-непротиворечивости
законодательств между собой;
-регулирование
посредством законов наибольшей
части отношений;
-открытости
для изучения законодательных
актов любому человеку;
-защищенности
инвесторов от неправомерных
действий госорганов;
-унификация
нормативно-законодательных актов,
соответствие международной системе
правового обеспечения инвестиционной
деятельности.
Кроме законодательной
базы для привлечения инвестиций
в государстве необходимо создать
благоприятные условия, на которые
влияет целый ряд факторов. Это
в первую очередь финансовая стабильность,
включающая стабильную денежную единицу,
низкую инфляцию, возможность свободно
осуществлять конвертацию валют
и вывоз капитала в любую страну.
Необходимыми условиями является осуществление
различных реформ: приватизация госсобственности,
посильные налоги, создание рыночной
инфраструктуры [9, с. 27] .
Таким образом,
привлекая иностранные инвестиции
любое государство должно стараться
гармонично включить их в общий инвестиционный
процесс так, чтобы они эффективно
работали вместе с внутренними инвестициями,
внутренним производственным потенциалом
страны. Этой цели служит инвестиционная
политика государства. Она базируется
на оптимизации производства для
удовлетворения человеческих потребностей
и на минимизации использования
природных ресурсов и имеет как
внутренние, так и внешние источники.
[20]
ГЛАВА3.
Перспективы развития и
совершенствования инвестиционной
политики в Республике Беларусь.
Существует
прямая необходимость в сотрудничестве
с иностранными инвесторами и
привлечении иностранного капитала
в экономику нашей страны.
Иностранные
инвестиции приведут к процветанию
государства, в противном случае
– к процветанию инвесторов
и негативным последствиям в
развитии собственной экономики.
Работы
на государственном уровне по
привлечению в страну иностранного
капитала должны включать:
- разработку
концепции привлечения иностранных
инвестиций, её обсуждение и утверждение
Президентом;
- принятие
дополнительных законов и других
законодательных актов способствующих
привлечению иностранных инвесторов
в республику;
- создание
системы государственного управления
процессом привлечения иностранных
инвесторов. [16]
Общим условием
стимулирования притока иностранных
инвестиций является как можно более
скорая стабилизация финансового положения
в Республике Беларусь.
Проблема
привлечения иностранных инвестиций
должна быть увязана с другой,
не менее важной для Беларуси,
проблемой – защитой интересов
отечественных производителей и
ограждением их от чрезмерной
конкуренции.
Важную
роль может сыграть организация
производства продукции на базе
использования лучших зарубежных
образцов с помощью импорта
лицензий.
Для
разработки и реализации такой
политики представляется целесообразным:
- заключить
с развитыми странами соглашение
о сотрудничестве в области
технологического обмена;
- создать при отраслевых министерствах
и концернах фонды для долевого
финансирования импорта технологий
по основным направлениям структурной
перестройки. [6, с. 17]
Одним из
каналов притока финансовых ресурсов
может стать создание определённых
условий для размещения в Республике
Беларусь филиалов крупнейших иностранных
банков и представительств международных
компаний корпораций, работающих со странами
СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Деятельность
филиалов иностранных банков
должна быть поставлена под
адекватный финансовый контроль.
Такой подход позволит значительно
улучшить работу по привлечению
финансовых ресурсов и обслуживанию
инвестиционных потоков. [3, с. 41]
Важнейшим направлением государственной
экономической политики нашей страны
является создание благоприятного инвестиционного
климата для привлечения и
эффективного использования иностранных
инвестиций.
Преимущества инвестирования в Республику
Беларусь:
- выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза;
- прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов;
- высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
- развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX);
- стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
- экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);
- низкий уровень преступности и коррупции;
- один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;
- наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
- деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»).[23]
- Беларусь входит в единое таможенное пространство
с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и к огромной емкости российского рынка;
- низкие эксплуатационные издержки (арендная плата, стоимость коммунальных, телекоммуникационных услуг и пр.) делают г. Минск и, в особенности, областные и районные центры Беларуси идеальным местом для организации офиса или целого производственного комплекса;
- развитая научно-техническая
база для проведения исследований и разработок
в различных областях теоретических и
прикладных знаний. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
- положительный опыт иностранных
компаний в реализации крупных и средних
инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы совместные и иностранные предприятия с другими известными компаниями.[19]
Республика
Беларусь — единственная страна среди
государств СНГ, принявшая Инвестиционный
кодекс — основополагающий документ,
регулирующий не только национальные,
но и иностранные инвестиции на территории
страны. Инвестиционный кодекс защищает
права собственности иностранных
инвесторов, обеспечивает им не менее
благоприятные, чем для национальных
предпринимателей условия деятельности,
а так же устанавливает для
них специальные стимулирующие
преимущества в налоговой, таможенной,
валютной сферах.
В нашей
стране действует Консультативный
совет по иностранным инвестициям,
возглавляемый Премьер–министром
Республики Беларусь. С помощью этой
структуры вырабатываются основные
задачи и меры по улучшению инвестиционного
климата в республике, а так
же оперативно решаются возникающие
проблемы иностранных инвесторов, связанные
с их работой в Беларуси. Действующие
при Совете Постоянный комитет, рабочие
группы занимаются вопросами совершенствования
инвестиционного законодательства,
развития свободных экономических
зон, улучшения налоговых и таможенных
условий работы на белорусском рынке
и др.[24]
Все это
делает нашу страну привлекательным
и, что самое главное, безопасным
и выгодным местом для зарубежных
капиталовложений.
Задачи Национального инвестиционного
агентства:
- поиск и привлечение стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Республики Беларусь;
- координация работы по поиску и внедрению в практику новых для республики схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.);
- пропаганда инвестиционных возможностей Республики Беларусь за рубежом;
- развитие международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества;
- повышение квалификации специалистов в сфере инвестиционной деятельности. [23]
В настоящее время акценты в
инвестиционной политике Республики Беларусь
постепенно смещаются от преференциального
режима к созданию универсальных общеэкономических
условий, определяющих единые «правила
игры» для национальных и иностранных
инвесторов, в области лицензирования,
внешнеэкономической деятельности и в
отношении действия стабилизационных
норм.
О том, что в стране в целом
сформированы благоприятные условия
для деятельности иностранных инвесторов,
подтверждает действующий и развивающийся
сектор экономики, основанный на частных
инвестициях. В настоящее время
Правительством с целью улучшения
инвестиционного климата предпринят
ряд мер по организационно-информационному
обеспечению инвестиционной деятельности
иностранных инвесторов в республике.
С целью увеличения объемов привлечения
иностранных инвестиций и содействия
реализации конкретных инвестиционных
проектов создано РУП «Национальное
инвестиционное агентство». Сформирована
и постоянно обновляется база
данных инвестиционных проектов белорусских
предприятий, заинтересованных в привлечении
иностранных инвестиций.
Проводится работа по привлечению
средств иностранных кредитных
линий под гарантии Правительства
Республики Беларусь, а также организационные
мероприятия по получению Республикой
Беларусь суверенного кредитного рейтинга. [24]
Заключение
В заключение
данной работы можно сделать следующие
выводы:
По экономическому
содержанию инвестиции – это расходы
на создание, реконструкцию или техническое
перевооружение основного и оборотного
капитала; по финансовому – вложения
средств в акции, другие ценные бумаги
и банковские депозиты, в использование
иных инструментов с целью увеличения
финансового капитала инвестора.
Законодательство призвано
определить порядок доступа иностранных
инвестиций в экономику, в определенные
ее отрасли, гарантировать инвестора
от политических рисков, предоставить
таможенные, налоговые и другие льготы
(чтобы компенсировать недостатки экономической
и политической ситуации, сохранив
экономику привлекательной для
инвестирования), дать инвестору относительную
свободу перевода прибылей и доходов
от инвестиций за границу и вложенного
капитала.
Прямые
зарубежные инвестиции - это нечто большее,
чем простое финансирование капиталовложений
в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо Беларуси. Прямые зарубежные
инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического
уровня белорусских предприятий. Размещая
свой капитал в Беларуси, иностранная
компания приносит с собой новые технологии,
новые способы организации — производства
и прямой выход на мировой рынок.
