Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, специфики инвестиционной деятельности в нашей стране и деятельности государства по повышению инвестиционной привлекательности, а также анализ нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 1.02 Мб (Скачать)

-непротиворечивости  законодательств между собой;

-регулирование  посредством законов наибольшей  части отношений;

-открытости  для изучения законодательных  актов любому человеку;

-защищенности  инвесторов от неправомерных  действий госорганов;

-унификация  нормативно-законодательных актов,  соответствие международной системе   правового обеспечения инвестиционной  деятельности.

Кроме законодательной  базы для привлечения инвестиций в государстве необходимо создать  благоприятные условия, на которые  влияет целый ряд факторов. Это  в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют  и вывоз капитала в любую страну. Необходимыми условиями  является осуществление  различных реформ: приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной инфраструктуры [9, с. 27] .

Таким образом, привлекая иностранные инвестиции любое государство должно стараться  гармонично включить их в общий инвестиционный процесс так, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестициями, внутренним производственным потенциалом  страны. Этой цели служит инвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производства для  удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования  природных ресурсов и имеет как  внутренние, так и внешние источники. [20]

 

 

 

ГЛАВА3.

 

Перспективы развития и  совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь.

 

 

 

Существует  прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и  привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

 Иностранные  инвестиции приведут к процветанию  государства, в противном случае  – к процветанию инвесторов  и негативным последствиям в  развитии собственной экономики.

 Работы  на государственном уровне  по  привлечению в страну иностранного  капитала должны включать:

- разработку  концепции привлечения иностранных  инвестиций, её обсуждение и утверждение  Президентом;

- принятие  дополнительных законов и других  законодательных актов способствующих  привлечению иностранных инвесторов  в республику;

- создание  системы государственного управления  процессом привлечения иностранных инвесторов. [16]

Общим условием стимулирования притока иностранных  инвестиций является как можно более  скорая стабилизация финансового положения  в Республике Беларусь.

 Проблема  привлечения иностранных инвестиций  должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов  отечественных производителей и  ограждением их от чрезмерной  конкуренции.

 Важную  роль может сыграть организация  производства продукции на базе  использования  лучших зарубежных  образцов с помощью импорта  лицензий.

 Для  разработки и реализации такой  политики представляется целесообразным:

- заключить  с развитыми странами соглашение  о сотрудничестве в области  технологического обмена;

- создать при отраслевых министерствах  и концернах фонды для долевого  финансирования импорта технологий  по основным направлениям структурной перестройки. [6, с. 17]

Одним из каналов  притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных  банков и представительств международных  компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

 Деятельность  филиалов иностранных банков  должна быть поставлена под  адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно  улучшить работу по привлечению  финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков. [3, с. 41]

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Преимущества инвестирования в Республику Беларусь:

  • выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза;
  • прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов;
  • высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
  • развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX);
  • стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
  • экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);
  • низкий уровень преступности и коррупции;
  • один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;
  • наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
  • деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»).[23]
  • Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и к огромной емкости российского рынка;
  • низкие эксплуатационные издержки (арендная плата, стоимость коммунальных, телекоммуникационных услуг и пр.) делают г. Минск и, в особенности, областные и районные центры Беларуси идеальным местом для организации офиса или целого производственного комплекса;
  • развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
  • положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы совместные и иностранные предприятия с другими известными компаниями.[19]

Республика  Беларусь — единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных  инвесторов, обеспечивает им не менее  благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для  них специальные стимулирующие  преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей  стране действует Консультативный  совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного  климата в республике, а так  же оперативно решаются возникающие  проблемы иностранных инвесторов, связанные  с их работой в Беларуси. Действующие  при Совете Постоянный комитет, рабочие  группы занимаются вопросами совершенствования  инвестиционного законодательства, развития свободных экономических  зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.[24]

Все это  делает нашу страну привлекательным  и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Задачи Национального инвестиционного  агентства:

  • поиск и привлечение стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Республики Беларусь;
  • координация работы по поиску и внедрению в практику новых для республики схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.);
  • пропаганда инвестиционных возможностей Республики Беларусь за рубежом;
  • развитие международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества;
  • повышение квалификации специалистов в сфере инвестиционной деятельности. [23]

В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в целом  сформированы благоприятные условия  для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся  сектор экономики, основанный на частных  инвестициях. В настоящее время  Правительством с целью улучшения  инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному  обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения  иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное  инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских  предприятий, заинтересованных в привлечении  иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению  средств иностранных кредитных  линий под гарантии Правительства  Республики Беларусь, а также организационные  мероприятия по получению Республикой  Беларусь суверенного кредитного рейтинга.  [24]

 

Заключение

 

В заключение данной работы можно сделать следующие  выводы:

По экономическому содержанию инвестиции – это расходы  на создание, реконструкцию или техническое  перевооружение основного и оборотного капитала; по финансовому – вложения средств в акции, другие ценные бумаги и банковские депозиты, в использование  иных инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.

