Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций;
- Показать государственное регулирование их поступления;
- Обозначить направление и динамику инвестиционного процесса;
- Рассмотреть современное состояние иностранного инвестирования российской экономики;
- Выявить основные проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Иностранные инвестиции
1.1. Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды
1.2. Мировой опыт государственного регулирования иностранных инвестиций
1.3. Основные тенденции в области ПИИ
Раздел 2. Инвестиционный климат в России
2.1. Современное состояние иностранного инвестирования в России
2.2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

регулированиеoe.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Диаграмма 4.

Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно развитых странах в несколько раз ниже, чем в России. Поэтому российские компании при осуществлении крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний (в 2010 г. доля «прочих инвестиций» составила 87% всего объема иностранных инвестиций в Россию). (табл.1) [8]

Таблица 1.

Структура поступления иностранных инвестиций по типам

(в %-х по итогу)

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Иностранные инвестиции

100

100

100

100

100

Прямые инвестиции

24,8

23,0

26,0

19,4

12,1

Портфельные инвестиции

5,8

3,5

1,4

1,1

0,9

 

Прочие инвестиции

69,4

73,5

72,6

79,5

87,0

 

Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов (так, в 2010 г. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла всего лишь 0,9%)

Россия начала привлекать иностранные инвестиции сравнительно недавно - с 1987 году. В настоящее время происходит снижение доли прямых иностранных инвестиций в экономику России при росте кредитов. Это означает рост внешнего долга страны.

Россия, как и другие страны с переходной экономикой, выступает в основном в качестве импортера прямых иностранных инвестиций, так как они необходимы для структурной перестройки экономики.

Процесс вливания прямых иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует в основном лишь об освоении этих инвестиций по мере их поступления. В России ПИИ не привязаны к программам структурной перестройки экономики и задачам по ликвидации ее отраслевой и региональной несбалансированности. Более того, привлечение ПИИ в Россию происходит по направлениям, усиливающим структурные деформации экономики. Об этом можно судить по следующим моментам.

Сосредоточиваясь главным образом в Москве (около 50%), ПИИ усиливают отрыв столицы от регионов.

ПИИ не стали орудием промышленной трансформации обрабатывающих отраслей и проводником высоких технологий. Они сосредоточены в разработанных сырьевых отраслях и торговле, в которых срок окупаемости наиболее короткий. ПИИ не включились в механизм формирования межотраслевой сбалансированности. Более того, они укрепляют разрыв между финансово-промышленными группами, деятельность которых связана с добычей сырья, и предприятиями остальных, менее доходных отраслей экономики. [7]

ПИИ реализуются пока в рамках крупных проектов, которые усиливают позиции финансово-промышленных групп, не помогая ничем среднему и малому бизнесу. К тому же их движение не проникло в технологические сегменты, наиболее нуждающиеся в них, такие как биотехнология, новые искусственные материалы, воздушное и строительное сообщение, информационные и коммуникационные технологии. (Табл. 2.)

 

 

 

 

Таблица 2.

Объем инвестиций по видам экономической деятельности

(в млн. долл. США)

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Поступило

В %-х по итогу

Поступило

В %-х к итогу

Поступило

В %-х к итогу

Поступило

В %-х к итогу

Всего

53651

100

55109

100

120941

100

103769

100

Сельское хозяйство

156

0,2

325

0,6

468

0,4

862

0,8

Добыча полезных ископаемых

6003

11,2

9152

16,6

17393

14,4

12396

12,0

Обрабатывающие производства

17987

33,5

15148

27,5

31948

26,4

33914

32,7

Производство электроэнергии

328

0,6

307

0,6

822

0,7

3394

3,3

Строительство

228

0,4

713

1,3

2911

2,4

3387

3,3

Оптовая и розничная торговля

20461

38,2

13089

23,7

47310

39,1

23905

23,0

Гостиницы и рестораны

52

0,1

32

0,1

59

0,1

188

0,2

Транспорт и связь

3840

7,2

5297

9,6

6703

5,5

4861

4,7

Финансовая деятельность

1813

3,4

4698

8,5

4450

3,7

4977

4,8

Операции с недвижимым имуществом

2602

4,9

5998

10,9

8414

7,0

15378

14,8

Здравоохранение

15

0,0

52

0,1

68

0,1

20

0,0

Предоставление прочих услуг

166

0,3

273

0,6

395

0,3

487

0,5

 

Основные страны-инвесторы в России – табл.3.

Таблица 3.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по основным странам-инвесторам

 

2005

2006

2007

2008

Занимаемое место

 

Миллионов долл. США

Российская Федерация

53651

55109

120941

103769

Кипр

5115

9851

20654

19857

4

1

2

1

Соединеннное Королевство (Великобритания)

8588

7022

26328

14940

3

2

1

2

Нидерланды

8898

6595

18751

14542

2

3

3

3

Германия

3010

5002

5055

10715

5

5

8

4

Люксембург

13841

5908

11516

7073

1

4

4

5

Франция

1428

3039

6696

6157

8

6

5

6

Виргинские острова (Брит)

1211

2054

2140

3529

9

7

10

7

Швейцария

2014

2047

5340

3062

6

8

6

8

Ирландия

595

980

5175

2903

13

12

7

9

США

1554

1640

2839

2773

7

9

9

10

На долю этих стран приходиться 82,4% общего объема накопленных и иностранных инвестиций.

Однако масштабы иностранных инвестиций в России значительно меньше, чем в таких странах, как Бразилия и Китай.

Традиционно к факторам, привлекательным для иностранных инвестиций в России, относят большую емкость рынка, богатые природные ресурсы, дешевую и квалифицированную рабочую силу. Однако в современных условиях дается неоднозначная оценка этих факторов.

Емкость внутреннего рынка в России носит скорее потенциальный характер, так покупательная способность основной массы населения низкая.

Добыча и переработка полезных ископаемых являются привлекательными для иностранных инвесторов. Что же касается качества рабочей силы, то исходя из анализа трудового законодательства, тарифных соглашений, соотношений между уровнями заработной платы и производительностью труда, трудовой дисциплины и отношения к труда Россию относится к группе стран, где размещение капитала возможно, но условия для этого недостаточно благоприятны.

Нестабильная политическая ситуация, неясные, часто меняющиеся законодательные положения формируют неблагоприятные условия для иностранных инвестиций.

В настоящее время в мировом хозяйстве усиливается внимание к возможностям регулирования прямых иностранных инвестиций на многостороннем уровне. Россия практически не принимает участия в формировании таких правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.              Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в России

Процесс привлечения ПИИ в Россию свидетельствует о слабости программных действий в этой области. Программа должна способствовать не только формированию благоприятного макроклимата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом в России сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов. Иначе говоря, от пассивной политики привлечения ПИИ следует переключаться на ее активную форму. Для этого необходимо обеспечить:

- сообщения об узких местах, конкурентных слабостях конкретных фирм, отраслей и регионов. Такая информация должна быть направлена для внутреннего и внешнего использования. Она образует основы для перемещения инвестиций туда, где настоятельность в них наибольшая. Но это возможно при условии выставления достаточных стимулов;

- координацию ПИИ-политики на федеральном уровне. Из-за ее отсутствия ведущие регионы России затрудняются выставлять собственные программы инвестиционных требований;

- выставление собственных национальных приоритетов для иностранных инвесторов, т. е. проведение стратегии обеспечения «необходимых инвестиций в необходимом месте». Именно так в последние двадцать лет действовало китайское руководство, используя в качестве инструмента ПИИ. Оно добилось с помощью этих вложений существенного подъема в развитии прибрежных регионов юга, затем и центра. Стратегия подвижных приоритетов отчетливо прослеживается в растущих рынках Индии и Бразилии;

- выработку инструментов и механизмов привлечения найденных инвесторов для работы на своем рынке (следует преодолеть предрассудок о том, что такие инструменты ограничиваются всего лишь налоговыми льготами);

- процесс предварительных контактов с желаемым инвестором, ознакомление его с конкретными проектами вложений на точно обозначенных предприятиях и выгод, которые получит инвестор. И конечно, нельзя упускать решение вопросов организации по устранению проволочек в подготовке и оформлению готового проекта.

Наивно думать, что для столь сложного процесса инвестирования на чужом рынке достаточно обеспечить лишь принципиальные договоренности на правительственном уровне с ответственными чиновниками других стран. На этом уровне договориться можно только по единичным проектам. Задача же состоит в привлечении не отдельных, а массы новых иностранных игроков на инвестиционное поле реального сектора России.

Привлечение ПИИ предполагает постоянно действующую связь макроэкономических и микроэкономических действий и подходов.

Поиск инвесторов должен происходить постоянно, для чего следует отслеживать тенденции мирового рынка капитала, потребности своей экономики. Всем этим следует специально заниматься, не говоря о том, как много усилий требуется для перерастания контактов с желаемым инвестором в его конкретные действия уже на национальном внутреннем рынке. Такие принципы привлечения ПИИ должен использовать не только крупный бизнес, но и правительственные, а также региональные структуры.

Активная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России, подчиненная задаче промышленной трансформации страны и ее сбалансированного развития, должна обеспечить с помощью ПИИ приоритетный рост «локомотивов» экономики. Фокусное использование иностранных инвестиций не даст распылиться затраченным средствам и позволит стране получить дополнительный мультипликативный эффект от развития смежных отраслей. Но такой нарастающий эффект возможен лишь при условии тесной кооперации местных производителей с иностранным инвестором.

Россия упускает свой шанс развиваться с помощью прямых иностранных инвестиций. Вступая в XXI в., она имела объем ПИИ, равный 1% ВВП, в то время как в Китае, Венгрии, Чехии, Польше их объем достигал 4% . Причиной тому стали не только неблагоприятные макроэкономические условия, но и отсутствие специальной национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций. Россия не сумела пока воспринять успешный опыт Китая и Индии по привлечению ПИИ. А между тем эти страны стали сильными конкурентами России в данной области.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы