Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать необходимость изучения вопросов инвестиционной политики государства, ее влияние на экономический рост; раскрыть важность данной темы для Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты инвестиционной политики;
 раскрыть сущность, факторы и источники экономического роста;
 определить цели и задачи инвестиционной политики Республики Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики и экономического роста………………………………………………………………………. 6
Сущность и цель инвестиционной политики…………………… 6
Проблемы и задачи инвестиционной политики……………….... 7
Понятие, факторы и источники экономического роста………... 10
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 13
2. Инвестиционная деятельность и экономический рост Республики Беларусь………………………………………………………………….. 15
Инвестиционная активность национальной экономики. Роль прямых иностранных инвестиций………………………………. 15
Оценка экономического роста Республики Беларусь…………. 24
3. Инвестиционный климат Республики Беларусь. Перспективы экономического роста………………………………………………….. 27
Инвестиционные возможности и перспективы инвестиционной политики Республики Беларусь………………………………… 27
Проблемы и перспективы экономического роста…………….. 29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………... 35
Приложения……………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

инвестиционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Указанный фактор сдерживает развитие долгосрочной ресурсной базы банков и, соответственно, инвестиционные возможности банковской системы.

Учитывая эти обстоятельства, должны быть приняты альтернативные меры по расширению долгосрочных накоплений в республике и увеличению источников инвестиций в стране. Следует также предпринять следующие шаги: - обеспечить развитие института ипотеки; - усовершенствовать залоговое законодательство в части определения порядка залога земли, усовершенствовать действующую систему гарантирования возврата банковских вкладов.

Наиболее предпочтительной формой иностранных инвестиций для решения поставленных стратегических задач являются прямые иностранные инвестиции, поскольку они позволяют привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, не прибегая к сокращению внутреннего потребления и, следовательно, ухудшению уровня жизни населения, а также не вызывают увеличения государственного долга.

Факторами, ухудшающими условия привлечения иностранных инвестиций в страну на фоне других потенциальных реципиентов международных финансовых и инвестиционных потоков, явились действие правила "золотой акции", высокий уровень монополизации в банковской системе, неосуществление по тем или иным причинам планов продажи акций отдельных банков, наличие квоты присутствия иностранного капитала в банковской системе.

В части дальнейшего совершенствования институциональных условий привлечения иностранных инвестиций представляется необходимым в ближайшее время привести право государства на золотую акцию в секторе нефинансовых предприятий в соответствие с международными правовыми стандартами.

Исходя из вышеизложенного, как с точки зрения существа вопроса, так и с точки зрения обязательств Республики Беларусь по международным правовым соглашениям, представляется рациональным обеспечить скорейшее урегулирование вопроса о золотой акции.

Весомым вкладом в улучшение общего инвестиционного климата в стране может стать законодательное урегулирование порядка передачи земельных участков в собственность юридических лиц.

В ближайшей перспективе сле­дует решить следующие задачи:

- укрепить страховые гарантии инвесторам и обеспечить приток страхового иностранного капитала в страну;

- снизить налоговую нагрузку до уровня граничащих стран, что даст возможность обеспечить должную конкурентоспособность республики в части создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов;

- обеспечить стабильность законодательства как одну из важнейших составляющих формирования благоприятного инвестиционного имиджа страны;

- обеспечить необходимые меры по созданию института ипотеки и использования его для более широкого привлечения иностранного капитала, в том числе в сферу строительства жилья.

Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным и перспективным для обеспечения притока иностранного капитала является рынок ипотеки. Объем сегмента ипотеки составляет более 30 процентов объема транзакций мирового финансового рынка.

В связи с этим целесообразно ускорить принятие Закона Республики Беларусь "Об ипотеке", а также обсудить вопрос о создании в республике специализированных ипотечных банков с последующим привлечением в эти банки ресур­сов иностранных инвесторов.

 

              1.3 Экономический рост: понятие, факторы и источники

 

Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВИД, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения [5, с.129].

Экономический рост может быть экстенсивным и интенсивным. Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, то есть осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения.

Экономический рост оказывает сильное влияние на такие важные макроэкономические процессы, как:

1)     стабильность цен, 2) уровень занятости, 3) равновесие внешнеторговых операций, 4) реальный ВВП. Систему данных показателей называют «магическим четырехугольником», так как изменение в одном из ее параметров неизбежно ведет к изменению всех остальных (приложение А).

Экономический рост является противоречивым процессом, так как, разрешая одни проблемы, он может создавать другие. В силу этого есть как сторонники экономического роста, так и противники.

Сторонники экономического роста сходятся на точке зрения, что он:

                       помогает разрешить противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными ресурсами;

 открывает возможности примирить интересы «бедных» и «богатых» за счет увеличения производимых благ, а не за счет болезненного для части общества перераспределения имеющихся;

 создаст возможности получения образования для все большего числа людей и тем самым помогает обеспечить им достойный уровень жизни.

Противники экономического роста обращают внимание на то, что он:

 ухудшает состояние окружающей среды;

 обедняет содержание труда в силу расширения массового производства;

 размывает некоторые очень важные человеческие ценности и тем самым воспитывает у преуспевающей части населения безразличие к судьбе менее удачливых и менее приспособленных к условиям рыночной экономики сограждан, способствует процветанию культа богатства;

 не решает проблему массовой бедности.

Различают источники и факторы экономического роста. Потенциальный выпуск продукции описывается производственной функцией, которая определяет максимальную величину возможного выпуска продукции при использовании определенных величин факторов производства. Из понятия производственной функции следует, что существуют два источника экономического роста: увеличение количества вво­димых ресурсов и возникновение новых, более совершенных методов производства (научно-технический прогресс) [7, с.133].

Первый источник экономического роста раскрывает и совокупность факторов экономического роста. К ним относятся:

                   природные и трудовые ресурсы;

                   предпринимательские способности населения;

                   основные производственные фонды;

                   научно-технический прогресс;

                   совокупный спрос.

Природные ресурсы – необходимый, но не особенно очевидный фактор экономического роста.

Трудовые ресурсы как фактор экономического роста характеризуют не только количество, но и качество рабочей силы (уровень образования, профессиональная подготовка, экономическое мышление, инициативность).

Предпринимательские способности предполагают наличие у определенной части населения необходимых для предпринимателя качеств (трудолюбие, инициативность, преданность национальным интересам).

Решающим фактором экономического роста являются инвестиции, вкладываемые в производство, которые увеличивают массу капитала на предприятиях и в экономике в целом.

Второй источник экономического роста — научно-технологический прогресс. В каждый конкретный период времени общество располагает определенной суммой знаний о способах производства товаров. Накопление знаний, используемых в производстве, является существенным в экономическом росте. Изобретения и нововведения составляют два аспекта развития научно-технических знаний.

 

1.4 Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает [1]:

     Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

     Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2. защиты интересов инвесторов;

3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Инвестиционная активность национальной экономики. Роль прямых иностранных инвестиций

 

 

Инвестиционная деятельность в 2006 году происходила на фоне экономического роста, благоприятной динамики основных макропоказателей, дальнейшего замедления инфляционных процессов и характеризовалась более высокими, чем в 2005 году значениями. Доля инвестиций в основной капитал ВВП в 2006 оценивается в 24% против 23% в 2005 году.

Ежемесячные темпы роста инвестиций в основной капитал в 2006 году к соответствующему периоду 2005 варьировались от 121,8 до 152,9%. (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Динамика темпов роста инвестиций в основной капитал республики за 2005-2006 гг. к аналогичным периодам предшествующих лет

За этот год темп роста инвестиций в основной капитал имеет рекордно высокий показатель - 131,4% к 2005 году (при прогнозе на 2006 год - не менее 114%). Столь высокий темп роста инвестиций обусловлен как инвестиционной активностью организаций и банковской системы, так и увеличением бюджетных ресурсов, которые направлялись на инвестиционное обслуживание социальных и стратегически важных проектов, не имеющих альтернативных источников финансирования. В целом объем инвестиций в основной капитал в 2006 г. оценивается в 19,2 трлн. руб. (в текущих ценах) [14, с.46].

Если посмотреть такой показатель, как индекс инвестиций в основной капитал, то в целом по республике он составлял в 2005 году 120,0% (приложение В) [16]. В разрезе областей наибольшее значение данного показателя принадлежит Минской области – 133,7%, что выше среднего показателя по республике. Наименьшее значение индекса инвестиций в основной капитал в Витебской области – 104,7%. Если сравнить значение данного показателя в динамике, то можно увидеть, что в период с 1995 по 2004 год наблюдается тенденция к увеличению данного показателя (рисунок 2.2). Однако в 2005 году мы видим некоторое снижение индекса инвестиций в основной капитал по всем областям Республики Беларусь, что говорит о снижении инвестиционной активности.

Рисунок 2.2 – Индексы инвестиций в основной капитал по областям

В структуре источников инвестиций в основной капитал по субъектам малого предпринимательства преобладали собственные средства – 42,5%. На долю кредитов банков приходилось 12,5%, средств населения – 11% .

Технологическая структура инвестиций в основной капитал в 2006 году менялась под воздействием сохранившегося опережающего роста вложений в машины, оборудование и транспортные средства (141,8% в сопоставимых ценах к уровню 2005 года). На их приобретение использовано 9,1 трлн. рублей, или 47,2% общего объема инвестиций, при 46,8% в 2005 году. Медленнее росли капиталовложения на строительно-монтажные работы (125%). Их доля в общем объеме инвестиций с 42,8% в 2005 году понизилась до 42% в 2006 году (рисунок 2.3) [10, с.11].

Рисунок 2.3 – Технологическая структура инвестиций в основной капитал в 2005-2006 годах.

Доля инвестиций в новое строительство повысилась до 37,4% (в 2005 году – 35,6%), в том числе по объектам производственного назначения – до 21% (в 2005 году – 17,9%).

Приоритетом для вложения средств, как и прежде в последние годы, оставалось производство. Опережающие темпы роста инвестиций именно в производственную сферу можно рассматривать в качестве основного вектора реализации выбранной инновационной модели развития экономики страны. Свидетельством активизации инвестиционной деятельности белорусских предприятий являются возрастающие показатели использования средств на развитие производственных объектов. В 2006 году использовано 12,6 трлн. руб. инвестиций на производственные цели, или на 36,7% больше по отношению к 2005 году, а доля их в общем объеме инвестиции в основной капитал возросла до 65,7%.

Информация о работе Инвестиционная политика