Человеческий капитал и управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество все четче осознает, что не машины и технологии, а именно люди, владеющие этими технологиями, – главная ценность организации, компании, предприятия. Именно профессиональные знания, опыт, предпринимательский и организаторский талант персонала обеспечивают конкурентные преимущества организации.
Иными словами, на сегодняшний день в качестве основного фактора, обеспечивающего экономический рост необходимо рассматривать человеческий капитал.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Человеческий капитал и управление персоналом фирмы. 4
1.1.Понятие человеческого капитала. 4
1.2.Взаимосвязь развития человеческого капитала предприятия и управления персоналом. 5
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал 7
2.1. Инвестиции в человеческий капитал как важнейший фактор экономического роста. 7
2.2. Этапы инвестирования в человеческий капитал. 13
Глава 3. Формы инвестиций современных компаний в человеческий капитал выпускников вузов. 16
Заключение 27
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал и управление персоналом»..docx

— 77.02 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 

Кафедра Экономической теории и инвестирования 
 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу

«Инвестиции»  по теме:

«Человеческий капитал и управление персоналом». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:Тельчарова Е.Н.,

  группа ДЭФ-301

 
 

Руководитель: Аскинадзи В.М.,

доцент, к.э.н. 
 
 

Москва, 2010г.

 

Содержание 

Введение. 3

Глава 1. Человеческий капитал и управление персоналом фирмы. 4

1.1.Понятие  человеческого капитала. 4

1.2.Взаимосвязь развития человеческого капитала предприятия и управления персоналом. 5

Глава  2. Инвестиции в человеческий капитал 7

2.1. Инвестиции в человеческий  капитал  как  важнейший фактор  экономического роста. 7

2.2. Этапы инвестирования  в человеческий  капитал. 13

Глава 3. Формы инвестиций современных компаний в человеческий капитал выпускников вузов. 16

Заключение 27

Список  используемой литературы. 28

 

Введение.

 

Современное общество все четче осознает, что не машины и технологии, а именно люди, владеющие  этими технологиями, – главная  ценность организации, компании, предприятия. Именно профессиональные знания, опыт, предпринимательский и организаторский  талант персонала обеспечивают конкурентные преимущества организации.

Иными словами, на сегодняшний день в качестве основного  фактора, обеспечивающего экономический  рост необходимо рассматривать человеческий капитал.

На  сегодняшний день данная тема очень актуальна, поскольку человеческий капитал - наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом.

Человеческий  капитал - основа эффективности функционирования любой компании. Именно человеческий капитал является сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

В своей работе я рассмотрю теоретические аспекты  человеческого капитала, необходимость  инвестирования в человеческий капитал  и взаимосвязь развития человеческого капитала и управлением персоналом.

 

Глава 1. Человеческий капитал  и управление персоналом фирмы.

1.1.Понятие  человеческого капитала.

Человеческий  капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к  труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого  капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские  расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства  на эти цели.

Человеческий  капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Человеческий  капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий  капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

В национальном богатстве человеческий капитал  в развитых странах составляет от 70 до 80%. В России около - 50%.

1.2. Взаимосвязь развития  человеческого капитала  предприятия и  управления персоналом.

 

Концепция развития человеческого капитала и концепция  развития персонала очень тесно  связаны между собой. Первая концепция, как высшая, включает вторую и должна способствовать ее реализации. Каждая составляющая человеческого капитала представлена соответствующей составляющей персонала. Каждая инвестиция в человеческий капитал есть одновременно инвестиция и в развитие персонала и в  его менеджмент (или в человеческие ресурсы).  И напротив, каждая инвестиция в персонал (в человеческие ресурсы) есть инвестиция в человеческий капитал. Отличия же состоят в том, что человеческий капитал может накапливаться не только непосредственно в работниках предприятия в форме опыта и знаний, но и в интеллектуальной собственности (патенты, ноу-хау, программы, традиции, брэнд и т.д.), в материальной собственности - информационной системе, многофункциональной системе безопасности предприятия и др. Поэтому для человеческого капитала существует понятие морального и материального износа.

Под развитием  человеческого капитала понимаются процессы повышения его эффективности, как интенсивного производительного  и социального фактора развития предприятия, на который не распространяется закон убывающей отдачи и который  способен накапливаться за счет инвестиций в интеллектуальную собственность, информационную оснащенность труда, обучение,  знания, инновационный и организационный потенциалы, предприимчивость, информационное обеспечение, безопасность, культуру и здоровье работников.

Под развитием  персонала обычно понимаются процессы, способствующие повышению эффективности труда каждого работника, коллектива в целом  и реализации их возможностей и способностей в направлении достижения целей и решения задач предприятия.

Из этих определений  следуют очевидная близость понятий  человеческого капитала предприятия  и его персонала. Однако понятие  человеческого капитала значительно  шире, он способен накапливаться, существовать в физической и интеллектуальной формах, способен, как и физический капитал, изнашиваться и обновляться. Для него в принципе приемлемы  стандартные понятия - морального и  физического износа и амортизации.

