Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать необходимость изучения вопросов инвестиционной политики государства, ее влияние на экономический рост; раскрыть важность данной темы для Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты инвестиционной политики;
 раскрыть сущность, факторы и источники экономического роста;
 определить цели и задачи инвестиционной политики Республики Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики и экономического роста………………………………………………………………………. 6
Сущность и цель инвестиционной политики…………………… 6
Проблемы и задачи инвестиционной политики……………….... 7
Понятие, факторы и источники экономического роста………... 10
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 13
2. Инвестиционная деятельность и экономический рост Республики Беларусь………………………………………………………………….. 15
Инвестиционная активность национальной экономики. Роль прямых иностранных инвестиций………………………………. 15
Оценка экономического роста Республики Беларусь…………. 24
3. Инвестиционный климат Республики Беларусь. Перспективы экономического роста………………………………………………….. 27
Инвестиционные возможности и перспективы инвестиционной политики Республики Беларусь………………………………… 27
Проблемы и перспективы экономического роста…………….. 29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………... 35
Приложения……………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

инвестиционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Так, в январе-феврале 2007 года не удалось выйти на прогнозные параметры по росту экспорта товаров и услуг (103,5% при прогнозе на 2007 год 113,2-114,5%), ограничению импорта товаров и услуг (соответственно 123,7% и 108,5-109,5%), сальдо по товарам и услугам (минус 465,6 и плюс 500-600 млн. долларов США). Кроме того, в I квартале 2007 года не обеспечено достижение прогнозных параметров по производству потребительских товаров (102,9% при прогнозе на 2007 год 108,5-109,5%), а также допущено снижение на 5,1 процентных пункта к уровню соответствующего периода 2006 года производства продовольственных потребительских товаров.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

3.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь

 

 

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности  социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему [2].

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.  

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Улучшение финансового состояния предприятий  способствовало активизации их инвестиционной деятельности. Доля предприятий, у которых возросла инвестиционная активность, составила 41,3% против 15,6% предприятий, у которых она снизилась, при одновременном снижении доли предприятий, у которых отсутствовала инвестиционная деятельность.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка.

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс, который защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых  актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Основным мотивом инвестиционной деятельности предприятий по-прежнему остается поддержание существующих производственных мощностей.

Из-за ограниченности источников внешнего финансирования, а также недостаточной кредитоспособности предприятий основными источниками финансирования инвестиционной деятельности по-прежнему являются собственные средства предприятий – амортизационные отчисления и прибыль. Заметную роль в финансировании инвестиций выполняла банковская система, о чем свидетельствует увеличение доли предприятий, использующих кредиты для финансирования инвестиций [3].

Иностранные инвестиции важны не только с точки зрения привлечения дополнительных финансовых ресурсов, сколько с позиции необходимости привнесения на отечественные предприятия современных. Наукоемких технологий производства и управления бизнесом.

В условиях недостатка инвестиционных ресурсов основной упор должен быть сделан на мобилизацию имеющихся внутренних активов, которыми располагают нефинансовые организации, население, банки, страховые организации и предприниматели.

 

3.2 Проблемы и перспективы экономического роста

 

Для национальной экономики характерно непрерывное изменение основных параметров и условий функционирования. Поэтому необходимо учитывать способности национальной экономики восстанавливать утраченное равновесие. Макроэкономическое равновесие это устойчивое, сбалансированное и долговременное экономическое развитие, которое характеризуется повышением экономически эффективности и жизненного уровня населения.

Для развивающейся национальной экономики характерно постоянное отклонение от равновесия, нежели его непрерывное сохранение. Таким образом, национальную экономику следует рассматривать как формирование, которое постоянно отклоняется не только от идеального, но и равновесного состояния. Сегодня функциональными формами макроэкономической нестабильности в любых странах являются спад производства и неустойчивые темпы экономического роста безработица, инфляция [5, с.144].

Национальная экономика ориентируется на производство определенных объемов благ и услуг при соответствующей их структуре, в зависимости от изменения этих объемов различают следующие виды воспроизводства (процесс производства рассматриваемый как непрерывный процесс, который возобновляется на определенном уровне.

Решающее влияние на темпы роста и качество продукции оказывают следующие факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры основного капитала, научно-технический прогресс и совокупный спрос общества.

С одной стороны, динамичные темпы экономического роста возможны при наличии и эффективном использовании природных ресурсов и достижений научно-технического прогресса, дефицит ресурсов сдерживает экономический рост.

С другой стороны, страна может располагать богатейшими природными ресурсами, но не иметь средств, для их освоения. В этом случае важнейшими факторами экономического роста становятся внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций и кредитов.

Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются:

- ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы;

- высокая ресурсоемкость экономики;

-сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива
комплектующих изделий из России и других стран СНГ;

-неразвитость рыночной инфраструктуры.

Поэтому необходимо ускорить структурные преобразования, определить и реализовать новые приоритеты научно-технического развития, привлекать инвестиции в экономику страны.

Можно сделать вывод, что, в конечном счете, значимость экономического роста определяется тем, что развивающаяся экономика обладает большей способностью удовлетворять возрастающие потребности и решать социально-экономические и экологические проблемы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Выполнив поставленные в работе цель и задачи, исследовав текущее состояние инвестиционной ситуации в Республике Беларусь, в заключение подведем итог о проделанной работе, о том, зачем нашему государству необходима благоприятная инвестиционная ситуация.

Вопросы инвестиционной политики для каждой страны являются актуальными и требующими постоянных исследований, а также выявления проблем и путей их решения.

От состояния инвестиционной сферы государства во многом зависит его экономический рост и потенциал к дальнейшему росту. Инвестиционная политика требует прогнозирования макроэкономических процессов, связанных с привлечением инвестиций, в том числе и на перспективу.

В настоящее время акценты инвестиционной политики Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий - устойчивый рост экономики: социальная стабильность, простота законодательной базы, стимулирующей деловую активность, а также наличие развитой инфраструктуры.

Инвестиционная деятельность в 2006 году происходила на фоне экономического роста, благоприятной динамики основных макропоказателей, дальнейшего замедления инфляционных процессов и характеризовалась более высокими, чем в 2005г. значениями. Доля инвестиций в основной капитал ВВП в 2006 оценивается в 24% против 23% в 2005 году.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях.

На территории Республики Беларусь работает около 3,5 тыс. организаций с иностранными инвестициями, из них 1903 – совместные, 1642 – иностранные компании.

Привлечение иностранного капитала в материально производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые только умножают государственные долги. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов, с другой, непосредственно не совпадают. Республика Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными товарами. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Республики Беларусь, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Поэтому перед государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его соответствующих стимулов и направляя его на достижение общественных целей.

Проблема состоит в том, что нынешняя инвестиционная модель не содержит инновационной составляющей, гарантирующей новые рынки и диверсификацию рынков конкурентоспособность сбыта – то, что и определяет в большей мере предприятий.

То есть сегодняшняя политика финансирования инвестиций зачастую не решает проблему выхода предприятий на новые рынки сбыта и их технологического развития за счет привлечения передовых технологий. Задачи этого уровня можно решать лишь путем привлечения стратегических инвесторов, гарантирующих рынки сбыта, современный менеджмент и технологии.

Чтобы обеспечить развитие инновационной деятельности, нужно привлечь прямые инвестиции – и даже не в форме финансирования, а переносить в свою страну современные технологии и качество управления из развитых стран, а для этого нужно создать нормативные и прозрачные инвестиционные условия в стране. Пусть они будут жестко регламентированы, но они должны быть понятными и прозрачными.

В Республике Беларусь проблемы экономического роста связаны с:

1) чрезвычайно высокой зависимостью белорусской экономики от российской; 2) медлительностью в проведении общерыночных преобразований.

Поскольку административные рычаги и мягкая денежно-кредитная политика исчерпали свой ресурс, то дальнейший экономический рост в Беларуси возможен в первую очередь за счёт положительного влияния аналогичного процесса в России.

Это проявляется, как в увеличении сбыта товаров на растущем российском рынке, так и через обеспечение белорусских предприятий относительно дешевыми энергоносителями, сырьём и комплектующими.

Таким образом, особый интерес представляют иностранные источники. Надо привлекать иностранные инвестиции, создавать благоприятный инвестиционный климат в стране.

Исходя из вышесказанного, я бы хотела обратить внимание на то, что разумная инвестиционная политика состоит в том, чтобы обеспечить пусть поэтапное, но постоянное улучшение ситуации в инвестиционной сфере. У инвесторов должна сложиться уверенность, что условия сегодня – лучше, чем вчера, а завтра будут лучше, чем сегодня. Но стоит отметить то, что данные условия должны быть не просто словами, а иметь законную юридическую силу, силу закона, должны быть понятными и прозрачными. Также необходимо менять климат: инвестиционный, налоговый и прочий. Так, чтобы деньги на покупку новой техники и оборудования тратились быстро и эффективно. Надежно для тех, кто такими сбережениями обеспечивает будущее страны. 

Информация о работе Инвестиционная политика