Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, специфики инвестиционной деятельности в нашей стране и деятельности государства по повышению инвестиционной привлекательности, а также анализ нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси.
Объектами инвестиционной деятельности выступают:
Кроме того имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.
Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных. К последним относятся:
Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:
Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
1.2
Понятие и сущность
Инвестиционный
климат – совокупность сложившихся
в какой-либо стране политических, социально-культурных,
финансово-экономических и
К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционный климат) относятся:
Факторы,
препятствующие развитию инвестиционной
активности (неблагоприятный
Исследования
инвестиционного климата
Иностранные инвестиции рассматриваются как собственность иностранных инвесторов. Чтобы привлечь инвестиции необходимо обеспечить инвесторам определенные гарантии по свободному владению, пользованию и распоряжению своей собственностью. При этом важно найти разумный баланс между интересами государства, местных субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов.
В понятие гарантий входит прежде всего налаживание нормальных рыночных отношений в стране, т.к. инвесторы-собственники смогут реализовать все свои правомочия только при условии существования рынков капитала, товаров, услуг, рабочей силы как на национальном, так и на международном уровнях, при наличии субъектов хозяйствования различных форм собственности на этих рынках. Во-вторых, это наличие определенной политической и социальной стабильности в обществе. В-третьих, это наличие соответствующей правовой базы (национально-правовой и международно-правовой) и устойчивости законодательных актов. [8, с. 19-20]
Возможности
привлечения иностранных
1.3 Внедрение внешних источников инвестиций в экономику Республики Беларусь: основные проблемы, мотивации инвестирования зарубежных инвесторов
Проблема внедрения внешних источников инвестиций состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. [18].
Рассмотрим
причины, подталкивающие иностранного
предпринимателя к
В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).
Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций.
Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования. [19]
ГЛАВА 2.
Анализ притока иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
2.1 Динамика поступлений иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2007-2009 гг.
По словам первого заместителя министра экономики Беларуси Петра Жабко, в последние годы проведена большая работа по улучшению инвестиционного климата в Беларуси, принят ряд нормативно-правовых актов в этой сфере. [21]
В частности, 9 ноября вступил в силу Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Документ, подписанный президентом 6 августа 2009 года, направлен на "стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности". [20]
Республика продвинулась на 30 позиций по индексу эффективности использования прямых иностранных инвестиций: со 125 места в 2006г. – на 95-е в 2007г. По индексу потенциала прямых иностранных инвестиций республика сместилась вперед на 2 позиции: с 50 места на 48-е место.
Улучшение делового климата нашло отражение в докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2009». Республика Беларусь поднялась на 85 место в рейтинге из 181 страны по условиям ведения бизнеса, при этом заняв 4 место в рейтинге стран по проведению реформ.
Успешно работают организации, созданные с такими иностранными компаниями, как ООО «КК Бевриджиз Холдинг IIБ.В.» (Нидерланды); «Хенкель СИИ Гмбх» (Австрия); «Дживиэссе» АО (Италия); «АТЕК Холдинг Гмбх» (Австрия); Мобилком Австрия Груп (Австрия); «Эссендин Холдинг Лимитед» (входящая в состав «Хайнекен» (Австрия); «Илона Груп С.п.А.» (Италия), ООО «Интернационале инвестиционс унд Сервальтунг» (Австрия) и ряд других. [15]
Наблюдается положительная динамика роста иностранных инвестиций. В 2008 году общий объем поступивших иностранных инвестиций в экономику составил 6,5 млрд. долларов. Прямых иностранных инвестиций за 2008г. привлечено 2,28 млрд. долларов. Это в 1,7 раза больше, чем в 2007 году. (рис 2.1)
Рис 2.1. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь
Примечание – Источник: [16]
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.
Начиная с 2006 года, наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций: 2006 год - 749 млн. (18,6% от всех полученных инвестиций), 2007 год - 1314 млн.(24,2%), 2008 год - 2280 млн. долл.(34,9%), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений. (рис. 2.2) В первом полугодии текущего года в Беларусь привлечено 2,3 млрд. долл. прямых инвестиций.
Рис. 2.2. Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в экономику РБ, млн. долл. США.
Примечание – Источник: [16]
Основными странами-инвесторами Республики Беларусь являются Россия, Великобритания, Швейцария, Австрия, Кипр, Германия, Латвия, Нидерланды, США, Британия. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (33,2% от всего количества полученных инвестиций в 2008г.). За ней следуют Швейцария (18,8%), Австрия (14,5%), Великобритания (11%), Кипр (8,5%) и другие страны. (Таблица 2.1)
Таблица
2.1. Поступление иностранных
Примечание – Источник: [16]
По данным на 1 января 2009 года зарегистрировано 4880 совместных предприятий и предприятий с иностранным капиталом. На долю России приходится 40% таких предприятий. Из них 2704 – совместные организации, 2176 – иностранные организации. На долю других стран приходится меньше, чем по 8% предприятий с иностранным капиталом и совместных предприятий. (Таблица 2.2)
Таблица 2.2. Совместные предприятия и предприятия с иностранным капиталом
Информация о работе Проблемы внедрения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь