Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:34, контрольная работа
В развитых странах, как правило, практически вся задолженность государства воплощена в ценных бумагах, которые выпускаются для внутреннего и внешнего рынка. Эмитируя ценные бумаги, государство выступает на финансовых рынках в роли заемщика, причем на рынке ценных бумаг государственные структуры – такие, как министерства финансов – является наиболее крупным заемщиком.
Вообще, муниципальные облигации сейчас считаются такими, что наиболее активно вытесняются из национальных рынков ценных бумаг. [13]
В значительной степени они перемещаются на международные рынки. Так, на рынке еврооблигаций Канадская провинция Онтарио одалживает больше ресурсов, чем центральное правительство Канады. Также достаточно активными являются немецкие земли, итальянские области, Бразильские провинции. Можно говорить, что в конце 1990-х годов наблюдалось достаточно активное встречное движение: муниципалитеты оставляли национальные рынки ради международных; финансовые институты, напротив, существенно перераспределяли свои эмиссии в интересах внутренних рынков.
Правовая база для заимствований и выпуска долговых обязательств региональными и местными органами власти была создана в 1991 г. с принятием Закона о бюджетной системе. В этом же году был принят и Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, в котором было определено право выпускать облигации городскими и областными органами власти. При этом последний Закон не требовал, чтоб выпуск муниципальных облигаций проходил регистрацию в каких-то центральных органах власти.
Однако
первые муниципальные облигации
были выпущены лишь весной 1995 г., впоследствии
после начала работы рынка государственных
облигации. Почти все выпуски
муниципальных облигаций в
До вступления
в силу положения Государственной
комиссии из ценных бумаг и фондового
рынка (ДКЦПФР) “О порядке выпуска
и обращения облигаций местного
займа” вопросы выпуска и размещения
муниципальных облигаций не были
практически урегулированы
При таких условиях муниципальные облигации охотно использовались для создания разного рода безналоговых финансовых схем (Днепропетровск, Херсон), для жилищных проектов (Львов), и даже для финансовых афер с грубым нарушением законодательства.
Наибольшей
активности рынок достиг летом в
1997 г., когда доходность по государственным
облигациям снизилась, и местные
органы смогли конкурировать за финансовые
ресурсы с государством. В период
лета-осени 1997 г. десять советов объявили
о своих планах выйти на рынок.
Но затем наступил финансовый кризис,
ставки на рынке ОВДП повысились, и
рынок муниципальных
Вообще, первые реальные попытки привлечения финансовых ресурсов посредством муниципальных облигационных ссуд в отдельных регионах Украины начали осуществляться в 1995 г.
Первыми
в Украине эмиссию
До 1998 г. в Украине было осуществлено 15 выпусков муниципальных облигаций на сумму почти 300 млн. грн. Наибольшими эмитентами были Крым (125 млн. грн.) и Одесса (61 млн. грн.).
По данным Министерства финансов Украины, в 1995 – 1997 годах решения о выпуске местных ссуд было принято городскими советами 11 городов Украины (осуществлены в 10 городах). Планировалось привлечь в местные бюджеты 400 млн. грн. Но реально от размещения ссуд был получен лишь 220 млн. грн. [11]
Кроме Одессы в 1998 году еврооблигации планировали выпустить Киев, Автономная Республика Крым, Харьков и Днепропетровск. Кризис 1998 года тоже очень негативно повлиял на развитие всех финансовых рынков в Украине, в том числе и на рынок муниципальных облигаций.
На Украинском
рынке муниципальных облигаций
произошли скандальные дефолты.
Очень негативный опыт облигационных
ссуд города Одесса и Автономной Республики
Крым. По-видимому, это негативно
повлияло не только на заинтересованность
инвесторов в этом рынке, но и на
желание государственной власти
проводить либерализацию
Для усиления контроля за выполнением долговых обязательств 18 июня 1998 р. был выдан Указ Президента Украины № 655/98 “О благоустройстве внутренних и внешних заимствований, что осуществляются органами местного самоуправления”, который фактически запретил осуществлять местные заимствования без согласования с Министерством финансов.
С момента введения в действие Указа и вплоть до второй половины 2003 г. Минфин не согласовал ни одного местного заимствования.
В результате
принятия Указа Президента № 655/98 все
муниципальные заимствования, включая
выпуски муниципальных
Важным событием, которое касается рынка муниципальных облигаций в Украине есть принятие в июне 2001 г. Бюджетного кодекса. Он является базовым законодательным документом, без которого не было возможно бы создать полноценную систему регуляции муниципальных заимствований (было бы тяжелым принятие других подзаконных актов в этой сфере).
Основные нормативные документы, которые непосредственно касаются муниципальных заимствований и муниципальных облигаций, были приняты лишь в 2003 г. - в феврале и в октябре.
Вообще,
2003 год и, особенно, 2004 год характеризовались
общим повышением заинтересованности
разных субъектов ведения хозяйства
– как потенциальных эмитентов,
так и разного рода посредников
– в рынке муниципальных
После
того, как власть Киева объявила
о намерении осуществить
В конце
февраля - в начале марта такие
заявления прозвучали, как минимум,
со стороны Харькова, Львова, Донецка
и Автономной Республики Крым. Планы
некоторых органов местного самоуправления
ограничивались лишь внутренним облигационным
рынком, а некоторые говорили и
о возможности внешних
Здесь следует отметить, что согласно с Бюджетным кодексом, осуществлять заимствование вообще имеют право лишь города и АР Крым, а внешние заимствования имеют право осуществлять лишь города с численностью населения свыше 800 тысяч жителей по официальным данным государственной статистики.
2003 - 2004
гг. становится годами
На современном
этапе основной характерной чертой
Украинского рынка
На данный момент на внутреннем рынке муниципальных облигаций обращается лишь один выпуск – облигации города Одесса, которые являются порождением реструктуризации в 2000 году Одесской ссуды. Точные данные относительно деталей этой реструктуризации не известны (информация в прессе относительно этого является очень ограниченной). Поэтому точный объем новых облигаций города Одесса, которые находятся в обращении, является неизвестным.
Фактически, на настоящее время, пока еще внутреннего рынка муниципальных облигаций в Украине не существует (как и на протяжении последних 5 лет). Но уже началось и происходит активное формирование этого рынка
Информация о работе Государственные облигации внутреннего займа