Хочу отметить, работа с персоналом в условиях современного динамично развивающегося рынка является одним из ключевых факторов повышения эффективности компании и конкурентоспособности бизнеса. Выдвигаются все более жесткие требования, как к сотрудникам, так и к системе управления персоналом. Наряду с типовыми функциями, такими как подбор кадров и делопроизводство, важную роль начинают играть такие задачи как планирование затрат, анализ эффективности трудовых ресурсов и обеспечение роста производительности персонала за счет систем мотивации, оценки и развития персонала.

Основные  проблемы, с которыми сталкиваются руководители при решении задач  по управлению персоналом:

  • недостаточная информированность сотрудников о стратегических целях компании;
  • недостаточная информированность руководителей о проблемах компании;
  • расхождение технологий по управлению персоналом со стратегическими целями компании;
  • наличие, часто больших, объемов разрозненной информации, которая собирается из различных учетных, расчетных и аналитических систем, а также отдельных файлов;
  • большие трудозатраты на учетные функции и формирование отчетности;
  • риски несоблюдения законодательства.

Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал.

2.1. Инвестиции в человеческий  капитал  как важнейший фактор экономического роста.

Важной составляющей человеческого капитала выступает  его интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный потенциал предполагает наличие  определенных универсальных знаний приобретенных в школах, вузах, других образовательных учреждениях, а  также специальных профессиональных знаний, накапливаемых в процессе трудовой деятельности на основе практического  опыта.

Целесообразность  выделения в составе человеческого  капитала его интеллектуальной составляющей обусловлена возросшей ролью  в современном производстве квалификации, способностей и знаний персонала, быстрой  сменой технологий, особенно наукоемких, что повышает ценность интеллектуальной собственности, как индивидуальной, так и общественной.     Таким образом, интеллектуальный капитал  можно характеризовать как совокупность знаний, опыта, информации, организационных ресурсов, имеющих ценностные параметры, которые можно конвертировать в стоимость. Интеллектуальный капитал, как и любой другой (материальный, финансовый) возникает в результате вложений ресурсов (денежных и материальных средств, знаний, квалификации) и приносит своему обладателю доход. Как и любой другой, интеллектуальный капитал подвергается моральному износу (устаревание знаний, информации, программного продукта).

Поэтому инвестиции в интеллектуальный капитал приобретают  в настоящее время  приоритетное значение, поскольку максимальное использование всех накопленных профессиональных знаний ведет к более быстрому росту стоимости общественного продукта, нежели инвестиции в материальную сферу производства.

К инвестициям  в человеческий интеллектуальный капитал  относят прежде всего, расходы на получение общего и специального образования, затраты связанные  с профессиональной подготовкой  на производстве, с поддержанием здоровья обеспечивающего необходимый уровень  трудоспособности и пр.

Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда  и доходы общества возрастает с увеличением  затрат в образовательную сферу.

К формированию образовательной составляющей человеческого  капитала активно подключаются рыночные структуры. Увеличивается доля негосударственных учебных заведений. Возрастает количество принимаемых студентов. На рынок образовательных услуг приходят филиалы центральных вузов, образовательные организации других стран. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1

ВЫСШИЕ  УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ   
(на начало учебного года)

Годы Число 
учебных заведений
В них 
студентов - всего, тыс.человек
в том  числе обучавшихся на отделениях На 10 000 человек  
населения приходилось студентов
очных очно-заочных  
(вечерних)
заочных экстернат
  Все высшие учебные заведения 
2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324
2002/03 1039 5947,5 3104,0 346,0 2399,9 97,6 410
2003/04 1044 6455,7 3276,6 351,3 2703,7 124,1 448
2004/05 1071 6884,2 3433,5 361,8 2942,5 146,4 480
2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 495
2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6 514
2007/08 1108 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2 525
  Государственные и муниципальные  высшие учебные заведения
2000/01 607 4270,8 2441,9 258,6 1518,8 51,5 292
2002/03 655 5228,7 2861,6 298,8 1973,4 94,9 361
2003/04 652 5596,2 3009,9 301,8 2164,9 119,6 388
2004/05 662 5860,1 3143,6 300,3 2279,4 136,8 408
2005/06 655 5985,3 3195,2 299,9 2348,3 141,9 419
2006/07 660 6133,1 3251,2 291,3 2443,2 147,4 431
2007/08 658 6208,4 3240,7 280,4 2532,4 154,8 437
  Негосударственные высшие учебные заведения
2000/01 358 470,6 183,3 43,6 243,0 0,7 32
2002/03 384 718,8 242,4 47,2 426,5 2,7 50
2003/04 392 859,5 266,7 49,5 538,8 4,5 60
2004/05 409 1024,1 289,9 61,5 663,1 9,6 71
2005/06 413 1079,3 312,8 71,3 683,7 11,5 76
2006/07 430 1176,8 330,9 81,0 752,7 12,2 83
2007/08 450 1252,9 330,6 72,4 835,5 14,4 88

Информация о работе Человеческий капитал и управление персоналом