Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 01:26, курсовая работа
В настоящее время земельный раздел экономики Российской федерации очутился пред целым призывом, предопределяющим потребность обновления учено-информативной, тех., научно-технической основы АПК в высококачественно новейшей базе, перед потребностью перехода к высококачественно новейшему инноваторскому виду формирования. Вид и свойство целого призыва формируются сочетанием последующих внешних и внутренних условий.
Введение
Глава 1. Инвестиционная политика в АПК
1.1 Анализ деятельности сельхозпредприятий
1.2 Объем инвестиций в сельское хозяйство
1.3 Стратегии развития АПК
1.4 Государственная политика инвестиций в сельское хозяйство
Глава 2. Анализ реализации национальной программы «Стратегия развития АПК и сельского хозяйства до 2020года»
Глава 3. Проблемы и перспективы развития инвестиций в АПК.
Рис. 1. Анализ хода реализации Стратегии
РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Решение задач ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на АПК ряда внешних и внутренних рисков и вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в аграрной сфере экономики проблем. Ключевыми из таких рисков в части инновационного развития АПК являются:
• Усиление межотраслевой конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем в АПК, в первую очередь, за квалифицированную рабочую силу и капиталы (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности и недостаточной инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, сосредоточения значительной части сельскохозяйственного производства в мелких хозяйствах населения происходит ухудшение его кадрового обеспечения, «вымывание» идей, капитала, выведение земель из хозяйственного оборота.
• Изменение климата и деградация агропочвенного потенциала. Высокий уровень зависимости сельского хозяйства от почвенно-климатических условий, особенно в условиях нарастания колебаний погодных условий, дестабилизирует деятельность отрасли. Специализация сельскохозяйственных производств и переход к коротко-ротационным севооборотам, низкий уровень внесения удобрений и ослабление других почвозащитных мероприятий вызывают снижение почвенного плодородия. Происходит накопление болезней и вредителей, специфических сорняков.
• Низкий уровень прибыльности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничивающий возможность осуществлять расширенное воспроизводство и инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда огромные площади земель сельскохозяйственного назначения не используются в условиях недостатка собственного продовольствия и неоправданно больших объемов его импорта.
• Сосредоточенность значительной части сельскохозяйственного производства в мелких низкодоходных хозяйствах населения, которые не в состоянии осуществить переход к инновационному развитию.
• Повышение вероятности распространения конвенционных (особо опасных) и экзотических трансмиссивных вирусных болезней продуктивных животных и растений на территории страны в условиях глобализации и расширения внешнеэкономических, культурных и туристических связей.
• Отсутствие существенных заделов по отдельным специфичным направлениям научных исследований и технологических разработок, по новейшим технологиям в сельском хозяйстве.
• Слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременной переработке сырья и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение отечественной продукцией. Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в основном на базе импортного оборудования, что создает значительные риски для развития отрасли; продолжающееся технико-технологическое отставание массового агропромышленного производства, неразвитость инновационной системы АПК, стагнация сельскохозяйственного машиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также других отраслей промышленности, сферы производственного обслуживания аграрного сектора - основных факторов роста производительности труда и конкуренто¬способности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
• Отставание в создании современной нормативно-технической и нормативно-правовой базы (технические регламенты, нацио¬нальные стандарты и др.), обеспечивающей производство и това¬рооборот сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.
• Отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, а доходов занятых сельскохозяйственной деятельно¬стью - от их уровня у работников других сфер экономики, низкий уровень престижа крестьянского труда, и как следствие - дальнейшее снижение уровня заселенности сельской местности, отток квалифицированных кадров, в особенности молодежи, из сферы сельскохозяйственной деятельности, падение семейных ценностей, потеря чувства перспективы, алкоголизация значительной части сельского населения; неразвитая инфраструктура агропродовольственного рынка и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизво¬дителей, возрастающая монополизация его крупными торговыми сетями, рост импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, предстоящее ужесточение условий внешнеэкономической деятельности при вступлении России в ВТО, что в сочета¬нии с недостаточными объемами отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия отрицательно повлияет на инновационное развитие АПК.
• Недостаточное и несвоевременное финансирование программных мероприятий, особенно с уровня субъектов Российской Федерации.
• Ухудшение экологического состояния агропромышленного
производства в отдельных регионах сельской местности в связи с возрастающей его концентрацией, ослаблением контроля за технологией производства и качеством пищевых продуктов.
