Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
В начале 1910-х годов Драйзер приступает к реализации одного из своих главных творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое он назвал «Трилогия желания». Она состояла из трех романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины Драйзера. Перед нами социально-историческая панорама, произведение о пути Америки, существенные черты которой во многом олицетворял главный герой трилогии. Драйзер стремился реализовать мечту многих писателей США – создать великий американский роман, произведение эпической масштабности, общенациональной значимости. Однако неправомерно видеть в трилогии лишь социальный пафос. Слово «Желание» (Desire), вынесенное в заголовок, многозначно. Трилогия рассказывает о силе человеческих страстей, которые движут людьми.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5
1.1 Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером…..…………………………………………………………..5
1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7
1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9
Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих
страстей, которые движут людьми………………..……………..13
2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13
2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15
2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16
2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18
2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21
2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24
Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список………...……………………………………….30
Драйзер подходит к постановке большой философской проблемы – о переходящем характере капитализма, об иллюзорности власти, которую дают деньги, капитал.
Хотя
писатель и не успел завершить «Стоика»,
ход его мысли в последних главах романа
отличается ясностью и определенностью.
В последних главах романа Драйзер подводит
читателя к мысли о необходимости каких-то
коренных изменений. Нужны решительные
перемены, чтобы уничтожить бесправие,
эксплуатацию, нищету и сделать жизнь
счастливой. Таким достойным финалом заканчивает
автор «Трилогию желания».
2.6. Поучительное значение романов Теодора Драйзера.
«Трилогия желания» очень многопланова и многогранна. Философия жизни, содержащаяся в ней, неразрывно связана и с философией истории. Гуманистический замысел Драйзера возникает как обобщение истории американского капитализма конца XIX- начала XX века.
Романы, составляющие «Трилогию желания», можно рассматривать и как произведения исторического жанра, и в этом также сказывается углубление реализма Драйзера, стремящегося осмыслить место Каупервудов в истории Америки, а вместе с тем и ход современной ему истории. Историзм «Трилогии желания» существенным образом отличается от историзма, скажем, романов Купера о войне за независимость. Драйзер смотрит на Каупервуда глазами современника, и, может быть, поэтому он стремится быть предельно точным в воспроизведении деталей быта своего героя. Словом, Драйзер выступает историком современности, писателем сугубо современным.
В его романах обрисована механика создания американских миллиардов. Безудержная и нещадная эксплуатация народа, преступление, обман, спекуляции, подкупы – вот приемы, с помощью которых создается капитал Каупервуда и ему подобных.
Американский капиталист у Драйзера – это преступник, поставивший себе на службу суд, печать, муниципалитеты и прочие институты буржуазного государства – таков вывод, к которому подводит читателя роман «Финансист», но этим выводом отнюдь не исчерпывается смысл романа и смысл образа его главного действующего лица.
Благодаря
глубине реалистического
Роман Драйзера противостоит апологетической литературе и неизмеримо возвышается над ней как глубиной раскрытия темы, так и художественными достоинствами. Витиеватому и вычурному языку романов, восхваляющих американского дельца, Драйзер противопоставляет лишенный всякой напыщенности стиль повествования, некоторой своей громоздкостью ниспровергающий привычные для литературы изысканной традиции высокопарные шаблоны. Роман «Финансист» сыграл значительную роль в процессе развития и закрепления в США литературного английского языка с его специфически американскими особенностями. Продолжая традиции Марка Твена, Драйзер вместе с такими писателями, как Френк Норрис и Джек Лондон, содействовал обогащению литературного языка элементами живой разговорной речи, все эти замечательные художники внесли свою лепту в развенчание некоронованных королей «страны желтого дьявола».
Значение «Трилогии желания» выходит за рамки американской литературы. «Финансист Каупервуд стал достоянием мировой литературы, подобно банкиру Нусингену Бальзака. Работая над «Финансистом», Драйзер опирался не только на опыт американской литературы. В заключительной главе книги писатель апеллирует к образам Шекспира – Макбету Макдуффу, и, конечно, не случайно в «Трилогии желания» ощутимее близость Драйзера к другому классику мировой литературы – к Бальзаку. Бальзак изобразил вереницу капиталистических дельцов, банкиров, среди которых нельзя найти ни одного привлекательного, честного и доброго человека. И вместе с тем Бальзак, осуждая их, не может скрыть своего восхищения ими, восторгается мощным проявлением энергии, воли, ума, страсти у этих преступников» [5,c.75].
Образ Каупервуда стал в один ряд с образами французских дельцов, созданных Бальзаком, и английских, нарисованных Диккенсом. Драйзер одним из первых разрушил своеобразную «теорию исключительности», которую исповедовали многие писатели США, не желавшие признавать у американских капиталистов тех пороков, которые они видели в европейских буржуа. Отказ от героизации Америки и американского, особенно проявился в «Финансисте», сближал Драйзера с корифеями критического реализма в европейских странах – с Бальзаком и Толстым, Диккенсом и Тургеневым. Не случайно и литературная слава пришла, как известно, к Драйзеру сначала не в Америке, а в Европе.
«Финансист» и «Титан» представляют собой глубокое исследование американской жизни, это – серьезные социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучивал читающую публику от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа. При этом Драйзер сумел увлечь читателя, захватить его драматизмом развивающихся событий. Художника привлекла большая социальная драма – порабощение американского народа монополиями – и, положив ее в основу «Трилогии желания», он открыл эстетические возможности, таившиеся в ее художественном воплощении»[7,c.68].
Драйзер – реалист создал впечатляющий образ американского бизнесмена, магната капитала. Драйзер – гуманист показал, что американский капитализм не менее, а пожалуй, более бесчеловечен и откровенен в своем цинизме, чем капитализм западноевропейских стран. Гуманистический накал отличает «Трилогию желания» – замечательное произведение, выходящее по своему значению за рамки американской литературы.
Заключение
«Трилогия Желания» относится к позднему периоду творчества автора и одним из лучших, вполне зрелым, глубоким и социально-значимым произведениям. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что читатели, привыкшие к описаниям внешней стороны жизни финансовых магнатов, в романе Драйзера смогли увидеть всю неприглядную кухню коммерческих махинаций, подноготную частной жизни тех, кто скрывался от глаз общества за ширмой «всемогущего» доллара. Нарисованная писателем действительность, а правдивость ее никто не осмелился оспаривать, ошеломила многих опытных американских критиков. Детальное описание политических и финансовых манипуляций в романе свидетельствовало о глубоком знании его автором закулисных сторон американской «демократии» и в то же время являлось доказательством его зрелости как писателя и гуманиста.
Проанализировав трилогию Драйзера следует отметить, что художественная манера трилогии характеризуется тем, что витиеватому и вычурному языку романов, восхваляющих американского дельца, Драйзер противопоставляет лишенный всякой напыщенности стиль повествования.
Главный герой Драйзера это финансист – сильный человек, ум, ловкость и изобретательность которого не могут не вызвать у автора восхищения. В этой сильной, энергичной и незаурядной личности служение бизнесу убило человека. В своих махинациях главный герой нередко выходит за рамки закона, как бы подтверждая, что нет предела жажде обогащения. Нельзя быть финансистом и не быть преступником, финансист по самой природе своей деятельности преступник – эта мысль лежит в основе развития сюжета романа. Жизнь главного героя, человека сильного и энергичного, растрачена бесцельно.
Прогрессивная
критика США по достоинству оценила «Трилогию
желания», не только как выдающееся явление
американской литературы, но и как историческое
свидетельство тех варварских методов,
которыми создавались крупнейшие состояния
сегодняшней Америки. В трилогии получает
решение большая философская проблема
– преходящий характер власти, силы, могущества,
которые дают деньги, капитал. Именно сегодняшняя
американская действительность дает все
новые подтверждения актуальности произведений
Драйзера. И сегодня читатели газеты «Уолл-стрит
джорнэл» и других печатных изданий большого
бизнеса ежедневно узнают о том, как крупные
компании поглощают мелкие. За скупыми
строчками газетных сообщений часто скрываются
безнравственные и трагические истории,
подобные тем, о которых более полувека
назад поведал в «Трилогии желания» Драйзер.
Концентрация финансового капитала в
США продолжается, богатые становятся
еще богаче, а бедные – беднее. И, читая
созданный гением Драйзера роман, лучше
понимаешь, что происходит в Соединенных
Штатах сегодня.
Библиографический список