Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций;
- Показать государственное регулирование их поступления;
- Обозначить направление и динамику инвестиционного процесса;
- Рассмотреть современное состояние иностранного инвестирования российской экономики;
- Выявить основные проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России.
Введение
Раздел 1. Иностранные инвестиции
1.1. Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды
1.2. Мировой опыт государственного регулирования иностранных инвестиций
1.3. Основные тенденции в области ПИИ
Раздел 2. Инвестиционный климат в России
2.1. Современное состояние иностранного инвестирования в России
2.2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России
Заключение
Библиография
Диаграмма 4.
Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно развитых странах в несколько раз ниже, чем в России. Поэтому российские компании при осуществлении крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний (в 2010 г. доля «прочих инвестиций» составила 87% всего объема иностранных инвестиций в Россию). (табл.1) [8]
Таблица 1.
Структура поступления иностранных инвестиций по типам
(в %-х по итогу)
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Иностранные инвестиции | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Прямые инвестиции | 24,8 | 23,0 | 26,0 | 19,4 | 12,1 |
Портфельные инвестиции | 5,8 | 3,5 | 1,4 | 1,1 | 0,9
|
Прочие инвестиции | 69,4 | 73,5 | 72,6 | 79,5 | 87,0 |
Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов (так, в 2010 г. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла всего лишь 0,9%)
Россия начала привлекать иностранные инвестиции сравнительно недавно - с 1987 году. В настоящее время происходит снижение доли прямых иностранных инвестиций в экономику России при росте кредитов. Это означает рост внешнего долга страны.
Россия, как и другие страны с переходной экономикой, выступает в основном в качестве импортера прямых иностранных инвестиций, так как они необходимы для структурной перестройки экономики.
Процесс вливания прямых иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует в основном лишь об освоении этих инвестиций по мере их поступления. В России ПИИ не привязаны к программам структурной перестройки экономики и задачам по ликвидации ее отраслевой и региональной несбалансированности. Более того, привлечение ПИИ в Россию происходит по направлениям, усиливающим структурные деформации экономики. Об этом можно судить по следующим моментам.
Сосредоточиваясь главным образом в Москве (около 50%), ПИИ усиливают отрыв столицы от регионов.
ПИИ не стали орудием промышленной трансформации обрабатывающих отраслей и проводником высоких технологий. Они сосредоточены в разработанных сырьевых отраслях и торговле, в которых срок окупаемости наиболее короткий. ПИИ не включились в механизм формирования межотраслевой сбалансированности. Более того, они укрепляют разрыв между финансово-промышленными группами, деятельность которых связана с добычей сырья, и предприятиями остальных, менее доходных отраслей экономики. [7]
ПИИ реализуются пока в рамках крупных проектов, которые усиливают позиции финансово-промышленных групп, не помогая ничем среднему и малому бизнесу. К тому же их движение не проникло в технологические сегменты, наиболее нуждающиеся в них, такие как биотехнология, новые искусственные материалы, воздушное и строительное сообщение, информационные и коммуникационные технологии. (Табл. 2.)
Таблица 2.
Объем инвестиций по видам экономической деятельности
(в млн. долл. США)
| 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Поступило | В %-х по итогу | Поступило | В %-х к итогу | Поступило | В %-х к итогу | Поступило | В %-х к итогу | |
Всего | 53651 | 100 | 55109 | 100 | 120941 | 100 | 103769 | 100 |
Сельское хозяйство | 156 | 0,2 | 325 | 0,6 | 468 | 0,4 | 862 | 0,8 |
Добыча полезных ископаемых | 6003 | 11,2 | 9152 | 16,6 | 17393 | 14,4 | 12396 | 12,0 |
Обрабатывающие производства | 17987 | 33,5 | 15148 | 27,5 | 31948 | 26,4 | 33914 | 32,7 |
Производство электроэнергии | 328 | 0,6 | 307 | 0,6 | 822 | 0,7 | 3394 | 3,3 |
Строительство | 228 | 0,4 | 713 | 1,3 | 2911 | 2,4 | 3387 | 3,3 |
Оптовая и розничная торговля | 20461 | 38,2 | 13089 | 23,7 | 47310 | 39,1 | 23905 | 23,0 |
Гостиницы и рестораны | 52 | 0,1 | 32 | 0,1 | 59 | 0,1 | 188 | 0,2 |
Транспорт и связь | 3840 | 7,2 | 5297 | 9,6 | 6703 | 5,5 | 4861 | 4,7 |
Финансовая деятельность | 1813 | 3,4 | 4698 | 8,5 | 4450 | 3,7 | 4977 | 4,8 |
Операции с недвижимым имуществом | 2602 | 4,9 | 5998 | 10,9 | 8414 | 7,0 | 15378 | 14,8 |
Здравоохранение | 15 | 0,0 | 52 | 0,1 | 68 | 0,1 | 20 | 0,0 |
Предоставление прочих услуг | 166 | 0,3 | 273 | 0,6 | 395 | 0,3 | 487 | 0,5 |
Основные страны-инвесторы в России – табл.3.
Таблица 3.