Необходимо в рамках реализации Стратегии устранить или уменьшить указанные риски и вызовы для того, чтобы не допустить сужение «окна возможностей» для перехода АПК к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход АПК России в категорию отраслей с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству и освоению нового знания по ключевым инновационным направлениям.
Глава3. Проблемы и перспективы развития инвестиций в АПК.
Основные проблемы развития АПК.
За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы – превышен его дореформенный уровень.
Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
Перспективы развития инвестиций в АПК.
Формирование конкурентоспособного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, его расширенное воспроизводство.
Формирование инновационной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Модернизация на качественно новой инновационной основе материально-технической базы АПК.
Формирование разветвленной системы внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, позволяющей доводить до освоения инноваций в производстве не менее чем в 25% сельскохозяйственных товаропроизводителей страны.
Ресурсосберегающие технологии и биотехнологии при благоприятных условиях должны охватить 40-50% площади пашни России Технологии с применением многооперационных сельскохозяйственных машин и орудий, экологически безопасные технологии, органическое сельское хозяйство, технологии регуляции процессов реализации потенциала высокой урожайности растений и высокой продуктивности животных, точное земледелие могут быть реализованы в практике 25-30% всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Должны получить ускоренное развитие системы селекционно-генетических инноваций, необходимых для введения в производство сортов и гибридов, устойчивых к неблагоприятным условиям, болезням и вредителям, с тем, чтобы к 2020 г. более половины сельскохозяйственных товаропроизводителей могли эффективно их использовать. Создание пород мясного скота, а в птицеводстве – новых кроссов птицы высокой продуктивности необходимы для повышения эффективности отечественного животноводства до уровня конкуретноспособности.
По каждому из этих приоритетов должны быть разработаны мероприятия, отражаемые в отраслевых федеральных и региональных программах, рассчитанные на комплексную взаимоувязанную государственную материальную и техническую поддержку инновационного развития, в первую очередь потенциально способных сельскохозяйственных товаропроизводителей и других бизнесов АПК.
В Стратегии рассматриваются два возможных варианта развития агропромышленного производства.
1. Вариант локального
инновационного развития. Этот вариант
традиционно реализует
2. Вариант масштабного
инновационного развития. В его
основе переход к
На основе методологического подхода, исходящего из объективной логики развития инновационных процессов в рамках жизненного цикла инноваций, в Стратегии выделены три разновеликих этапа её реализации.
Первый этап «Создание условий для инновационного развития» (2012-2015 годы) характеризуется процессом формирования нормативно-правовой базы и организационно-экономических механизмов для перехода к модернизации на инновационной основе агропромышленного комплекса по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры инновационной деятельности в АПК на основе развития перспективных научных школ как в действующих научных и научно-образовательных организациях, так с созданием новых инновационных предприятий, национального и межрегиональных исследовательских аграрных университетов, консорциумов и других научно-производственных альянсов;
развития в Российской Федерации региональных разветвленных систем консультационной поддержки сельского хозяйства, способных обеспечивать широкомасштабное распространение инноваций среди многочисленных аграрных бизнесов;
использования прогрессивных механизмов организации, государственной поддержки и финансирования инновационной деятельности.
Выявление наиболее перспективных направлений обеспечения широкомасштабного инновационного развития АПК и исполнителей этих работ (НИИ, ФГОУ ВПО и других организаций, их объединений (консорциумов) и др.) производится путем конкурсного отбора проектов и предоставления долгосрочные грантов на их реализацию с условием обязательной передачи инновационных достижений производству и в тиражирование сельскохозяйственным консультационным организациям.
Также на условиях конкурсного отбора проектов и грантовой поддержки создаются аграрные исследовательские университеты, включающие в свой состав научные и опытные организации, обеспечивающие получение новых знаний, реализацию инноваций в отдельных производствах и передачу их в тиражирование, подготовку высококвалифицированных кадров с изучением самых передовых достижений науки и практики.
Тем самым должны быть сформированы прогрессивные технологические платформы в отраслях сельского хозяйства, ориентированные на основные агрозоны страны, становящиеся научно-технической базой инновационного развития отечественного АПК.
С целью ускоренной отработки механизмов широкомасштабного распространения инноваций и дальнейшего развития работ в системе «исследование – образование – производство» на региональном и межрегиональном уровнях производится отбор 7-10 субъектов Российской Федерации в качестве пилотных на условиях открытого конкурса соответствующих Проектов этих регионов.
Информация о работе Концепции развития сельского хозяйства России