Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа
Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
Введение…………………………………………..……………………….………3
1. Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия…..5
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия……………5
1.2. Доходный и затратный подходы к оценке стоимости предприятия……10
1.3. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия………......…18
2. Анализ деятельности предприятия и перспектив его развития……………22
2.1. Общая характеристика ООО «Красный октябрь»……………………….22
2.2. Анализ состояния и перспектив развития ООО «Красный октябрь».…...27
2.3. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Красный октябрь»……..…33
3. Оценка стоимости предприятия………………………………………….….36
3.1. Затратный подход к оценке стоимости ООО «Красный октябрь»…….36
3.2. Доходный подход к оценке стоимости ООО «Красный октябрь»……...39
3.3. Согласование результатов оценки стоимости ООО «Красный октябрь»41
Заключение……………………………………………………………….………42
Библиографический список…………………………………………….……….44
Основные направления стратегии роста в деятельности ООО «Красный октябрь» по расширению рынков сбыта включают следующее: освоение новых географических сегментов рынка; а также постоянное совершенствование выпускаемой продукции. Система маркетинговых коммуникаций ООО «Красный октябрь» включает в себя рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта. Распространение рекламных материалов выпускаемой продукции осуществляется на отраслевых выставках-ярмарках, конкурсах, посредством личных контактов представителей завода с потенциальными партнерами. Систематически публикуются статьи в газетах и журналах. Для укрепления имиджа используются выступления руководства предприятия в прессе, на радио и телевидении, участие в выставках-ярмарках, изготовление и распространение сувенирной продукции. Стимулирование сбыта осуществляется за счет предоставления различных скидок потребителям.
3. Оценка стоимости предприятия
3.1. Затратный подход к оценке стоимости ООО «Красный октябрь»
Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств, результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Подход представлен двумя методами: методом стоимости чистых активов и методом ликвидационной стоимости. В данном случае применим метод чистых активов.
Метод стоимости чистых активов применяют в том случае, если предприятие обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием - ООО «Красный октябрь» как раз такое предприятие. Различают метод скорректированных чистых активов и нескорректированных (в нашем случае) чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса и определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более достоверны, чем по второму, когда из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не производится.
Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. Проведение оценки с помощью методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; приложения к ним и некоторые расшифровки.
Процедура оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определение рыночной стоимости всех активов компании; определение величины обязательств компании; расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств. Таким образом, базовой формулой является: Стоимость предприятия = Активы - Обязательства (1)
Чтобы определить собственный капитал (стоимость предприятия) ООО «Красный октябрь» рассмотрим активы и обязательства предприятия (таблица 8).
Таблица 8 - Активы и обязательства ООО «Красный октябрь»
Наименование |
На начало 2007 года |
На конец 2007 года |
+,- |
1 |
3 |
4 |
5 |
АКТИВЫ | |||
1. Внеоборотные активы (стр. 190): |
2439 |
3042 |
+603 |
Нематериальные активы (стр. 110) |
290 |
275 |
-15 |
Основные средства (стр. 120) |
1710 |
2315 |
+605 |
Долгосрочные фин/вложения (стр. 140) |
210 |
210 |
- |
Прочие внеоборотные активы (стр. 150) |
229 |
242 |
+13 |
2. Оборотные активы (стр. 290): |
4475 |
5632 |
+1157 |
Запасы и затраты (стр. 210)229 |
2188 |
2896 |
+708 |
Расчеты с дебиторами (стр. 240) |
1615 |
2226 |
+611 |
Денежные средства (стр. 260) |
672 |
510 |
-162 |
Итого активов |
6914 |
8674 |
+1760 |
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Долгосрочные обязательства (стр. 590) |
- |
- |
- |
Займы и кредиты (стр. 610) |
66 |
51 |
-15 |
Кредиторская задолженность (стр. 620) |
110 |
241 |
+131 |
Итого обязательств |
176 |
292 |
+116 |
Следует напомнить, что к числу активов предприятия относятся следующие группы активов: нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, денежные средства, здания и сооружения, машины и оборудование, запасы, дебиторская задолженность и прочие аналогичные активы.
Активы ООО «Красный октябрь» на начало 2007 г. = 290+210+1710+ 2188+ 1615+ 672+ 229 = 6914 тыс.руб.
Активы ООО «Красный октябрь» на конец 2007 г. = 275+210+2315+ 2896+ 2226+ 510+ 242 = 8674 тыс.руб.
Обязательства ООО «Красный октябрь» на начало 2007 г. = 66+110 = 176 тыс.руб.
Обязательства ООО «Красный октябрь» на конец 2007 г. = 51+241 = 292 тыс.руб.
Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Красный октябрь» на начало 2007 года = 6914 - 176 = 6738 тыс.руб.
Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Красный октябрь» на конец 2007 года = 8674 - 292 = 8382 тыс.руб.
По результатам проведенных расчетов, можно сказать следующее. Стоимость барнаульского предприятия пищевой промышленности ООО «Красный октябрь», рассчитанная методом нескорректированных чистых активов, составила на начало 2007 года - 6738 тыс.руб., на конец 2007 года - 8382 тыс.руб. Следует отметить, что в данном случае стоимость предприятия ООО «Красный октябрь» является собственным капиталом данного предприятия, который сосредоточен в основных средствах, нематериальных активах, долгосрочных финансовых вложениях, материальных запасах, дебиторской задолженности, денежных средствах и прочих оборотных и внеоборотных активах. Величина собственного капитала ООО «Красный октябрь» (стоимости предприятия) в данном случае достаточно высока - но это объясняется очень просто. Финансовая политика предприятия ООО «Красный октябрь» такова - при наличии достаточного количества собственных средств предприятие крайне редко и неохотно прибегает к привлечению капитала со стороны (кредиты и займы), также кредиторская задолженность предприятия не очень высока. Именно поэтому ООО «Красный октябрь» является привлекательным предприятием, как для купли-продажи, так и для различного рода инвестирования.
3.2. Доходный подход к оценке стоимости ООО «Красный октябрь»
Как уже было отмечено, доходный подход применяется в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии предприятия. В рамках этого подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования. Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования. В данном случае при оценке стоимости предприятия ООО «Красный октябрь» целесообразнее и понятнее будет использовать метод капитализации доходов.
Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость предприятия. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:
1. Определить продолжительность анализируемого периода.
2. Определить капитализируемую базу.
3. Определить коэффициент капитализации.
4. Рассчитать рыночную стоимость.
В настоящее время существует множество методов капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат) - как в нашем случае с ООО «Красный октябрь»; капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использование Различного рода мультипликаторов: цена / прибыль, цена / выручка и другие.
При оценке рыночной стоимости предприятия ООО «Красный октябрь» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат.
Метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощью коэффициента капитализации (формула 3):
Стоимость =
------------------------------
В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ООО «Красный октябрь» в 2007 году составила 2350 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения (формула 3):
К=Сб+Рл+Рр
где Сб - безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным агентства «Росбизнесконсалтинг» на 01.01.08 г. составляла 12 %);
Рл - риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта - в данном случае предприятия ООО «Красный октябрь» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости);
Рр - региональный риск, присущ для конкретного региона (Нижегородская обл.).
Таким образом, проведя необходимые расчеты получаем:
Коэффициент капитализации = К = 12%+10%+7% = 29%
Стоимость ООО «Красный октябрь» = 2 350 000 / 0, 29 = 8103 450 руб.
Таким образом, рыночная стоимость предприятия ООО «Красный октябрь», рассчитанная методом капитализации, в 2012 году составила ≈8103 тыс.руб.
3.3. Согласование результатов оценки ООО «Красный октябрь»
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «Красный октябрь» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод прямой капитализации доходов). По результатам проведенных исчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результаты составили:
Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Красный октябрь» на конец 2007 года, рассчитанная методом чистых активов = 8382 тыс.руб.
Рыночная стоимость ООО «Красный октябрь» на конец 2007 года, рассчитанная методом капитализации доходов = 8103 тыс. руб.
Как видно, разрыв в результатах достаточно небольшой. Учитывая вышеизложенное, значимость расчетов различными подходами при определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия таким образом (таблица 10):
Таблица 9 - Расчет рыночной стоимости ООО «Красный октябрь»
Подход |
Рыночная стоимость, тыс.руб. |
Затратный подход (чистые активы) |
8382 |
Доходный подход (капитализация) |
8103 |
Скорректированная величина |
8243 |
Исходя из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки -нижегородское предприятие пищевой промышленности ООО «Красный октябрь» имеет рыночную стоимость в размере 8243 тыс.руб.
Заключение
В представленной курсовой работе была исследована тема - «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». При изучении выбранной темы была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание темы в теоретическом и практическом аспекте, и провести анализ полученных материалов и сведений. В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:
Информация о работе Оценка ликвидационной стоимости предприятия