неблагоприятный
инвестиционный климат в России,
дефекты судебной системы надо
оценить как самый долговременный.
В частности, без реализации
радикальной судебной реформы
невозможно победить коррупцию
и теневые структуры, обеспечить
нормальные условия работы для
бизнеса со стороны исполнительной
власти, да и совершенствование
законодательства в немалой степени
теряет смысл, если судебная
система не в состоянии удовлетворительно
разрешать споры относительно
применения законов.
7) Банковская система.
Через банковскую систему в
России проходит примерно 4 % общих
потоков инвестиционного капитала,
в Центральной и Восточной
Европе – уже 30 %. Можно без
преувеличения сказать, что в
России роль банковской системы
в инвестиционном процессе пренебрежимо
мала. Этот фактор особенно значим
для мелкого и среднего бизнеса,
представители которого очень
часто не имеют никаких других
способов финансировать инвестиции,
кроме банковского кредита. Такое
положение не изменится без
осуществления банковской реформы,
которая, подобно судебной и
военной реформам, несмотря на
многолетние дискуссии все еще
не обрела достаточно четких,
убедительных, принимаемых гражданским
обществом очертаний.
Меры по улучшению инвестиционного
климата в России
Макроэкономика. Необходимыми
предпосылками инвестиционной деятельности
являются низкий уровень инфляции,
равно как и предсказуемость
поведения цен в экономике.
Требуется ужесточение контроля
за доходами и расходами бюджета, завершение
в кратчайшие сроки создания централизованной
казначейской системы исполнения бюджета.
Налоги. Представляется, что
простая, понятная система налогообложения
удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков
и позволяла бы соблюсти государственные
интересы.
Необходимо скорейшее
введение в действие части II Налогового
кодекса, где предусмотрена реальная
отмена большинства налогов с
оборота и сужена база налога на
прибыль. Налогообложение физических
лиц, фонда заработной платы и
прибыли и учет возникающих разниц
при конвертации из одной валюты в другую
нуждаются в дальнейшей рационализации
для снижения привлекательности увода
доходов из-под налогообложения.
Верхнюю ставку подоходного
налога надо понизить хотя бы до 30%; в
более длительном периоде целесообразно
снижение числа ставок до двух или
одной, причем верхний уровень изъятий
понизить до 20%. Необлагаемый минимум
следует определять исходя из расчета
реального прожиточного минимума. Целесообразно
разрешить вычитать из налогооблагаемой
базы расходы на профессиональное образование
и повышение квалификации.
Необходимо существенно
уменьшить ставку совокупных отчислений
в социальные фонды, доведя совокупные
отчисления от фонда заработной платы
(взносы в социальные фонды) хотя бы
до 30%.
Должны быть пересмотрены
и резко сокращены налоговые
и таможенные льготы, а их предоставление
должно носить не индивидуальный, а
формализованный характер.
Для того чтобы налоговый
инвестиционный кредит, налоговые каникулы
действительно использовались на инвестиции
в перевооружение производства, положение
о предоставлении этой льготы должно
быть конкретизировано.