Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
В начале 1910-х годов Драйзер приступает к реализации одного из своих главных творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое он назвал «Трилогия желания». Она состояла из трех романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины Драйзера. Перед нами социально-историческая панорама, произведение о пути Америки, существенные черты которой во многом олицетворял главный герой трилогии. Драйзер стремился реализовать мечту многих писателей США – создать великий американский роман, произведение эпической масштабности, общенациональной значимости. Однако неправомерно видеть в трилогии лишь социальный пафос. Слово «Желание» (Desire), вынесенное в заголовок, многозначно. Трилогия рассказывает о силе человеческих страстей, которые движут людьми.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5
1.1 Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером…..…………………………………………………………..5
1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7
1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9
Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих
страстей, которые движут людьми………………..……………..13
2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13
2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15
2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16
2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18
2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21
2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24
Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список………...……………………………………….30
В заключительной книге – в «Стоике» речь идет о событиях 90х годов. Каупервуд предстает перед нами организатором экспансии американского капитала в Англию. «Стоик» рисует закат Каупервуда, подводит итоги его жизни – богатство, слава, удовлетворение любых желаний не приносят Каупервуду счастья, он утрачивает интерес к жизни, ему уже не о чем мечтать. Победы в жестоких схватках с конкурентами, победы над женщинами, коллекции картин, деньги не обогатили, а иссушили душу Каупервуда. Над этой итоговой книгой, полной больших философских раздумий, Драйзер работал очень много и долго, но так и не успел довести ее до конца. «Стоик» издан посмертно с послесловием вдовы писателя.
В
«Трилогии желания» автор показывает
судьбу всей нации, оказавшейся под пятой
монополий в конце XIX века на примере карьеры
главного героя Каупервуда.
Завершающую полноту тема Американской
мечты – мифа об Америке как земле обетованной,
где любой чистильщик сапог может стать
миллионером, - получила в романе "Американская
трагедия". Мечта обернулась иллюзией,
подлинная человечность оказалась несовместимой
с буржуазными стандартами счастья. Америка,
обманувшая героя романа, отправляет его
на электрический стул, хотя он последовательно
выполнил официальную формулу успеха.
Путь от Американской мечты к Американской
трагедии, исследованный Драйзером, –
главное художественное открытие всего
творчества писателя [6,с.76].
1.3. Документальные и исторические основы романа.
«Драйзер, прежде чем приняться за работу над «Трилогией желания», много времени посвятил скрупулезному изучению доступных материалов, знакомству с воротилами финансовой жизни»[1,с.207]. «За основу для романа писатель взял жизнь и карьеру небезызвестного «барона – разбойника» миллионера Чарлза Тайзона Йеркса. Он изучает досье филадельфийских газет, встречается с людьми, лично знавшими Йеркеса, читает биографии других миллионеров» [1,с.207].
До Драйзера уже существовала в США сусальная традиция изображения американских богачей - вспомним хотя бы « Асторию» Вашингтона Ирвинга или многочисленные романы Горацио Элджерона об американских богачах, прорвавшихся к пресловутому «успеху» из бедности. Этой лубочной традиции апологетической литературы противостояли в той или иной степени Марк Твен «Позолоченный век», «Человека, который совратил Гедлиберг», Норрис «Спрут»,«Омут», Джек Лондон «Железная пята», Энтон Синклер «Джунгли», наконец, многочисленные публицистические произведения «разгребателей грязи» – Линкольна Стеффенса, Давида Грэхема Филлипса, Сэмюэла Гопкинса Адамса, Иды Тарбелл [6.с,78].
Развивая традиции своих предшественников и соратников, Драйзер в отличие от них, впервые в литературе США, поставил в центр повествования одного из хозяев Америки, причем не просто богача, владельца заводов, фабрик и земельных угодий и даже не банкира, а относительно новую фигуру на тогдашнем американском Олимпе, но в наше время ставшую доминирующей – финансиста. И само слово это, вынесенное в заглавие романа, было достаточно новым, но особенно необычной и оригинальной была трактовка финансиста Драйзером. Это было новое слово не только в американской литературе, но и в мировой. «Развивая традиции Марка Твена и Фрэнка Норриса, опираясь на художественный опыт своих современников – Джека Лондона и Эптона Синклера, на богатейшие материалы о мясных, нефтяных, стальных и иных трестах, преданные гласности смелыми «разгребателями грязи», Драйзер по - новому решает образ капиталиста. Его Каупервуд – не только конгломерат пороков, свойственных американскому бизнесмену, дельцу, финансисту, миллионеру, но и сильная личность, отдающая свою энергию призрачным и ложным целям, растрачивающая свои силы впустую» [5,с.74].
К теме бизнеса, к образу магната – хищника обращались многие американские писатели, но им недоставало размаха Драйзера, масштабности, его эмоционального накала.
«Финансист» существенным образом отличается по времени действия и особенно по жизненному материалу от прежних произведений писателя. Создавая образ Каупервуда, воскрешая обстановку его детства, его вторжения в мир бизнеса и превращения в дельца, Драйзер не мог полагаться только на свой жизненный опыт, на свои наблюдения. С «Каупервудами» Драйзер познакомился в качестве репортера. Анализ опубликованных интервью показывает, что у Драйзера в руках был богатый материал о формировании типа капиталиста, но Драйзер стремился не только к внешнему правдоподобию, и этих интервью ему было недостаточно для того, чтобы создать жизненный образ финансиста. И прежде чем приступить к роману, Драйзер обстоятельно изучает чуждый ему мир финансовых тузов. Он проштудировал трехтомный труд Густавуса Майерса «История богатств Америки» и книгу Томаса Лоусона «Взбесившиеся финансы». Писатель собрал материалы по биографиям двадцати американских крупнейших капиталистов, прежде чем остановился на Йерксе как на прототипе своего героя – биографии остальных показались Драйзеру слишком скучными: посвятив себя стяжательству, они не знали других интересов и пытались придать своему служению бизнесу респектабельный вид ханжеской религиозностью и чуть ли не аскетизмом, за которыми трудно было обнаружить сколько-нибудь человеческие черты. Драйзер считал, что у американцев весь талант нации выразился в бизнесе. В деловом практическом мире выросли личности выдающиеся, равных которым, по мнению Драйзера, нельзя найти среди американских художников или музыкантов. Условия возникновения таких людей, несомненно незаурядных и столь же несомненно ужасных, интересовали Драйзера прежде всего. Как могут в сознании людей, изображаемых Драйзером, укорениться представления о нравственности, если вокруг они не видят ничего, кроме того, что в английском языке обозначено выразительным словом «рэт- рейс»,что означает крысиные бега, - т.е. ничего, кроме жадной погони озлобленных и потерявших всякий облик человеческий людей за тем, что им представляется счастьем? Америка рубежа веков, когда с помощью невиданных махинаций вдруг, вроде бы из ничего, складывались миллионные состояния, когда разорялись и гибли мелкие и робкие предприниматели, а достойные, но лишенные предприимчивой жилки люди оказывались на самом дне общества, та Америка, которую близко наблюдал Драйзер, пестротой и обилием жизненных форм действительно напоминала джунгли. Драйзер пытался объяснить этот мир, внеся в него биологические законы борьбы за выживание, с борьбой человека за то, что ему представляется счастьем, что объясняет, по Драйзеру, «загадку жизни» [10,с.8]. Но Драйзер и не претендовал на разрешение этой загадки, он стремился запечатлеть ее.
Писателя
поразило, что нажитое этим миллионером
состояние после его смерти мгновенно
растаяло в тяжбах наследников, а сам Йеркс
перед смертью чувствовал себя опустошенным
и уставшим от жизни человеком. Замысел
трилогии возник с конца - Драйзер решил
написать роман о судьбе одного из богатейших
людей Америки, который, осуществил мечту
своей жизни - создав огромное состояние,
добился необузданного удовлетворения
своих желаний, но не только не достиг
счастья, но и утратил волю и любовь к жизни.
Писатель-реалист хотел исследовать духовную
анатомию не только жертв бездушной буржуазной
Америки, но и тех, кто вершил их судьбами.
«Финансист» и «Титан» Драйзера положили
начало новой традиции реалистической
американской литературы в изображении
мира финансистов, мира богатых, традиции,
которую продолжали Фицджеральд в «Великом
Гэтсби», Стейнбек в «Зиме тревоги нашей»,
Фолкнер в трилогии «Сноупс» [5,с.75].
Глава
2. «Трилогия желания» -
произведение о силе
человеческих страстей,
которые движут людьми.
2.1. Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера.
Создание
образа Каупервуда было, бесспорно, крупнейшим
достижением
Драйзера. Каупервуд—центральная фигура
серии романов. В его лице писатель изобразил
типичного представителя американского
монополистического капитала. Каупервуд
стремится лишь к исполнению своих желаний.
Отсюда название — «Трилогия желания».
Каупервуда характеризует ненасытная
жажда богатства, власти, наслаждений.
Чем выше поднимается Каупервуд, тем более
бесчеловечным и аморальным становится.
Фрэнк Каупервуд – личность незаурядная, сильная. С детских лет он демонстрирует качества лидера, деловую хватку. Высшую ценность Фрэнк видит в деньгах, во всемогущем долларе, который дает власть, положение в обществе, гарантирует жизненный успех. Главный герой «Трилогии желания» в романе вырастает во всесильного магната капитала, одного из тех промышленно – финансовых тузов, которые безжалостно попирают и эксплуатируют народные массы. Каупервуд получает возможность удовлетворения любых своих желаний. Он, казалось бы, достиг своей цели – взошел на финансовый Олимп, и, тем не менее, как отмечает Драйзер, «не может обрести покоя, не может достичь истинного познания жизни» – ничего этого нельзя добиться ни деньгами, ни властью, которую приносят деньги. [12,с.284]. Правда, большинству капиталистов, обрисованных Драйзером в «Титане», дает покой их богатство, власть, сила, в умножении капитала видят они свое счастье. Каупервуд же отличается от них не только и не столько неслыханностью и откровенностью своих грабительских финансовых операций, беспредельным цинизмом и беззастенчивыми методами обогащения, сколько необузданным стремлением к удовлетворению своих желаний. Деньги для него не только самоцель, но и средство к познанию жизни. Каупервуд во втором томе «Трилогии желания» - «титан, вечная жертва своих страстей» [11,с.591]. Деньги завоевывают ему власть и женские сердца, делают его владельцем дворцов и шедевров мировой живописи, но деньги не могут открыть ему дверь к истинному счастью, к покою, к внутреннему удовлетворению.
Каупервуд, кажется, может добиться всего, купить, что только он пожелает, но не может купить человеческое счастье – оно не покупается за деньги. Главный герой по ходу повествования становится еще циничнее, его аморальность не знает границ. И Драйзер неоднократно подчеркивал эту черту характера, отмечая, что «он, Каупервуд, игнорировал современный кодекс морали и отказывался ему подчиняться» [11,с.13]. Эгоизм, эгоцентризм – суть его философии.
Цель главного героя – финансовое могущество. У него нет, однако, того ханжества и лицемерия, которыми прикрывают свои махинации соперники Каупервуда.
Каупервуд более откровенен и вместе с тем более ловок и изворотлив в своем стремлении к всемогуществу и поэтому, может быть, и более привлекателен в глазах писателя. Каупервуд продолжает оставаться в романе образом весьма противоречивым: «Индивидуалист до мозга костей, не желающий считаться ни с кем, и ни с чем, Каупервуд был чужд подлинного демократизма, вместе с тем люди из народа были ему больше по сердцу, чем представители привилегированного класса, и он лучше понимал их» [11,с.32]. Люди из народа больше по сердцу Каупервуду не потому, что он питает к ним какие – либо симпатии, а потому, что он не разделяет те кастовые предрассудки, лицемерие и ханжество своих собратьев по классу, которых не было у простых людей.
В
образе Каупервуда для Драйзера
есть что-то мефистофелевское, и он
называет его титаном, сверхчеловеком.
Но став «титаном», Каупервуд перестал
быть человеком. Купив за деньги всемогущество,
он продал душу, утратил лучшие человеческие
черты и качества. Каупервуд владеет огромным
состоянием. Собственно, теперь состояние
владеет Каупервудом.
2.2. Восхождение и процесс обогащения главного героя.
«Финансист» - роман-биография, в котором центральное место занимает развитие характера главного героя. Драйзер начинает повествование портретом юного Каупервуда. Френк был симпатичным и здоровым мальчиком, не склонным к книжным премудростям, но любознательным, живым. И этого мальчика, прирожденного вожака, в десять лет усвоившего повадки командира, волновал «главный вопрос: что это за наука жизнь и как она устроена?» [10,с. 8]. Ответ на этот вопрос он находил в разговорах родителей, в уличных зрелищах, во всей окружавшей его обстановке, которая внушала ему дух индивидуализма и стяжательства. На рыбном рынке в аквариум, выставленный для всеобщего обозрения, пустили омара и каракатицу. Наблюдая вместе с толпой обывателей за тем, как омар постепенно пожирает каракатицу, Френк делает вывод, что в мире «все живое и существует одно за счет другого» [10,с.9]. А кто же пожирает человека? И на этот вопрос смышленый мальчик дает быстрый ответ, вспомнив разговоры родителей о неграх – невольниках и погром, свидетелем которого он сам был: «Одни люди живут за счет других. Рабы они ведь тоже люди. Из-за этого-то и царило в те времена такое возбуждение. Одни люди убивали других – чернокожих» [10,с.10]. И у Френка складывается твердое желание принадлежать к тем, кто живет за счет других. Наблюдая, как отец – помощник кассира в банке, считает деньги, мальчик решил, что интереснее всего банковское дело. Почтение к золоту не уживается с почтением к честности, и вскоре «Френк решил, что его отец не в меру честен, не в меру осмотрителен, - когда он сам вырастет, уж, конечно, не упустит такого случая». [10,c.14]
В результате такого «воспитания» Френк в тринадцать лет, отвечая на вопрос, что его интересует, заявляет: «Деньги» [10,c. 17]. Его родные прочат ему блестящую карьеру. Дядя с гордостью говорит матери Френка о ее тринадцатилетнем сыне: «Похоже, Нэнси, что у тебя вырастет финансист. Он смотрит на вещи, как настоящий делец» [10,c. 17].
В
четырнадцать лет Френк Каупервуд
впервые пускается в
2.3. Жизненная философия Каупервуда.
Фрэнк Алджернон Каупервуд – образ собирательный, типический. Менкен, прочитавший роман в корректурных гранках, писал Драйзеру: «Вы изобразили, объяснили и описали Каупервуда почти блестяще. Вы создали его настолько реальным, насколько может быть реальным человек. Его окружение, и люди, и обстановка также совершенно правдивы. Никогда еще не была создана лучшая картина тайного политико – финансового сообщества. Она полностью точная и полностью американская [1,c.208].
Совершая свое открытие мира, Френк усваивает обычаи мира финансовых тузов. Его прирожденная способность, его талант вожака, которые в других условиях могли принести пользу обществу, направляется не на созидательную работу, а стремятся к наживе, к обогащению. Драйзер подчеркивает в образе Каупервуда противоречивость: данные ему от природы привлекательные человеческие черты – внешнее обаяние и силу воли, смекалку и наблюдательность – и воспринятые им от общества повадки стяжательства, которые по мере его приобщения к миру бизнеса становятся главным определяющим качеством в его характере. И если Каупервуд делается преступником, то происходит это совсем не потому, что он злодей от рождения, а потому, что преступником его делает само приобщение к миру биржевиков, финансистов.
Нельзя быть финансистом и не быть преступником, финансист по самой природе своей деятельности преступник – эта мысль лежит и в основе развития сюжета романа. Чем выше поднимается Каупервуд в мире финансов, тем больше и полнее усваивает он преступные и антиобщественные секреты своей профессии.