Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа
В России, который год говорят о предстоящем инвестиционном буме. Потребность
российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой
производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и
на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако почему-то
инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих
замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует
Введение. 3
1. Инвестиционная деятельность. 6
1.1 Внутренние источники инвестиций в России. 7
1.2 Внешние источники инвестиций. 11
2. Первые признаки перехода к положительной динамике
роста. Его источники и факторы 14
3. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России 17
Заключение. 24
Список литературы.. 26
инвестиционной деятельности, рост экспортных поставок продукции первичных
переделов вызвал цепную реакцию внутреннего спроса на продукцию большинства
отраслей отечественной
В первую очередь, это явление затронуло не только предприятия, обеспечивающие
поддержание топливодобывающих мощностей, но и предприятия — поставщики сырья
и материалов, продукция которых в сложившихся условиях оказалась
востребованной и рентабельной. К концу 1999 года по цепочке производителей
волна роста внутреннего спроса на традиционную продукцию охватила более 30%
предприятий реального сектора экономики.
Это явление породило оптимистические оценки перспектив возрождения
производственной и
Основанием для таких оценок послужила впечатляющая динамика темпов роста
основных экономических
2000 года.
Не отвлекаясь на базу сравнения анализируемых показателей, необходимо
отметить отрадность самого факта долгожданного перехода российской экономики
на положительную траекторию роста.
В этом процессе важным моментом является первое за 8 последних лет проявление
роста инвестиционной активности.
Вместе с тем, реальная оценка происходящих позитивных явлений в экономике
России требует объективного рассмотрения их источников и перспектив развития.
Прежде всего, привлекают внимание различия в темпах роста промышленной
продукции в рассматриваемом периоде (на 19.2%) с ростом уровня загрузки
производственных мощностей на 13.6%. Этот разрыв с превышением на 5.6% роста
производства можно отнести к инвестиционному фактору.
Анализ динамики показателей свидетельствуют о том, что рост промышленного
производства с 1998 года по 2000 год на 19.2% происходил в основном за счет
фактора повышения загрузки мощностей на 13.6% (с 51.4% в 1998 г. до 65.0% в
2000 г.).
Основным источником роста инвестиций в основной капитал в 1999 г. и первой
половине 2000 г. были накопления амортизационных отчислений на общую
стоимость основных фондов. Причем рост загрузки основных фондов с 51.4% в
1998 г. до 65% в 2000 г. привел к
повышению степени
источника с 71.8% до 82.6%.
Основная масса инвестиций в основной капитал в этом периоде (75.7% в 1999 г.
и 78.7% в 2000 г.) была направлена на реновацию (замену изношенного
оборудования) загруженной части основных фондов, а указанный рост загрузки
мощностей на 13.6% вызвал увеличение амортизации загруженной части на 7.3%.
3. Ключевые задачи
и цели государственной
В настоящее время в российской
экономике сложились
инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует
признаки настоящего инвестиционного бума – темпы роста инвестиций здесь
значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке
достигают 19,5% и выше.
Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций
идет от крайне низкой “базы”. Во-вторых, потребность российской экономики для
ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.
Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост
инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной
конъюнктуре мировых рынков. Не устранены
фундаментальные причины
российской экономики –
в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая
изношенность
хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой
конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле
высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных
производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.
Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной
инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта
государственного
экономике проблем и выработки
новых принципов
адекватных задачам пост кризисного возрождения страны.
Главные цели инвестиционной политики
государства обусловлены
стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в “Основных
направлениях социально-экономической политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу”. Это последовательное повышение уровня
жизни населения, инвестиции “в человека”, восстановление экономической и
политической роли страны в мировом сообществе.
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является
содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого
экономического роста для
модернизации производства и его структурной перестройки, повышения
конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного
инвестиционного развития секторов “новой экономики”, прежде всего становления
инновационных и информационных отраслей и формирования нового
технологического облика национального хозяйства XXI века.
В среднесрочном плане
нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора
экономики, создание благоприятного
инвестиционного климата и
законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в
производство, усиление их социальной направленности, противодействие
возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в
связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой
массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных
катастроф.
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует
осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного
инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора
экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении
привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной
деятельности частных
защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики
государства в инвестиционной сфере должны стать:
в области создания благоприятного инвестиционного климата:
– усиление роли государства как
гаранта осуществления
предсказуемого нормативно-
отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной
инвестиционной политики;
– введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу
правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части
взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных
гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
– создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем
инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному
размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики
избыточного вмешательства в дела бизнеса;
– осуществление действенных
интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов;
устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной
деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
– либерализация рынка
согласования и получения
реализации (принцип “одного окна”);
– обеспечение возможности
организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация
состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового
характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка
российских стандартов учета, максимально приближенных к западным);
– содействие становлению современной
институциональной
инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений
национальной экономики в
рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала;
в сфере государственного инвестирования:
– усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране,
безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитие
социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и
прикладной науки;
– отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации
необеспеченных
выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового
бюджетного плана;
– открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики,
стимулирование привлечения
решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках
механизмов Бюджета развития и других инструментов);
– отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески
окупаемых инвестиционных проектов;
приоритет государственной
непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны
инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование
всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-
технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую
безопасность;
– повышение эффективности
сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данных инвестиционных потоков и
программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической
политики государства, безопасное функционирование их технически сложных
систем;
в области поддержки
– создание благоприятных условий
наращивания инвестиционно-
потенциала российских предприятий путем осуществления программ их
реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования
амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции
производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших
неиспользуемых активов;
– либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию
современного технологического оборудования, необходимого для нужд
модернизации действующих
– повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе
решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и
сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во
всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.
Сегодня в России создалась реальная
возможность успешного
модернизации экономики с
промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита,
низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.
Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать
благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую
рост макроэкономическую политику,
завершить структурную
экономики.
Улучшение инвестиционного и
условием развития экономики в 2000-2003 годах, поэтому к приоритетным
направлениям экономической
основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский
климат, что подразумевает:
кардинальное улучшение
существенное снижение налогового
бремени и повышение
и таможенной систем;
достижение сбалансированности бюджетной
системы и повышение
функционирования;
стимулирование прогрессивных
структурных сдвигов в
реструктуризацию естественных монополий;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения
среднесрочной финансовой стабильности;
создание условий для
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в