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по основным странам-инвесторам
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | Занимаемое место | |||
| Миллионов долл. США | |||||||
Российская Федерация | 53651 | 55109 | 120941 | 103769 | ||||
Кипр | 5115 | 9851 | 20654 | 19857 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Соединеннное Королевство (Великобритания) | 8588 | 7022 | 26328 | 14940 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Нидерланды | 8898 | 6595 | 18751 | 14542 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Германия | 3010 | 5002 | 5055 | 10715 | 5 | 5 | 8 | 4 |
Люксембург | 13841 | 5908 | 11516 | 7073 | 1 | 4 | 4 | 5 |
Франция | 1428 | 3039 | 6696 | 6157 | 8 | 6 | 5 | 6 |
Виргинские острова (Брит) | 1211 | 2054 | 2140 | 3529 | 9 | 7 | 10 | 7 |
Швейцария | 2014 | 2047 | 5340 | 3062 | 6 | 8 | 6 | 8 |
Ирландия | 595 | 980 | 5175 | 2903 | 13 | 12 | 7 | 9 |
США | 1554 | 1640 | 2839 | 2773 | 7 | 9 | 9 | 10 |
На долю этих стран приходиться 82,4% общего объема накопленных и иностранных инвестиций.
Однако масштабы иностранных инвестиций в России значительно меньше, чем в таких странах, как Бразилия и Китай.
Традиционно к факторам, привлекательным для иностранных инвестиций в России, относят большую емкость рынка, богатые природные ресурсы, дешевую и квалифицированную рабочую силу. Однако в современных условиях дается неоднозначная оценка этих факторов.
Емкость внутреннего рынка в России носит скорее потенциальный характер, так покупательная способность основной массы населения низкая.
Добыча и переработка полезных ископаемых являются привлекательными для иностранных инвесторов. Что же касается качества рабочей силы, то исходя из анализа трудового законодательства, тарифных соглашений, соотношений между уровнями заработной платы и производительностью труда, трудовой дисциплины и отношения к труда Россию относится к группе стран, где размещение капитала возможно, но условия для этого недостаточно благоприятны.
Нестабильная политическая ситуация, неясные, часто меняющиеся законодательные положения формируют неблагоприятные условия для иностранных инвестиций.
В настоящее время в мировом хозяйстве усиливается внимание к возможностям регулирования прямых иностранных инвестиций на многостороннем уровне. Россия практически не принимает участия в формировании таких правил.
2.2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России
Процесс привлечения ПИИ в Россию свидетельствует о слабости программных действий в этой области. Программа должна способствовать не только формированию благоприятного макроклимата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом в России сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов. Иначе говоря, от пассивной политики привлечения ПИИ следует переключаться на ее активную форму. Для этого необходимо обеспечить:
- сообщения об узких местах, конкурентных слабостях конкретных фирм, отраслей и регионов. Такая информация должна быть направлена для внутреннего и внешнего использования. Она образует основы для перемещения инвестиций туда, где настоятельность в них наибольшая. Но это возможно при условии выставления достаточных стимулов;
- координацию ПИИ-политики на федеральном уровне. Из-за ее отсутствия ведущие регионы России затрудняются выставлять собственные программы инвестиционных требований;
- выставление собственных национальных приоритетов для иностранных инвесторов, т. е. проведение стратегии обеспечения «необходимых инвестиций в необходимом месте». Именно так в последние двадцать лет действовало китайское руководство, используя в качестве инструмента ПИИ. Оно добилось с помощью этих вложений существенного подъема в развитии прибрежных регионов юга, затем и центра. Стратегия подвижных приоритетов отчетливо прослеживается в растущих рынках Индии и Бразилии;
- выработку инструментов и механизмов привлечения найденных инвесторов для работы на своем рынке (следует преодолеть предрассудок о том, что такие инструменты ограничиваются всего лишь налоговыми льготами);
- процесс предварительных контактов с желаемым инвестором, ознакомление его с конкретными проектами вложений на точно обозначенных предприятиях и выгод, которые получит инвестор. И конечно, нельзя упускать решение вопросов организации по устранению проволочек в подготовке и оформлению готового проекта.
Наивно думать, что для столь сложного процесса инвестирования на чужом рынке достаточно обеспечить лишь принципиальные договоренности на правительственном уровне с ответственными чиновниками других стран. На этом уровне договориться можно только по единичным проектам. Задача же состоит в привлечении не отдельных, а массы новых иностранных игроков на инвестиционное поле реального сектора России.
Привлечение ПИИ предполагает постоянно действующую связь макроэкономических и микроэкономических действий и подходов.
Поиск инвесторов должен происходить постоянно, для чего следует отслеживать тенденции мирового рынка капитала, потребности своей экономики. Всем этим следует специально заниматься, не говоря о том, как много усилий требуется для перерастания контактов с желаемым инвестором в его конкретные действия уже на национальном внутреннем рынке. Такие принципы привлечения ПИИ должен использовать не только крупный бизнес, но и правительственные, а также региональные структуры.
Активная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России, подчиненная задаче промышленной трансформации страны и ее сбалансированного развития, должна обеспечить с помощью ПИИ приоритетный рост «локомотивов» экономики. Фокусное использование иностранных инвестиций не даст распылиться затраченным средствам и позволит стране получить дополнительный мультипликативный эффект от развития смежных отраслей. Но такой нарастающий эффект возможен лишь при условии тесной кооперации местных производителей с иностранным инвестором.
Россия упускает свой шанс развиваться с помощью прямых иностранных инвестиций. Вступая в XXI в., она имела объем ПИИ, равный 1% ВВП, в то время как в Китае, Венгрии, Чехии, Польше их объем достигал 4% . Причиной тому стали не только неблагоприятные макроэкономические условия, но и отсутствие специальной национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций. Россия не сумела пока воспринять успешный опыт Китая и Индии по привлечению ПИИ. А между тем эти страны стали сильными конкурентами России в данной области.
Информация о работе Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы