Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, специфики инвестиционной деятельности в нашей стране и деятельности государства по повышению инвестиционной привлекательности, а также анализ нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси.
(на 1 января 2009г.)
Примечание – Источник:[19]
Проанализировав данные о структуре инвестиций в основной капитал по отдельным отраслям экономики можно сделать следующие выводы:
Рис. 2.3. Структура инвестиций в основной капитал по отдельным отраслям экономики
(в процентах к итогу)
Примечание – Источник: [15]
Для более детального рассмотрения поступления иностранных инвестиций по отраслям экономики приведены таблицы в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Инвестиционная активность предприятий, прежде всего, зависит от наличия у них свободных финансовых ресурсов для модернизации производства, поддержания существующих и создания новых производственных мощностей. По данным Национального статистического комитета, инвестиции в основной капитал в целом по стране в III квартале 2009 г. составили 11,8 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,8 процента выше уровня III квартала 2008 г. (в III квартале 2008 г. по отношению к III кварталу 2007 г.- на 22,1 процента). [16]
2.2 Свободные экономические зоны: понятие, условия создания. Деятельность свободных экономических зон на территории Республики Беларусь
Термин "свободная экономическая
зона" (СЭЗ) получил широкое
Закон Республики Беларусь от 7 декабря
1998 года "О свободных экономических
зонах" определяет правовые и организационные
основы создания, деятельности и ликвидации
свободных экономических зон
на территории Республики Беларусь. Положение
иностранных инвесторов на территории
СЭЗ регулируется также Инвестиционным
кодексом Республики Беларусь, конкретными
указами Президента Республики Беларусь
и постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь, касающимися создания
и регулирования отношений для
каждой конкретной СЭЗ. Под свободной
экономической зоной понимается
часть территории Республики Беларусь
с точно определенными
В СЭЗ могут развиваться
В СЭЗ устанавливается льготный порядок
налогообложения. Для резидентов СЭЗ устанавливается
меньшее количество налогов, а также снижаются
их ставки. Виды налогов, действующих на
территории СЭЗ, ставки налогов и особенности
льготного налогообложения устанавливаются
Президентом Республики Беларусь либо
по его поручению - Советом Министров Республики
Беларусь.
Территория СЭЗ является частью
таможенной территории Республики Беларусь.
В отношении взимания таможенных
пошлин, налогов и применения мер
экономической политики СЭЗ может
рассматриваться как
Для расчетов в СЭЗ может использоваться
национальная валюта Республики Беларусь
и конвертируемая валюта иностранных
государств в порядке, определяемом Национальным
банком Республики Беларусь.
На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется
система государственных гарантий охраны
инвестиций, которая предусмотрена законодательством
Республики Беларусь об иностранных инвестициях.
Государство гарантирует иностранным
инвесторам СЭЗ право на возврат своей
доли в имуществе предприятия по остаточной
стоимости, а также перевод причитающихся
им сумм доходов, в том числе и в иностранной
валюте, полученных от вложенных в зону
инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики
Беларусь. В настоящее время на территории
Республики Беларусь созданы и работают
следующие свободные экономические зоны:
"Брест" - создана Указом Президента
Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. №
114; "Витебск" - создана Указом Президента
Республики Беларусь от 4 августа 1999 г.
№ 458; "Гродноинвест" - создана Указом
Президента Республики Беларусь от 16 апреля
2002 г. № 208; "Гомель-Ратон" - создана
Указом Президента Республики Беларусь
от 2 марта 1998 г. № 93; "Минск" - создана
Указом Президента Республики Беларусь
от 2 марта 1998 г. № 93; "Могилев" - создана
Указом Президента Республики Беларусь
от 31 января 2002 г. № 66. [22]
За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. Всего на 1 января 2009 года в качестве резидентов зарегистрировано 268 организаций, 246 из них являются действующими. Резиденты СЭЗ инвестировали в основной капитал в 2008 году 594,735 млрд. рублей. В разрезе отраслей лидировала промышленность, на которую пришлось 85,6 общего объема инвестиций.
Экспорт товаров резидентов СЭЗ в 2008 году достиг 1,539 млрд. долл. (87,2% объема экспорта), в том числе в Россию – на 1,167 млрд. долл. (75,8%)
Рентабельность реализованной
продукции предприятий СЭЗ
Показатели эффективности деятельности свободных экономических зон на примере СЭЗ «Брест» приведены в диаграммах ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
Лучшим доказательством эффективной деятельности СЭЗ «Брест» является динамика ее развития. На сегодняшний день в зоне зарегистрировано 64 предприятий-резидентов из 16 стран, объем вложенных инвестиций составляет около 530 млн. дол. (420 млн. EURO). Основные страны-инвесторы: Россия, Великобритания, Польша.
Анализ деятельности СЭЗ "Брест" показывает высокую эффективность работы предприятий-резидентов. Суммарный объем производимой продукции ежегодно увеличивается в 1,2 раза. В 2008 году он достиг 750 млн. дол. (590млн. EURO). При этом продукция из СЭЗ качественна, современна и конкурентоспособна.
Являясь экспортоориентированной, СЭЗ «Брест» играет большую роль и в наращивании экспортного потенциала региона. Внешнеторговый оборот в 2008 году составил 870 млн. дол. США (650 млн. EURO).
Сегодня СЭЗ "Брест" один из основных "работодателей" Брестского региона: на предприятиях зоны создано 14,5 тыс. рабочих мест.
Визитной карточкой СЭЗ «Брест» могут служить предприятия хорошо известные в республике и за её пределами:
2.3 Нормативно-правовое
регулирование инвестиционной
В последние
годы в Республике Беларусь предпринято
ряд мер по формированию нормативно-правовой
базы и направленных на создание долговременных,
стабильных и привлекательных условий
для отечественных и
В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь.
В
основу проекта положены новая
редакция законов «Об
Инвестиционный кодекс, вступивший
в силу от 9 октября 2001г. не
просто объединил в один
В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных. Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора [19].
Дополнительно защитить права белорусских
и иностранных инвесторов, оградить
их деятельность от чрезмерного вмешательства
со стороны государственных
Также стоит отметить, что указ
№ 42 расширяет перечень льгот резидентам
свободных экономических зон
и предоставляет им гарантии неизменности
специального правового режима налогообложения.
Для уже зарегистрированных в
СЭЗ резидентов такие гарантии будут
действовать до 31 марта 2015 года, для
новых – в течение семи лет
с даты их регистрации в СЭЗ. Данным
Указом также расширяются полномочия
администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно
смогут принимать решение о
Только за 2008 г. принято около 40 нормативных правовых актов, которые значительно улучшили деловой климат:
9 ноября 2009г. Вступил в силу Декрет
№ 10 "О создании дополнительных условий
для инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь". Документ, подписанный президентом
6 августа 2009 года, направлен на "стимулирование
широкомасштабной инвестиционной активности".
Декрет
предусматривает создание трехуровневой
системы заключения инвестиционных договоров
с властями Беларуси. Дифференциация зависит
от значимости проекта и предоставляемых
преференций.
Документ устраняет необходимость проводить
государственную комплексную экспертизу
инвестиционного проекта. Он расширяет
круг организаций, наделенных правом заключать
инвестиционные договоры. После заключения
договоров для инвесторов предусмотрены
существенные льготы. Они, например, могут
строить объекты, предусмотренные инвестиционным
проектом, до того, как будет разработана
соответствующая проектно-сметная документация.
Эксперты неоднозначно оценили
появление документа. Так, экономист
Леонид Злотников отмечает: положение
декрета № 10 о том, что государство
в одностороннем порядке имеет
право разорвать отношения с
инвестором, "фактически перечеркивает
все достоинства этого
Нормативно-правовая база инвестиционной
деятельности, исходя из практики зарубежных
стран, должна быть, построена на следующих
основных принципах:
-стабильности законодательства;
Информация о работе Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь