Анализ сущности стратегического управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление уже почти в течение трех десятилетий является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. Вместе с тем для российской экономики оно является новым непривычным явлением.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………2
Предприятие, его виды, признаки и функции………………………………….3
Понятие стратегия и ее классификация…………………………………………6
Формирование стратегии для предприятия…………………………………….13
Сущность и структура стратегии предприятия………………………………..18
Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Формирование стратегии для предприятия.docx

— 66.70 Кб (Скачать)

 

     5.Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия.

     Внедрение инноваций все больше рассматривается  российскими компаниями как единственный способ повышения конкурентоспособности  производимых товаров, поддержания  высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая  экономические трудности, начинают своими силами вести разработки в  области продуктовых и технологических  инноваций.

       Однако достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди более широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичным. Причиной тому служит, в первую очередь, отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Сказывается и новизна проблемы в условиях рынка, а также проблема отсутствия общепринятой терминологии и классификации в области инновационной деятельности.

       В литературе инновации принято разделять на:

  • продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
  • технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера,
  • организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

     Актуальность  осуществления технологических  разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную  и международную природу. На предприятия  оказывает давление внешний и  внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг  и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и  предложения. Изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды. Важным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности.Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг.Также, для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

  • интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые); кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
  • иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

     От  состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности»  выполнить поставленные цели в области  инновационного развития предприятия. Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

       Основное назначение инновационного подразделения в компании заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатываются и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут использоваться как техническое задание для инновационного проекта, т.е. комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии. 
По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс.За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий. Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Период времени между появлением новации и ее воплощением называется инновационным лагом. Процесс от зарождения идеи и создания нового продукта до снятия его с производства в связи с устареванием принято называть процессом управления ассортиментом выпускаемой продукции.

 

     Заключение.

     Разработка  формирования стратегии предприятия  осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают  как процессы вне организации, так  и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. При стратегическом формирование важно на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть максимально возможное количество альтернатив. Эта процедура снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки. В случае оперативного управления менеджеры имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых запрограммировано, или с «мягкими» решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке.

     Для формирования стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.

 

     Список  литературы:  
 

     1.Ансофф И. Стратегическое управление. 2001.

     7.Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. М., 2002.

     9.Портер М. Конкуренция. М., 2002.

     10.Портер М. Конкурентные силы и формирование стратегии //Классика маркетинга /Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс и др. СПб., 2001.

     4.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник 2005. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова Стратегический менеджмент. 2002.

     6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И.

     7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И.

       8. Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал Стратегический процесс. Концепции.2005

     9. Грант P. М. Современный стратегический анализ.2004.

Информация о работе Анализ сущности стратегического управления на предприятии