Инвестиции
играют важнейшую роль как на макро-,
так и на микроуровне. По сути они
определяют будущее страны в целом,
отдельного субъекта хозяйствования и
являются локомотивом в развитии
экономики. А привлечение иностранных
инвестиций в экономику республики
и их освоение способствуют повышению
производительного потенциала ее экономики,
служат важным инструментом передачи
технических и управленческих навыков
из-за границы.
Увеличению
притока иностранных инвестиций
способствует создание свободных экономических
зон, на территории которых действует
льготный налоговый и таможенный
режим.
Для белорусских
и иностранных участников хозяйственной
деятельности на территории СЭЗ действуют
равные условия и права. Они вправе
пользоваться земельными участками
на основе соглашений о долгосрочной
аренде, приобретать имущество, акции
и другие финансовые активы, создавать
предприятия, филиалы и представительства
в оговоренных национальным законодательством
формах, включая совместные и иностранные
предприятия.
Привлекая иностранные
инвестиции любое государство должно
стараться гармонично включить их в
общий инвестиционный процесс так, чтобы
они эффективно работали вместе с внутренними
инвестициями, внутренним производственным
потенциалом страны. Этой цели служит
инвестиционная политика государства.
Она базируется на оптимизации производства
для удовлетворения человеческих потребностей
и на минимизации использования природных
ресурсов и имеет как внутренние, так и
внешние источники.
Все условия, созданные
для роста притока иностранных
инвестиций, делают нашу страну привлекательным
и, что самое главное, безопасным
и выгодным местом для зарубежных
капиталовложений.
Важное
значение имеют инвестиционный климат
в стране, принимающей инвестиции,
и ее международный рейтинг. Под
инвестиционным климатом понимается совокупность
социально-экономических, политических,
юридических и других факторов. Он
зависит от стабильности и предсказуемости
законодательства, особенностей системы
налогообложения, режима использования
прибыли, экономической безопасности
и защищенности инвестиций и многого
другого.
Формирование
благоприятного инвестиционного климата
в стране связано с макроэкономической
стабилизацией, сокращением уровня
инфляции, преодолением спада производства,
внедрением эффективных рыночных механизмов.
Список
использованной литературы:
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).
- Гончаров В.И. Управление инвестициями: Учеб.- метод. комплекс. Мн.: Изд-во МИУ, 2005.-160 с.
- Чириц А.В. Инвестиционное сотрудничество Беларуси.// Экономический бюллетень НИЭИ РБ.
2006. №10.- с.38-42
- Седов В.В. Экономическая теория: Учеб. пособие. Челябинский госуниверситет. Челябинск, 2002.- 115с.
- Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.
- Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело». 2000. №3.- с.15-18
- Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Мн.: Книжный Дом, 2005.- 368 с.
- Семёнов Н.Н. Повышение привлекательности инвестиционного климата – ключевое условие развития промышленного комплекса.//Финансы и кредит: научно-практический и теоретический журнал. 2007 №2.- с.18-21
- Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3,
2000.
- Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. Мн.: ООО«ФУАинформ», 2004.-576 с.
- Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.
- Правовые основы деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
- Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-
512 с.
- Дылейко А.А. Беларусь. Факты, 2009. Мн.: БЕЛТА, 2009.- 128 с.
- Экономико-инвестиционный обзор. Республика Беларусь – 2009. Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
- О поступлении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
- СЭЗ «Брест» сегодня. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fez.brest.by
- Ковалёв М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lib.ru
- Инвестиционные процессы в Беларуси. Статья в разделе: Инвестиции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belgaseta.by
- Марина Носова, БелаПАН. Декрет № 10
"О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности" вступил в силу. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tut.by
- Наталья Вербитская, БЕЛТА. Объем иностранных инвестиций в Беларусь в январе-сентябре составляет около $6 млрд. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.export.by
- Свободные экономические зоны (СЭЗ) в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.library.by
- Преимущества инвестирования в Республику Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.invest.belarus.by
- Инвестиционные возможности Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.president.gov.by