Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

В России, который год говорят о предстоящем инвестиционном буме. Потребность
российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой
производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и
на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако почему-то
инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих
замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует

Оглавление

Введение. 3
1. Инвестиционная деятельность. 6
1.1 Внутренние источники инвестиций в России. 7
1.2 Внешние источники инвестиций. 11
2. Первые признаки перехода к положительной динамике
роста. Его источники и факторы 14
3. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России 17
Заключение. 24
Список литературы.. 26

Файлы: 1 файл

2.docx

— 70.44 Кб (Скачать)

инвестиционной деятельности, рост экспортных поставок продукции первичных

переделов вызвал цепную реакцию внутреннего  спроса на продукцию большинства

отраслей отечественной промышленности в 1999 и 2000 годах.

В первую очередь, это явление затронуло  не только предприятия, обеспечивающие

поддержание топливодобывающих мощностей, но и предприятия — поставщики сырья

и материалов, продукция которых  в сложившихся условиях оказалась

востребованной и рентабельной. К концу 1999 года по цепочке производителей

волна роста внутреннего спроса на традиционную продукцию охватила более 30%

предприятий реального сектора  экономики.

Это явление породило оптимистические  оценки перспектив возрождения

производственной и инвестиционной деятельности в России.

Основанием для таких оценок послужила впечатляющая динамика темпов роста

основных экономических показателей  в России в 1999 г. и в первой половине

2000 года.

Не отвлекаясь на базу сравнения  анализируемых показателей, необходимо

отметить отрадность самого факта  долгожданного перехода российской экономики

на положительную траекторию роста.

В этом процессе важным моментом является первое за 8 последних лет проявление

роста инвестиционной активности.

Вместе с тем, реальная оценка происходящих позитивных явлений в экономике

России требует объективного рассмотрения их источников и перспектив развития.

Прежде всего, привлекают внимание различия в темпах роста промышленной

продукции в рассматриваемом периоде (на 19.2%) с ростом уровня загрузки

производственных мощностей на 13.6%. Этот разрыв с превышением на 5.6% роста

производства можно отнести  к инвестиционному фактору.

Анализ динамики показателей свидетельствуют  о том, что рост промышленного

производства с 1998 года по 2000 год  на 19.2% происходил в основном за счет

фактора повышения загрузки мощностей  на 13.6% (с 51.4% в 1998 г. до 65.0% в

2000 г.).

Основным источником роста инвестиций в основной капитал в 1999 г. и первой

половине 2000 г. были накопления амортизационных  отчислений на общую

стоимость основных фондов. Причем рост загрузки основных фондов с 51.4% в

1998 г. до 65% в 2000 г. привел к  повышению степени использования  этого

источника с 71.8% до 82.6%.

Основная масса инвестиций в  основной капитал в этом периоде (75.7% в 1999 г.

и 78.7% в 2000 г.) была направлена на реновацию (замену изношенного

оборудования) загруженной части  основных фондов, а указанный рост загрузки

мощностей на 13.6% вызвал увеличение амортизации  загруженной части на 7.3%.

    

3. Ключевые задачи  и цели государственной инвестиционной  политики в России

 

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки  для быстрого

инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует

признаки настоящего инвестиционного  бума – темпы роста инвестиций здесь

значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке

достигают 19,5% и выше.

Однако эти данные не должны вводить  в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций

идет от крайне низкой “базы”. Во-вторых, потребность российской экономики  для

ее инвестиционной реконструкции  и модернизации исключительно высока.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост

инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной

конъюнктуре мировых рынков. Не устранены  фундаментальные причины слабости

российской экономики – незавершенность  структурных и институциональных  реформ

в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность  и физическая

изношенность производственного  аппарата, структурные деформации национального

хозяйства (перекос в сторону  топливно-сырьевых секторов при слабой

конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле

высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных

производств, низкая восприимчивость  предприятий к инвестициям.

Решение этих непростых проблем  требует осуществления активной государственной

инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта

государственного регулирования  инвестиционной деятельности, накопленных в

экономике проблем и выработки  новых принципов государственной  политики,

адекватных задачам пост кризисного возрождения страны.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением

стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных

направлениях социально-экономической политики Правительства Российской

Федерации на долгосрочную перспективу”. Это последовательное повышение  уровня

жизни населения, инвестиции “в человека”, восстановление экономической и

политической роли страны в мировом  сообществе.

Безусловным приоритетом государственной  инвестиционной политики является

содействие выходу национального  хозяйства на траекторию устойчивого

экономического роста для решения  острых социальных проблем на основе коренной

модернизации производства и его  структурной перестройки, повышения

конкурентоспособности обрабатывающего  сектора промышленности, ускоренного

инвестиционного развития секторов “новой экономики”, прежде всего становления

инновационных и информационных отраслей и формирования нового

технологического облика национального  хозяйства XXI века.

В среднесрочном плане государственная  инвестиционная политика должна быть

нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора

экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление

законодательных и институциональных  ограничений росту инвестиций в

производство, усиление их социальной направленности, противодействие

возникшим после кризиса угрозам  дестабилизации хозяйственной жизни  в стране в

связи с крайней физической изношенностью  производственного аппарата, чреватой

массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных

катастроф.

Достижение указанных целей  государственной инвестиционной политики требует

осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного

инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного  сектора

экономики, кардинальному повышению  роли государства в обеспечении

привлекательных законодательных  и институциональных условий  хозяйственной

деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям  рынка,

защите их интересов. В связи  с этим основными принципами и  задачами политики

государства в инвестиционной сфере  должны стать:

в области создания благоприятного инвестиционного климата:

– усиление роли государства как  гаранта осуществления благоприятного

предсказуемого нормативно-правового  режима хозяйственной деятельности

отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной

инвестиционной политики;

– введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу

правовых норм, ухудшающих условия  внутренних инвестиций в части

взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных

гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

– создание равных конкурентных условий  хозяйственной деятельности всем

инвесторам независимо от формы  собственности, способствующих эффективному

размещению капитала и устойчивому  экономическому развитию; отказ от практики

избыточного вмешательства в дела бизнеса;

– осуществление действенных законодательных  и практических механизмов защиты

интересов и прав инвесторов при  реализации инвестиционных проектов;

устранение противоречий нормативно-законодательной  базы инвестиционной

деятельности, снятие барьеров входа  на рынок капиталов;

– либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур

согласования и получения разрешительной документации при их разработке и

реализации (принцип “одного окна”);

– обеспечение возможности получения  инвесторами достоверной информации об

организациях в целях анализа  и выбора объектов инвестиций (регламентация

состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового

характера, способов ее раскрытия; реформа  бухгалтерского учета, разработка

российских стандартов учета, максимально  приближенных к западным);

– содействие становлению современной  институциональной инфраструктуры

инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений

национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных

рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала;

в сфере государственного инвестирования:

– усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране,

безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитие

социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и

прикладной науки;

– отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации

необеспеченных финансированием  инвестиционных проектов, безусловное

выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового

бюджетного плана;

– открытость и предсказуемость  государственной инвестиционной политики,

стимулирование привлечения капиталов  частнопредпринимательского сектора  для

решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках

механизмов Бюджета развития и  других инструментов);

– отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески

окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки

непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны

инфраструктурным объектам, от которых  зависит устойчивое функционирование

всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-

технологическому прорыву, а также  проектов, обеспечивающих экологическую

безопасность;

– повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного

сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данных инвестиционных потоков и

программ, нацеленность на решение  приоритетных задач социально-экономической

политики государства, безопасное функционирование их технически сложных

систем;

в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора  экономики:

– создание благоприятных условий  наращивания инвестиционно-финансового

потенциала российских предприятий  путем осуществления программ их

реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования

амортизационной политики адекватно  задачам инвестиционной реконструкции

производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших

неиспользуемых активов;

– либерализация внешнеторгового  и налогового режимов для ввоза  в Россию

современного технологического оборудования, необходимого для нужд

модернизации действующих предприятий;

– повышение инвестиционной привлекательности  российских предприятий на основе

решения вопроса о собственности  на землю под приватизированными зданиями и

сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во

всех секторах экономики, реформа  бухучета и аудиторской деятельности.

Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения

модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются

промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита,

низкая инфляция, рост налоговых  поступлений и золотовалютных резервов.

Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать

благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую

рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку

экономики.

Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым

условием развития экономики в 2000-2003 годах, поэтому к приоритетным

направлениям экономической политики относится формирование законодательных

основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский

климат, что подразумевает:

кардинальное улучшение условий  инвестирования и хозяйствования;

существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности  налоговой

и таможенной систем;

достижение сбалансированности бюджетной  системы и повышение эффективности  ее

функционирования;

стимулирование прогрессивных  структурных сдвигов в российской экономике;

реструктуризацию естественных монополий;

создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения

среднесрочной финансовой стабильности;

создание условий для интеграции России в мировую экономику.

Все это позволит России закрепить  позитивные тенденции, наблюдавшиеся  в

Информация о работе Инвестиционная политика