Анализ сущности стратегического управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление уже почти в течение трех десятилетий является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. Вместе с тем для российской экономики оно является новым непривычным явлением.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………2
Предприятие, его виды, признаки и функции………………………………….3
Понятие стратегия и ее классификация…………………………………………6
Формирование стратегии для предприятия…………………………………….13
Сущность и структура стратегии предприятия………………………………..18
Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Формирование стратегии для предприятия.docx

— 66.70 Кб (Скачать)

     Оглавление. 
 

   Введение………………………………………………………………………………2

  1. Предприятие, его виды, признаки и функции………………………………….3
  2. Понятие стратегия и ее классификация…………………………………………6
  3. Формирование стратегии для предприятия…………………………………….13
  4. Сущность и структура стратегии предприятия………………………………..18
  5. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия………..24
  6. Заключение……………………………………………………………………….27
  7. Список литературы………………………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В последнее время все более  популярными становятся слова "стратегия", "стратегическое планирование", "стратегический менеджмент". Рассмотрение проблем  социально-экономического развития с  позиций стратегического мышления становится объективной необходимостью.

     Стратегический  менеджмент уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки  в промышленно развитых странах. В нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием на практике еще находится в стадии становления.

Поэтому для него характерны все признаки "болезни роста": не устоявшаяся  терминология, эклектичность теоретических  построений, разобщенность ученых и  практиков, работающих в данной области.

     Стратегическое  управление уже почти в течение  трех десятилетий является одним  из общепризнанных направлений экономической  науки в промышленно развитых странах. Вместе с тем для российской экономики оно является новым  непривычным явлением.

     Актуальность темы; формирование стратегии для предприятия. Оно в России заключается в том, что необходимо в весьма сжатые сроки данного переходного периода осуществить практически полное обновление существующей производственной базы и укрепление для того чтобы в дальнейшем на предприятие была стабильность и рост.

 

1.Предприятие, его виды, признаки и функции.

     Предприятие (производственное) специализированная единица, основанием которой является профессионально-организованный трудовой коллектив, с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказывать услуги) соответствующего профиля, элемента.

     Предприятие - это первичное звено производственной сферы, которое занимается производством продукции, оказанием услуг или выполнением работ с целью удовлетворения рынка и получения прибыли

Предприятием  является самостоятельный хозяйствующий  субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленным законодательством для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг.

     Предприятия выступают в единстве двух сторон: с технико-экономической стороны; социально-экономической.

Технико-экономическая  сторона определенный технико-технологический  комплекс средств производства и рабочей силы, то есть на предприятии функционируют специфические орудия труда, перерабатываются определенные виды сырья, происходят особенные технологические процессы, функционирует рабочая сила конкретных профессий.

     Социально-экономическая  сторона трудовой коллектив, его  отношение к собственности на средства производства, к результатам  производства, распределения, обмена и  получения доходов.

Основные  организационные формы предприятий; к производственным предприятиям относятся: заводы, фабрики, комбинаты, шахты, порты. Завод (фабрика) производственная единица промышленности, предназначенная для изготовления каких-либо изделий или для выполнения конкретной стадии производственного процесса.

     Основными организационными формами  являются:

- предприятия с полным технологическим циклом, в котором осуществляются все стратегии производственного процесса (заготовительная, обрабатывающая, сборочная);

- заводы механосборочного типа, работающие на заготовках и полуфабрикатах, полученных от других предприятий; завод сборочного типа собирающий изделия из деталей, узлов и агрегатов, изготовляемых на других специализированных заводах; заводы, специализирующиеся только на производстве заготовок (паковка, штамповка); заводы, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей.

     Задачи  предприятия: - получение максимально возможной прибыли; - обеспечение продукцией потребителей; - обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда, возможностью профессионального роста; - создание рабочих мест для населения; - охрана окружающей среды; - соблюдение законов;

- преумножение вверенного государством или акционерами имущества материальных и денежных средств.

     Обязанности предприятия: - соблюдать условие режима работы предприятия и его подразделений (сменность, продолжительность); -определять продолжительность отпусков, размер оплаты; -определять условия и формы оплаты труда по категориям работников.

       Предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, который создается в порядке, установленном законодательством страны, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей людей и получения прибыли. Деятельность любого предприятия (фирмы) следует рассматривать функционально (технологически) и институционально (организационно). Функционально под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственно-коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Для этого фирма технологически объединяет необходимые ресурсы с целью производства и продажи определенных экономических благ. Институционально под фирмой понимается объединение (коалиция) собственников различных ресурсов, связанных между собой сетью договоров, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек и повышается прибыль. (Трансакционные издержки – это затраты, которые включают в себя: расходы по поиску информации о ценах и качестве необходимых товаров и услуг; расходы связанные с заключением контрактов, контролем за их исполнением и юридической их защитой; расходы на специализированные ресурсы). Институциональный подход позволяет объяснить многообразие форм предприятий (фирм), разрешенных законодательством страны.

     Каждое  предприятие, в какой бы форме  оно не существовало, должно иметь  собственника, имущество и трудовой коллектив. Собственником предприятия является его учредитель, в качестве которого может выступать отдельный гражданин, группа людей, муниципалитет или государство. Создав предприятие, собственник его автоматически получает статус предпринимателя. Законодательство регулирует права, обязанности, ответственность и защиту интересов предпринимателей. Имущество предприятия может быть собственностью учредителей или находиться в пользовании предприятия на основе договоров аренды с другими собственниками. Для осуществления уставных задач предприятия формируется его трудовой коллектив. Наряду с учредителями трудовой коллектив образуют все граждане, которые работают на предприятии на основе трудовых договоров. Каким бы ни было предприятие, большим или малым, простым или сложным, оно должно выполнять шесть функций (операций), обеспечивающих его жизнедеятельность и получение прибыли: 1) технические добыча, обработка, переработка ресурсов или одним словом производство продукции и услуг; 2) коммерческие закупка сырья и оборудования, продажа готовой продукции, реклама и т.п.; 3) финансовые привлечение денежных средств и их рациональное использование; 4) страховые страхование и охрана имущества предприятия и его персонала; 5) учетные бухгалтерский учет, калькуляция затрат, статистическая отчетность, анализ хозяйственной деятельности; 6) административные планирование, организация и контроль.

     В зависимости от размеров и формы  предприятий для выполнения этих функций создаются специальные  подразделения или назначаются  ответственные исполнители.

 

2. Понятие стратегия и ее классификация.

     Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. 
В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

       Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это предполагаемая стратегия. 
Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач. 
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать  взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное  достижение целей в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные  группы таких принципов (правил):

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание заданием.
  2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
  3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
  4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

     Основные  отличительные особенности стратегии  выделил И. Ансофф в своей книге "Стратегическое управление", Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

  1. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  2. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
  3. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
  5. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
  6. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент могут служить фирме ориентирами, а в другой станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Информация о работе Анализ сущности стратегического управления на предприятии