Формы воздействия на инвестиционную сферу: налоговая система, финансовая помощь, кредитная, амортизационная политика и прочее

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:17, реферат

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из–за границы.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Файлы: 1 файл

Воздействие на инвест. сферу.docx

— 51.89 Кб (Скачать)

     Инвестиции  играют исключительно важную роль и  на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего для достижения следующих целей:

  • расширения и развития производства;
  • недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
  • повышения технического уровня производства;
  • повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
  • осуществления природоохранных мероприятий;
  • приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.

     В конечном итоге они необходимы для  обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного  финансового состояния и максимизации прибыли.

     Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

     Но  из–за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции, больших процентных ставок по кредитам, превышающих уровень доходности предприятий, за последние годы объемы капитальных вложений и капитального строительства резко сократились, что не способствовало, а, наоборот, усугубило экономическое положение республики.

     Состояние инвестиционной деятельности в республике характеризует динамика следующих  показателей:

  • общего объема инвестиций;
  • доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);
  • доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;
  • общей величины реальных инвестиций;
  • доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал и др.

     Косвенно, но достаточно объективно состояние  инвестиционной деятельности характеризуют  темпы роста основных макроэкономических показателей:

     1) национального дохода;

     2) ВВП и ВНП;

     3) объема промышленного производства;

     4) выпуска отдельных важнейших  видов промышленной продукции;

     5) объема сельскохозяйственного производства;

     6) производительности общественного  труда;

     7) и других.

     Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что  их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность  использования инвестиций. Если темпы  роста этих показателей опережают  темпы роста инвестиций, то это  явный признак повышения эффективности  использования инвестиций и наоборот.

     Уровень  инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального  дохода общества; то его динамики зависит  множество макропропорций в национальной экономике.

     Источником  инвестиций являются также и сбережения. Но проблема заключается в том, что  сбережения осуществляются одними хозяйствующими субъектами, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц, или хозяйствующих  субъектов. Сбережения широких слоев  населения являются источником инвестиций (например, сбережения рабочего, учителя, врача, полицейского и др.). Но эти  лица не осуществляют капиталообразования, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ общества. Разумеется источником инвестиций являются и накопления функционирующих в обществе промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Здесь “сберегатель” и “инвестор” совпадают. Однако роль сбережений лиц наемного труда, не являющихся одновременно и предпринимателями, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия.

     Процесс инвестирования зависит от таких  важных факторов, как ожидаемой нормы  прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.

     Кроме того, инвестор при выработке решений  всегда учитывает альтернативные возможности  капиталовложений и решающим здесь  будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в  строительство нового завода или  фабрики (любого предприятия), а может  и разместить свои денежные ресурсы  в банке. Если норма процента оказывается  выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.

     Инфляция  самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая  в свою очередь, зависит от состояния  экономики – при стабилизации и подъеме экономики – она  снижается. При этом следует иметь  в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского  кредита.

     Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит  от ставки банковского процента (Сп) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп) от вложенных инвестиций.  
 

     

Сн

Нп

     

                                                            Инвестиции

        

       Кривая спроса на инвестиции.

     Из  рисунка следует, что чем выше ставка банковского процента, тем  ниже спрос на инвестиции; такая  же связь существует между спросом  на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма  чистой прибыли превышает ставку банковского процента, т.е. Нп > Сп.  И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е.  Сп > Нп, то в этом случае для предприятия инвестиции  невыгодны.

     Известно, что существует номинальная и  реальная ставка процента.

     Реальная  ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.

     Ср = Сп – Уи’ где  

     Ср  -  реальная ставка банковского процента;

     Сп  -  номинальная ставка банковского процента;

     Уи  -  уровень инфляции.

     Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

       В условиях инфляции, особенно  гиперинфляции, когда банковский  процент за кредит очень высокий,  инвестиции для предприятия будут  выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли  будет выше этого банковского  процента, но такие проекты найти  для предприятия очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что  гиперинфляция является самым  существенным тормозом для оживления  инвестиционной деятельности.

     Финансовая  стабилизация, как свидетельствует  мировой опыт, наступает тогда, когда  годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный – 2,8 %. Если он выше, инвестиции в производство резко  сокращаются, как рост экономики  и жизненный уровень населения.  
 

 

     

     2. Формы воздействия на инвестиционную сферу

      2.1 Правовые и нормативные методы регулирования

      Совершенствование правового регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших условий его активизации. В практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, Непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

      Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики.

      Широкое применение нормативных методов  регулирования (процентных и налоговых  ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

      Таким образом, принимая во внимание масштаб  задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования  устойчивого инвестиционного подъема  необходимы согласованные меры по обеспечению  благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов  экономического регулирования, учитывающих  реальную инвестиционную ситуацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Проблемы  бюджетного финансирования инвестиций

      Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие  государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны  столько с ограниченными возможностями  бюджетной системы, сколько с  неопределенной или даже ошибочной  стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

      Необходимость решения этой проблемы дополняется  тем, что перекосы в государственной  инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного  искажения ориентиров для частных  инвесторов. Анализ свидетельствует  о наличии определённой зависимости  между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями  частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

      В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной  инвестиционная политика и согласования интересов инвесторов различных  уровней, а предпринимаемы меры будут  по-прежнему носить преимущественно  пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует  также учитывать, что недостаточная  и бессистемная поддержка отдельных  производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих  субъектов.

      При анализе вопроса о возможностях государственной инвестиционной поддержки  производителей нельзя не учитывать  крайнюю ограниченность бюджетных  средств. Вместе с тем в современных  условиях не меньшее значение приобретают  повышение качества обоснования  и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности  и реальности бюджетного планирования.

      Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как  приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без  учета современного состояния государственных  финансов Каазхстана и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от казахстанской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.

Информация о работе Формы воздействия на инвестиционную сферу: налоговая система, финансовая помощь, кредитная, амортизационная политика и прочее