Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, специфики инвестиционной деятельности в нашей стране и деятельности государства по повышению инвестиционной привлекательности, а также анализ нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 1.02 Мб (Скачать)

Объектами инвестиционной деятельности выступают:

  • недвижимое имущество,  в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальная собственность.

Кроме того имеется ряд объектов, которые  могут находиться только в собственности  государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.

Субъектами  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как  белорусские, так и иностранные  физические и юридические лица, а  также другие государства. Особенности  регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных. К последним относятся:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь. [4, с. 45]

Инвестиционная  деятельность осуществляется на основе:

  • инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, обществами, иными юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
  • государственного инвестирования за счет средств бюджета, заемных средств, а также инвестирования государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;
  • иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами;
  • совместного инвестирования, осуществляемого гражданами данной страны и иностранными  гражданами, юридическими лицами, государствами.

Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:

1)  создание  юридического лица;

2)  приобретение  имущества или имущественных  прав,  а именно:

  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств. [7, с. 39]

 

 

 

1.2 Понятие и сущность инвестиционного  климата, инвестиционные стимулы.  Факторы, влияющие на инвестиционный климат.

 

Инвестиционный  климат – совокупность сложившихся  в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. Роль инвестиционного климата определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что рынок капитала практически всегда складывается в пользу продуцента – потребности в свободных финансовых ресурсах превышают возможности их накопления.

К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционный климат) относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокая норма прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильная налоговая система;
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективная поддержка государства.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат) включают:

  • политическую нестабильность в стране;
  • социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижения уровня жизни большей части общества);
  • неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития,  высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования, внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса);
  • неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом;
  • высокие транзакционные издержки;
  • неблагоприятную для производителя амортизационную политику.[12]

Исследования  инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и  экономических организаций –  Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития, Организация  экономического сотрудничества и развития, информационные корпорации, различные  исследовательские институты. [3,с.39-40]

Иностранные инвестиции рассматриваются  как собственность иностранных  инвесторов. Чтобы привлечь инвестиции необходимо обеспечить инвесторам определенные гарантии по свободному владению, пользованию и распоряжению своей собственностью. При этом важно найти разумный баланс между интересами государства, местных субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов.

  В понятие гарантий входит прежде всего налаживание нормальных рыночных отношений в стране, т.к. инвесторы-собственники смогут реализовать все свои правомочия только при условии существования рынков капитала, товаров, услуг, рабочей силы как на национальном, так и на международном уровнях, при наличии субъектов хозяйствования различных форм собственности на этих рынках. Во-вторых, это наличие определенной политической и социальной стабильности в обществе. В-третьих, это наличие соответствующей правовой базы (национально-правовой и международно-правовой) и устойчивости законодательных актов. [8, с. 19-20]

Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно –  с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и  на международной арене целевых  акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций [12].

 

 

1.3  Внедрение  внешних источников инвестиций в экономику Республики Беларусь: основные проблемы, мотивации инвестирования зарубежных инвесторов

 

Проблема внедрения внешних  источников инвестиций состоит в  стимулировании эффективного притока  иностранного капитала. В этой связи  встает два вопроса: во-первых, в  какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли  и в каких формах следует в  первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. [18].

Рассмотрим  причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые  для стимулирования инвестиции по каждому  из них. Такое решение обуславливается  широким спектром мотиваций, как например [4, с. 41]:

  1. Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторам благоприятных условий для работы в стране.
  2. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических возможностей.
  3. Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах.
  4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
  5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
  6. Государству необходимо проводить грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобно проводить обновление, изменение производства.
  7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и др. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
  8. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. Необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.
  9. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических  режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
  10. Государство в целом должно быть развитым.

В каждый конкретный промежуток времени  могут доминировать одни факторы (или  группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами  иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).

Для стран, обладающих капиталом, для  инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций.

Страна базирования инвестора  в целом выигрывает, потому что  выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий  лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования. [19]

 

ГЛАВА 2.

Анализ  притока иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

 

2.1  Динамика поступлений иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2007-2009 гг.

 

По словам первого заместителя министра экономики Беларуси Петра Жабко, в последние годы проведена большая работа по улучшению инвестиционного климата в Беларуси, принят ряд нормативно-правовых актов в этой сфере. [21]

В частности, 9 ноября вступил в силу Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Документ, подписанный президентом 6 августа 2009 года, направлен на "стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности". [20]

Республика продвинулась на 30 позиций по индексу эффективности использования прямых иностранных инвестиций: со 125 места в 2006г. – на 95-е в 2007г. По индексу потенциала прямых иностранных инвестиций республика сместилась вперед на 2 позиции: с 50 места на 48-е место.

Улучшение делового климата нашло отражение в докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2009». Республика Беларусь поднялась на 85 место в рейтинге из 181 страны по условиям ведения бизнеса, при этом заняв 4 место в рейтинге стран по проведению реформ.

Успешно работают организации, созданные с такими иностранными компаниями, как ООО «КК Бевриджиз Холдинг IIБ.В.» (Нидерланды); «Хенкель СИИ Гмбх» (Австрия); «Дживиэссе» АО (Италия); «АТЕК Холдинг Гмбх» (Австрия); Мобилком Австрия Груп (Австрия); «Эссендин Холдинг Лимитед» (входящая в состав «Хайнекен» (Австрия); «Илона Груп С.п.А.» (Италия), ООО «Интернационале инвестиционс унд Сервальтунг» (Австрия) и ряд других. [15]

Наблюдается положительная динамика роста иностранных инвестиций. В 2008 году общий объем поступивших иностранных инвестиций в экономику составил 6,5 млрд. долларов. Прямых иностранных инвестиций за 2008г. привлечено 2,28 млрд. долларов. Это в 1,7 раза больше, чем в 2007 году. (рис 2.1)

Рис 2.1. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь

Примечание  – Источник: [16]

Самой привлекательной  формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Помимо прямого  экономического эффекта в виде налоговых  поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные  инвестиции оказывают в высшей степени  благотворное влияние в сфере  трансферта технологии, распространения  передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.                  

Начиная с 2006 года, наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций: 2006 год - 749 млн. (18,6% от всех полученных инвестиций), 2007 год - 1314 млн.(24,2%), 2008 год - 2280 млн. долл.(34,9%), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений. (рис. 2.2) В первом полугодии текущего года в Беларусь привлечено 2,3 млрд. долл. прямых инвестиций.

Рис. 2.2. Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в экономику РБ, млн. долл. США.

Примечание – Источник: [16]

Основными странами-инвесторами Республики Беларусь являются Россия, Великобритания, Швейцария, Австрия, Кипр, Германия, Латвия, Нидерланды, США, Британия. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (33,2% от всего количества полученных инвестиций в 2008г.). За ней следуют Швейцария (18,8%), Австрия (14,5%), Великобритания (11%), Кипр (8,5%) и другие страны. (Таблица 2.1)

 

Таблица 2.1. Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь по странам-инвесторам (2003-2008 годы, млн. долл. США)

Примечание – Источник: [16]

По данным на 1 января 2009 года зарегистрировано 4880 совместных предприятий и предприятий  с иностранным капиталом. На долю России приходится 40% таких предприятий. Из них 2704 – совместные организации, 2176 – иностранные организации. На долю других стран приходится меньше, чем по 8% предприятий с иностранным капиталом и совместных предприятий. (Таблица 2.2)

Таблица 2.2. Совместные предприятия  и предприятия с иностранным  капиталом 

Информация о работе Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь