Привлечения прямых иностранных инвестиций в Малайзию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:26, творческая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются вопросы:
* привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Малайзию.
* проанализировано сегодняшнее положение дел в стране
* дан обзор ПИИ в Малайзию.
* рассмотрены стадии развития норм регулирования торговли в Малайзии, с 1957 г. до сегодняшнего дня.
* дан анализ промышленной политики в связи с прямыми иностранными инвестициями.

Файлы: 1 файл

ПИИ В МАЛАЗИЮ.ФУРИНА К..ppt

— 1.80 Мб (Скачать)

      В  течение последних 5–6 лет инвестиции  в национальную экономику приносят  малайзийскому капиталу меньшую  прибыль, чем инвестиции на менее  зрелых, развивающихся рынках (например, в соседнем Вьетнаме).

      Однако  нововведением являются меры  правительства по поощрению капиталовложений  в иностранные компании. Промышленные  корпорации, тесно связанные с  правительством, которые раньше  процветали на внутреннем рынке, теперь испытывают давление государственных  институтов и правительственной  инвестиционной группы Кхазанах (Khazanah) , которая с недавнего времени  соревнуется с сингапурской Темасек (Temasek) в формировании зарубежного  портфеля инвестиций.

      С 2004 г. Кхазанах вложила в иностранные  предприятия около 2 млрд долл., что  составило примерно четверть  всех его вложений за данный  период. Необходимо отметить также, что обширная инвестиционная  деятельность производится не  только группой как единым  целым, но и отдельно компаниями, входящими в концерн.   Так, например, Телеком Малайзия (Telekom Malaysia) уже приобрела контрольный пакет акций во многих телекоммуникационных компаниях и информационных агентствах в различных странах, от Индии и Шри-Ланки до Индонезии и Камбоджи.

 

      Малайзийские  компании, осуществляющие деятельность  за границей, оперируют в основном  в сфере строительства, гостиничного  бизнеса, недвижимости, а также в  банковской и финансовой сфере  и нефтяной промышленности.

        Нефтегазовые компании как государственные, так и частные расширяются на волне всемирного бума нефтепоисковых работ, часто следуя за компанией Петронас (Petronas), укрепляющей свои позиции на азиатских рынках, а также продвигающейся в России и Африке.

      Кроме  того, интересен опыт Малайзии  в привлечении иностранных инвестиций  на рынок недвижимости. Здесь, в  дополнение к действующей программе  «Малайзия — второй дом», были  отменены ограничения, связанные  с получением долгосрочных кредитов  иностранными гражданами на приобретение  недвижимости в Малайзии стоимостью  не менее 66 тыс. долл. (за исключением  земли).  Предполагается, что эта мера увеличит как объемы, так и географию иностранных инвестиций на рынке недвижимости страны. Примечательно, что на сегодняшний день основными покупателями недвижимости в Малайзии являются граждане Сингапура и Австралии.

 

      Важно  отметить, что имеющие место высокие  темпы роста инвестиций были  в большой мере обеспечены  привлечением в страну частного  капитала.

      В 2004–2007 гг. негосударственные фонды  вкладывались, в основном, в приобретение  промышленного оборудования, которое  незамедлительно повлияло на  повышение уровня производительности  основных секторов экономики.

      В  свою очередь, стабильные потоки  ПИИ и высокая степень реинвестирования  на фоне улучшающейся бизнес  среды и повышения потока импорта  свидетельствовали о восстановлении  статуса частного сектора в  инвестиционной деятельности.

      Что  касается государственных инвестиций, то повышение государственных  расходов в 2007 г. было умеренным, в то время как федеральные  расходы остались сильно урезанными.

        Таким образом, фискальный дефицит был снижен до 3.0%

 Так называемые государственные фонды развития в основном были сконцентрированы в сферах образования и здравоохранения, развития инфраструктуры и стимулирования сектора сельского хозяйства.

Говоря о внешнеэкономических  показателях, стоит отметить повышение  инвестирования малазийского капитала  в страны региона, особенно в  Китай. Данная тенденция связана  со стратегической заинтересованностью  Малайзии в развивающемся китайском  рынке. Что же касается притоков  ПИИ в Малайзию, стоит отметить  целенаправленное привлечение иностранных  капиталов и высокий уровень  реинвестирования в промышленный  сектор, электронную и нефтеперерабатывающую  отрасли, а также в сектор торговой  инфраструктуры. С целью создания  благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций с 30 апреля 2007 г. были упрощены процедуры  подачи заявок по капитальным  инвестиционным проектам.

Хотелось бы  также коснуться последствий  экономической переориентации в  области инвестиций для страны, стратегия развития которой была  ранее основана на привлечении  и использовании иностранного  капитала. В течение долгого времени  Малайзия ограничивала усиление  ринггита, поощряя экспорт товаров  и услуг и приток иностранных  инвестиций, однако с начала 2006 г. правительство заняло более гибкую  позицию, заявив, что оно допускает  постепенное подорожание национальной  валюты. Более сильный ринггит  должен был подстегнуть инвестиции  за границу, что, в свою очередь, должно было застраховать экономику  от «перегрева» вследствие чрезмерного  притока денежных средств, то  есть обеспечить так называемый  «здоровый, двусторонний обмен»  инвестициями.

Новая политика  правительства была также призвана  помочь «корпоративной» Малайзии, особенно предприятиям с большим  государственным участием, адаптироваться  к конкуренции на мировом рынке. Данная инициатива должна была  также подтолкнуть правительство  к рационализации собственных  инвестиционных политик таких, как, например, «позитивная дискриминация» .

Режим  ПИИ 

Режим ПИИ в  Малайзии регулируется достаточно  строго — все иностранные производства  должны быть лицензированы вне  зависимости от бизнеса, в котором  они оперируют. Стоит отметить, что  в Малайзии не существует единого  закона, регулирующего ПИИ, который  бы описывал общие принципы  и правила иностранного участия  в местном бизнесе, как это  происходит в Таиланде с его  Актом об Иностранном Бизнесе (Foreign Business Act). Такое положение дел  дает правительству максимальную  свободу в проведении мониторинга  и контроля ПИИ для удовлетворения  экономических и производственных  нужд в стране.

Так, в Малайзии  доля иностранного участия в  акционерном капитале компании  не определена законом. В Малайзии  имеются только «Рекомендации  об участии иностранного капитала» («Foreign equity guidelines»), которые с легкостью  могут быть изменены Правительством. Вплоть до 1998 г. допустимая доля  иностранного участия в предприятии  определялась в зависимости от  экономических показателей отрасли  и условий, устанавливаемых промышленной  политикой. Необходимо также отметить, что ранее для поддержания  экспорториентированной промышленной  политики размер участия иностранного  капитала в производственном  секторе определялся долей продукции, которая экспортировалась. В соответствии  с EIU 2001, инвестиционные проекты, где  экспортировалось более 80% продукции  или производство осуществлялось  с использованием высоких технологий, поощряемых государством, ограничений  на участие иностранного капитала  не было. Для остальных сфер  и обла¬стей промышленности, как  уже упоминалось ранее, ограничения  были полностью отменены после  решения министерства Торговли  и Промышленности (Ministry of Trade and Industry), когда страна испытала острую  потребность в ПИИ после экономиче¬ского  кризиса 1998 г.

Внезапная смена  политики по либерализации инвестиционного  режима, без сомнения, оказала влияние  на долгосрочную социальную политику  перераспределения богатства в  пользу малайзийского населения  и других автохтонных групп, или  бумипутра. Эта задача ставится  в Конституции страны, на нее  же делается упор в Национальной  Политике по Развитию. Конечной  целью проведения данной политики  является передача 30% акционерного  капитала в стране в руки  бумипутра. В области иностранных  инвестиций это означает, что  часть оставшегося акционерного  капитала, держателями которого  не являются иностранные инвесторы, должна быть закреплена за  бумипутра. Только после того, как  бумипутра становятся владельцами  определенного количества акций, остальные могут быть распределены  между не-бумипутра. Подобные ограничения  действуют и в области занятости. Действительно, эти ограничения  противоречат принципам не дискриминации, которые отстаивает ВТО и большинство  дву- и многосторонних региональных  торговых и инвестиционных соглашений. Тем не менее, Малайзии удалось  удостовериться, что данное ограничение  не препятствует потенциальному  притоку ПИИ в «целевые области»  промышленности. Предоставление привлекательных  льготных режимов для инвестиций (incentive package) и создание инфраструктуры  мирового класса нейтрализуют  негативное влияние законодательства. Неожиданная смена политического  курса на открытие практически  всей производственной промышленности  иностранным инвестициям в июне 1998 г. показала, что при экономической  необходимости, Малайзия способна  отказаться от социо-политической  цели, к которой страна двигалась 30 предшествующих лет.

Кроме отмены  требований по доле экспортной  продукции в общем объеме выпуска  в 1998 г., Малайзия в течение долгого  времени предпринимала шаги по  минимизации прочих негативных  инициатив, таких как национализация  и бюджетные ассигнования, двойное  налогообложение, требования по  созданию совместных предприятий, ограничения на занятость внутри  страны для иностранцев и репатриацию  прибыли. Хочется еще раз отметить, что, поскольку законодательной  базы, которая устанавливала бы  общие правила и стандарты  по вышеупомянутым вопросам, не  существует, многого пришлось добиваться  путем заключения двусторонних  соглашений.

Говоря о защите  иностранных инвестиций, необходимо  отметить, что теоретически иностранные  инвесторы имеют гарантию того, что их собственность не будет  экспроприирована без компенсации  согласно статье 13 Федеральной Конституции  Малайзии. В отсутствие детального  закона, регулирующего ПИИ, который  мог бы предоставить полную  защиту от лишения права собственности  на имущество, Малайзия во многом  положилась на двусторонние соглашения  об инвестиционных гарантиях (investment guarantee agreement — IGA) для того, чтобы:

• Защитить  инвестиции от национализации  и конфискации в пользу государства

• Убедиться  в своевременном предоставлении  адекватной компенсации в случае  национализации или конфискации

• Обеспечить  свободный перевод прибыли, капитала  и др.

• Удостовериться  в урегулировании разногласий  по инвестиционным вопросам между  частными компаниями и Правительством  в соответствии с Конвенцией  о разрешении разногласий в  области инвестиций (settlement of investment disputes — ICSID), в которую Малайзия вступила  еще в 1966 г.

Необходимо отметить, что Малайзия не предлагает  национального режима после заключения  соглашения, в основном, из-за государственной  политики в отношении бумипутра. На данный момент, Малайзия заключила  соглашения об инвестиционных  гарантиях со странами-членами  АСЕАН и Организации Исламской  Конференции (ОИК), а также с 67 другими  странами [*].

Хотя соглашения  об инвестиционных гарантиях  позволяют Правительству быть  избирательными в предоставлении  защиты инвестиций, они также  противоречат принципу режима  наибольшего благоприятствования, которым руководствуется ВТО, так  как их условия обсуждаются  индивидуально и независимо. Но, принимая во внимание тот факт, что двусторонние инвестиционные  соглашения (Bilateral Investment Treaties — BIT) ограничивается  регулированием взаимоотношений  с инвесторами после заключения  соглашения (например, защита от  экспроприации и ограничения  по выводу прибыли), суверенное  право мониторинга и контроля  доступа ПИИ на рынок сохраняется.

В рабочей группе, занимающейся инвестициями и  торговлей, был поднят вопрос  о том, должно ли существовать  многостороннее установление, касающееся  регулирования вложений после  их инвестирования в страну [*]. Многие развивающиеся страны  заявили, что они против переговоров  по поводу инве¬стиций в рамках  ВТО и предпочитают продолжить  исследование и анализ в рабочей  группе. Они полагают, что имеющиеся  двусторонние инвестиционные соглашения  предоставляют инвесторам достаточную  защиту и ставят под вопрос  утверждение, что соглашение в  рамках ВТО увеличит приток  инвестиций.

Они выразили  обеспокоенность, что многостороннее  соглашение прибавит развивающимся  странам обязательств, в то же  время ограничивая их возможность  привести инвестиционные потоки  в соответствие с национальными  приоритетами развития. Принимая  во внимание неудачную попытку  ЕС убедить многие развивающиеся  страны принять окончательное  решение по четырем «сингапурским  вопросам» («singapore issues» ) на канкунской  встрече в сентябре 2003, перспективы  заключения многостороннего инвестиционного  соглашения довольно призрачны. Таким образом, мировой режим  ПИИ в ближайшее время, скорее  всего, будет продолжать регулироваться  двусторонними инвестиционными  соглашениями. 
 

В 2003 г. Мэри Халворд-Дримаер  из Всемирного Банка провела  эмпирическое исследование, проанализировав  двадцатилетнюю историю двусторонних  потоков ПИИ от стран Организации  экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) к развивающимся  странам. Исследование не дало  значительных оснований полагать, что двусторонние инвестиционные  соглашения привлекают дополнительные  инвестиции. Подобное исследование, проведенное странами-членами Конференции  Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1998 г. также показала невысокую  корреляцию между подписанием  двусторонних инвестиционных соглашений  и изменением потоков ПИИ. По  результатам исследований, другие  факторы, такие как макроэкономическая  стабильность и степень региональной  интеграции, были признаны более  значимыми для привлечения капитала  в страну. Халворд-Дримаер выяснила, что двусторонние инвестиционные  соглашения не заменяют более  обширных экономических реформ, но эффективно дополняют их 

В Малайзии  отсутствие в некоторых случаях  юридически закрепленных обязательств  также компенсируется благоприятным  экономическим микроклиматом. Так, Япония, являющаяся крупнейшим долгосрочным  малайзийским инвестором, так и  не заключила с Малайзией соглашения  об инвестиционных гарантиях. Великолепная  инфраструктура, последовательность  инвестиционной и торговой политики, сравнительно открытый торговый  режим и макроэкономическая и  политическая стабильность, очевидно, оказали гораздо большее влияние  на привлечение ПИИ.

Информация о работе Привлечения прямых иностранных инвестиций в Малайзию