Законодательство призвано определить порядок доступа иностранных  инвестиций в экономику, в определенные ее отрасли, гарантировать инвестора  от политических рисков, предоставить таможенные, налоговые и другие льготы (чтобы компенсировать недостатки экономической  и политической ситуации, сохранив экономику привлекательной для  инвестирования), дать инвестору относительную  свободу перевода прибылей и доходов  от инвестиций за границу и  вложенного капитала.

Прямые  зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации — производства и прямой выход на мировой рынок.

Инвестиции  играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они  определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и  являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных  инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению  производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков  из-за границы.

Увеличению  притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических  зон, на территории которых действует  льготный налоговый и таможенный режим.

Для белорусских  и иностранных участников хозяйственной  деятельности на территории СЭЗ действуют  равные условия и права. Они вправе пользоваться земельными участками  на основе соглашений о долгосрочной аренде, приобретать имущество, акции  и другие финансовые активы, создавать  предприятия, филиалы и представительства  в оговоренных национальным законодательством  формах, включая совместные и иностранные  предприятия.

Привлекая иностранные  инвестиции любое государство должно стараться гармонично включить их в общий инвестиционный процесс так, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестициями, внутренним производственным потенциалом страны. Этой цели служит инвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производства для удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования природных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.

Все  условия, созданные  для роста притока иностранных  инвестиций, делают нашу страну привлекательным  и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Важное  значение имеют инвестиционный климат в стране, принимающей инвестиции, и ее международный рейтинг. Под  инвестиционным климатом понимается совокупность социально-экономических, политических, юридических и других факторов. Он зависит от стабильности и предсказуемости  законодательства, особенностей системы  налогообложения, режима использования  прибыли, экономической безопасности и защищенности инвестиций и многого  другого.

Формирование  благоприятного инвестиционного климата  в стране связано с макроэкономической стабилизацией, сокращением уровня инфляции, преодолением спада производства, внедрением эффективных рыночных механизмов.

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).
  2. Гончаров В.И. Управление инвестициями: Учеб.- метод. комплекс. Мн.: Изд-во МИУ, 2005.-160 с.
  3. Чириц А.В. Инвестиционное сотрудничество Беларуси.// Экономический бюллетень НИЭИ  РБ.  2006. №10.- с.38-42
  4. Седов В.В. Экономическая теория:  Учеб. пособие. Челябинский госуниверситет. Челябинск, 2002.- 115с.
  5. Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.
  6. Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело».  2000. №3.- с.15-18
  7. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Мн.: Книжный Дом, 2005.- 368 с.
  8. Семёнов Н.Н. Повышение привлекательности инвестиционного климата – ключевое условие развития промышленного комплекса.//Финансы и кредит: научно-практический и теоретический  журнал. 2007 №2.- с.18-21
  9. Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2000.
  10. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. Мн.: ООО«ФУАинформ», 2004.-576 с.
  11. Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.
  12. Правовые основы деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
  13. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.- 512 с.
  14. Дылейко А.А. Беларусь.  Факты,  2009. Мн.: БЕЛТА, 2009.- 128 с.
  15. Экономико-инвестиционный обзор. Республика Беларусь – 2009. Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
  16. О поступлении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
  17. СЭЗ «Брест» сегодня. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fez.brest.by
  18. Ковалёв М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] /  Режим доступа:  http://www.lib.ru  
  19. Инвестиционные процессы   в  Беларуси. Статья в разделе: Инвестиции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belgaseta.by
  20. Марина Носова, БелаПАН. Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности" вступил в силу. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tut.by
  21. Наталья Вербитская, БЕЛТА. Объем иностранных инвестиций в Беларусь в январе-сентябре составляет около $6 млрд. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.export.by
  22. Свободные экономические зоны (СЭЗ) в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.library.by
  23. Преимущества инвестирования в Республику Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.invest.belarus.by
  24. Инвестиционные возможности Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.president.gov.by

Информация о работе Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь