Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций;
- Показать государственное регулирование их поступления;
- Обозначить направление и динамику инвестиционного процесса;
- Рассмотреть современное состояние иностранного инвестирования российской экономики;
- Выявить основные проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России.
Введение
Раздел 1. Иностранные инвестиции
1.1. Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды
1.2. Мировой опыт государственного регулирования иностранных инвестиций
1.3. Основные тенденции в области ПИИ
Раздел 2. Инвестиционный климат в России
2.1. Современное состояние иностранного инвестирования в России
2.2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России
Заключение
Библиография
Считалось, что иностранные инвесторы сами придут в страну по мере достигнутой финансовой стабилизации и начала экономического роста. Подобный подход вызван традициями изоляционизма. Он не учитывает, что на мировом рынке происходит настоящая охота за ПИИ. Конкуренты России не ждут, они активно ищут потенциальных доноров, предоставляют им информацию о достоинствах своих национальных рынков, о системе побудительных механизмов. Пассивность России в этой области приводит к тому, что она безвозвратно уступает ПИИ-потоки странам, которые проводят специальную стратегию по привлечению иностранных инвестиций.
Следует помнить, что ПИИ-политика должна быть тем сильнее, чем больше рисков в стране для инвестиций. В мировой практике в таких случаях говорят о необходимости предоставления страной-реципиентом преимуществ, которые должны сформировать притягательный режим для иностранных инвестиций в период, когда в масштабе страны благоприятный инвестиционный климат еще не достаточно сформировался. Российская концепция ориентирована на создание равных условий конкуренции для отечественных и зарубежных инвесторов. Вероятно, пора взять за правило: если иностранный инвестор является носителем недостающих стране технологий, ноу-хау или эффективного менеджмента, он должен получить поддержку властей, притом на самом высоком уровне. Это позволит решить не только проблемы структурной перестройки, но и сгладить неравномерность развития регионов, создавать технопарки, сосредоточив в одном месте передовую рыночную техноструктуру, опытное производство и современный производственный комплекс.
Вместе с тем необходимо закрыть свои рынки для иностранного капитала, если он не способен принести с собой технологические новшества, действуя по принципу «не надо плодить конкурентов своим производителям». Открывая свой внутренний рынок иностранному капиталу, следует направить его прежде всего в реальный сектор экономики, в те области, которые трудно поднять за счет собственных источников. Система приоритетов для иностранного капитала, выбор желаемых технологических доноров и направление их в «точки роста экономики» - отрасли и сферы хозяйствования, которые потенциально могут создать новое качество экономического роста или его бурный количественный рост, - все это относится к арсеналу специальной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в страну.
Сегодня становится ясно, что пассивная экономическая политика может с успехом применяться только в промышленно развитых странах из-за минимальных рисков вложений. Страны, где риски вложений велики, должны использовать активные ПИИ-технологии, создающие преимущества вложения капитала именно в экономику своей страны. Потенциальный инвестор оценивает преимущества и выбирает наиболее интересные условия привлечения инвестиций. В этом случае принимающие страны напрямую конкурируют друг с другом в привлечении дополнительного иностранного капитала, и выигрывают в этом соперничестве страны с наиболее успешной стратегией.
Россия не должна упускать возможности применения богатого мирового опыта развития за счет привлечения «чужого» капитала, используя его в своих национальных интересах. Для этого России необходимо сформировать активную программу привлечения ПИИ, которая должна быть поддержана и взята под контроль на самом высоком уровне
В настоящее время в мировом хозяйстве усиливается внимание к возможностям регулирования прямых иностранных инвестиций на многостороннем уровне. Россия практически не принимает участия в формировании таких правил.
Одним из центров разработки правил поведения инвесторов и ТНК в области зарубежных инвестиций является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Мощный потенциал ВТО послужит решению многих вопросов и в целом будет способствовать обеспечению экономической стабильности.
Министерская конференция ВТО 16.12.2011 г. одобрила весь пакет документов о присоединении Российской Федерации к этой организации, вступить в которую Россия пыталась 17 лет. [9]
Заключение
Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых «государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.
В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций, в связи с выходом из экономического кризиса. Но в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а, следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Библиография
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 февр. 1999г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2000г. 22 авг.2004 г. ]//СЗ РФ. – 1999. – №9. – Ст. 1096
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999г.; с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 дек. 2003 г.]// СЗ РФ. – 1999. – №28. – Ст. 3493.
3. Пицюк, И. Л. Международные инвестиции: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / И. Л. Пицюк. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 74с.
4. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. Режим доступа: – http://www.investments2.ru
5. Доклад о мировых инвестициях. Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие [Электронный ресурс] / ООН. – Нью-Йорк и Женева, 2011. – Режим доступа: www.unctad.org
6. Доклад о мировых инвестициях. Инвестиции в низкоуглеродную экономику [Электронный ресурс] / ООН. – Нью-Йорк и Женева, 2010. – Режим доступа: www.unctad.org
7. Инвестиции в России. Статистический сборник.[Электронный ресурс] / 2009. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
8. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию. [Электронный ресурс]/2011. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
9. Одобрен пакет документов для вступления РФ в ВТО. [Электронный ресурс] /2011. – Режим доступа: http://actualcomment.ru/news/
10. Киреев, А.П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производств/ А. П. Киреев. – М.: Междунородные отношения, 1998. – 416 с.
11. Фишер, Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности / Пауль Фишер. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с.
12. Шарп, П. У. Инвестиции / П. У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли. М.: Инфра-М, 1997. – 860 с.
13. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]/2011. – Режим доступа: www.investments2.ru/t5.html
14. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ Е. Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2001. - 368 с.
15. Теория инвестиций. [Электронный ресурс]/2011. – Режим доступа: http://www.investmentrussia.
34
Информация о работе Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы