«Трилогия желаний»: блеск и нищета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1910-х годов Драйзер приступает к реализации одного из своих главных творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое он назвал «Трилогия желания». Она состояла из трех романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины Драйзера. Перед нами социально-историческая панорама, произведение о пути Америки, существенные черты которой во многом олицетворял главный герой трилогии. Драйзер стремился реализовать мечту многих писателей США – создать великий американский роман, произведение эпической масштабности, общенациональной значимости. Однако неправомерно видеть в трилогии лишь социальный пафос. Слово «Желание» (Desire), вынесенное в заголовок, многозначно. Трилогия рассказывает о силе человеческих страстей, которые движут людьми.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5

1.1 Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером…..…………………………………………………………..5

1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7

1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9

Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих

страстей, которые движут людьми………………..……………..13

2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13

2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15

2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16

2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18

2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21

2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24

Заключение…………………………………………………………………...28

Библиографический список………...……………………………………….30

Файлы: 1 файл

version 1.2.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      Работая в банкирском доме «Тай и К», Каупервуд  узнает о спекуляциях, в которых замешаны все чиновники города и штата. «В Филадельфии действовала целая шайка: в дело входили мэр города, несколько членов муниципалитета, казначей, начальник полиции, уполномоченный по общественным работам и другие чиновники, - пишет Драйзер, - их девиз был «рука руку моет» [10,c.70] . Вначале такая «деятельность» внушала Каупервуду брезгливое чувство, но многие из них разбогатели на его глазах, и никого это, по-видимому, не тревожило. И Каупервуд через некоторое время сам, сознательно, без всяких угрызений совести идет на участие в подобных аферах, а вместо брезгливого отношения к подобным жульничествам возникает чувство удовлетворения по поводу успешного их проведения. И ведь именно за подобные спекуляции с городскими деньгами попал Каупервуд на скамью подсудимых. Драйзер тонко показывает, как быстро отбрасывает Каупервуд понятия честности и законности, втягиваясь в мир биржевых спекуляций. Каупервуд оказывается способным учеником, он с легкостью преодолевает опасения по поводу нарушения законов и быстро усваивает основные заповеди стяжательства.

      Не  случайно так много места в  книге уделено судебному делу Каупервуда. Он для своих темных махинаций использовал деньги, принадлежавшие городскому муниципалитету. За это мошенничество он попадает на скамью подсудимых, а затем в тюрьму. Мастерство Драйзера – реалиста здесь проявляется особенно ярко. Из всего содержания романа вытекает, что судебное преследование Каупервуда носит скорее случайный, чем закономерный характер. Каупервуда судят лишь потому, что он не угодил более крупным капиталистам – подлинным хозяевам города.

      Драйзер излагает жизненную философию своего героя: «Люди живут убийством, все, без исключения» [12,c.181].

   

2.4. Отношение писателя к своему герою.

      Каупервуд  обрисован Драйзером многосторонне. В его облике выделяются два плана: деловой и личный. Как бизнесмен  он расчетлив и смел, дальновиден  и целеустремлен. В своих махинациях он нередко выходит за рамки закона, как бы подтверждая, что нет предела  жажде обогащения.

      Сильный, уверенный в себе мужчина, герой стремится к самоутверждению, одерживая победы над женщинами. Рано женившись, он оставляет супругу и двух маленьких детей, вступив во второй брак с Эйлин Батлер, дочерью банкира, красивой, уверенной в себе блондинкой. Внешне они образуют удачный союз двух амбициозных и расчетливых личностей.  Но, сохраняя супружеский декорум,  Каупервуд заводит любовниц, снимает квартиры для свиданий, одаривает своих пассий деньгами.  Однако было бы упрощением полагать, что Каупервуд покупает женщин. Герой трилогии, безусловно, обладает мужским магнетизмом, излучает силу и удачливость, что так импонирует женщинам.

      Каково  же отношение Драйзера к своему герою? Некоторое время в нашем литературоведении существовала упрощенная точка зрения, согласно которой романист разоблачает Каупервуда. На самом деле  отношение писателя к герою неоднозначно. Драйзер явно не одобряет жестокости и хищничества Каупервуда, но он видит в нем сильную личность, которая может вызвать уважение.

      Богатство иссушает Каупервуду душу и сердце, он сам ощущает это, и в этом, может быть, Драйзер видит отличие  его от других капиталистов, усматривает  даже в судьбе Каупервуда своего рода американскую трагедию. Само же по себе отношение Драйзера к Каупервуду выявляется в конце романа достаточно однозначно словами, взятыми из четвертого акта «Макбета» Шекспира. Драйзер предрекает гибель своему герою, уподобляя его титану – злодею Макбету [6,с,80].

      Следуя  замыслу «Трилогии желания» и  развивая ее сюжет, Драйзер стремится в «Стоике» подвести итоги жизненного пути Каупервуда. Его герой стареет, и перед ним все тот же вопрос: чего он достиг в жизни? И итог этот оказывается для Каупервуда неутешительным.

      Каупервуд в зените славы, его владения распространяются не только на США, но и на Англию. Но он стареет, сдает здоровье, даже любовь к Беренис не спасает его от мрачных мыслей – чувствуя приближение конца, он пытается окинуть мысленным взором свой путь и приходит к неутешительным для себя выводам. «Каупервуд, – отмечает Драйзер, повествуя о его морском путешествии в Норвегию, – вдруг почувствовал, что эти люди получают от жизни больше, чем он, – столько здесь чистой, безыскусственной красоты, нехитрого уюта, столько простоты и прелести в нравах и обычаях; а у него этого нет, ни у него, ни у тысячи ему подобных, тех, кто посвятил себя погоне за деньгами, ненасытному стяжательству. Вот он уже стареет, и лучшая пора его жизни миновала. А что впереди?  Подземные дороги? Картинные галереи? Скандалы и ехидные заметки в газетах?» [12,c. 287]. Каупервуд утрачивает вкус к получению концессий на строительство подземных дорог, к схваткам с соперничающими с ним финансистами, к постоянному и неуемному деланию денег, ко всему, что составляло суть его деятельности, - словом, утрачивает вкус к жизни, становится в этом смысле стоиком. Он без всякого вдохновения думает о том, что поездка по морю «подходит к концу и теперь каждый час приближает его к тому, что никак нельзя назвать спокойным существованием: если все пойдет по – старому, ему ждать нечего, кроме новых конфликтов, новых совещаний с адвокатами, новых газетных нападок, новых домашних неурядиц» [12,c.287].

      «Образ Каупервуда, особенно в «Стоике», приобретает символический смысл – его судьба олицетворяет путь, пройденный капитализмом, его внутреннее омертвение и неотвратимый конец» [2,c.89]. Ощущение прожитой впустую жизни передают и мысли, вызванные у Каупервуда посещением на кладбище Пер – Лашез могилы Шопена, усыпанной букетами роз и лилий: «Каупервуд подумал, что даже спустя год после его смерти вряд ли его могила будет усыпана цветами» [12,c.289].

      Жизнь Каупервуда, человека сильного и энергичного, растрачена бесцельно. Эта гуманистическая мысль о бесчеловечности всей практики служения капиталу выражена доктором Джемсом, который сказал Каупервуду, что «его грандиозная финансовая деятельность уже сама по себе представляет своего рода болезнь» [9,c.316]. Этой болезнью поражена Америка, к излечению своей родины от тяжелого недуга и звал великий писатель – гуманист.  Этот реалистический символ существенно отличается от символики «Финансиста» и «Титана» - из здорового хищника – тигра или огромного страшного льва, каким он представлялся в «Титане» Эйлин, Каупервуд превращается в пораженного социальным недугом человека. В этом отразилось изменение философии жизни писателя. В «Стоике» получает решение большая философская проблема – преходящий характер власти, силы, могущества, которые дают деньги, капитал.

      Высоты  нового миросозерцания Драйзера, вдохновлявшегося социалистическими идеалами, позволили ему увидеть судьбу Каупервуда, точнее причины поражения Каупервуда, в новом свете. Драйзер по–новому раскрыл прежний замысел. Каупервуд обречен на поражение, но не в силу фатальных позитивистских законов или универсальных качеств человеческой природы, а в силу социальной сущности своей деятельности, убивающей и в нем самом незаурядную личность. «Личность Каупервуда характеризуется весьма определенными чертами: стремлением к богатству, холодной рассудочностью и отсутствием сентиментальности, наклонностью к спекулятивным сделкам. В то же время он финансист крупного масштаба, просвещенный капиталист» [1,c.208].

      Влюбленная  в Каупервуда Беренис говорит: «В Каупервуде – финансисте и стяжателе  – любовь к искусству и красоте  существовала лишь в той мере, в какой она не мешала его стремлению к власти и богатству» [12,c.235]. Сам Каупервуд считает: «Я в жизни руковожусь только эгоистическими соображениями» [11,c.9]. Каупервуд нанял подозрительного молодчика Толлифера и поручил ему заботиться о своей жене Эйлин, чтобы она не мешала Каупервуду спокойно наслаждаться обществом другой женщины: «Ну как это можно назвать, - рассуждает он, - действительно разложение» [12,c.65]. Каупервуд в «Стоике» развенчивается действительно беспощадно.

      В этом отношении особенно интересна сцена смерти Каупервуда. Титан американского финансового мира умер, а он никому не нужен, никого не интересует. Всех занимает лишь вопрос о том, что произойдет с его огромным наследством.

      В собственный дом тело Каупервуда вносят тайком, так как Эйлин, его жена, отреклась от него, узнав о его связи с Беренис. Да и само наследство Каупервуда разбазаривается; собранная им коллекция картин, которую он завещал городу Нью-Йорку, продается с аукциона. От Каупервуда в сущности ничего не остается – это символ, которым вынесен приговор его жизни.

      «Каупервуд  уходит из жизни, не оставив в ней  следа; бесполезно существование человека, чьим девизом было «мои желания прежде всего!» [7,c.69] 

2.5. Тема денег в «Трилогии желания».

      Деньги  для Каупервуда не являются самоцелью. Он не страдает манией накопительства, это не “Гобсек” Бальзака и не “Скупой” Пушкина, его манит не блеск золота, а власть и сила, которые оно дает. «О том, чтобы сколотить капитал бережливостью, Френк и не помышлял. Он чуть не с детства проникся убеждением, что куда приятнее тратить деньги, не считая, и что этой возможности он так или иначе добьется» [10,c.24].

      Основной  девиз Каупервуда – «Мои желания прежде всего» [10,c.149].  И, добиваясь осуществления этого девиза, он убеждается, что «все затруднения разрешает сила – умственная и физическая. Ведь вот промышленные и финансовые магнаты могут же поступать – и поступают – в этой жизни, как им заблагорассудится» [10,c.148]. Ради этой цели он бросается в море финансовых махинаций и сделок, стремится стать финансовым магнатом и становится им.     Превращение Каупервуда в финансиста меняет и его характер, в нем все больше и больше места занимает стремление к накоплению богатств, которое становится, в конце концов, главной его чертой. «Его призванием было «делать деньги» - организовывать предприятия, приносящие крупный доход…», –резюмирует развитие этих сторон в характере Каупервуда Драйзер [10,c.485].

      Писатель  скрупулезно анализирует неуемные страсти своего героя.  «Каупервуд от рождения был прежде всего рассудочным эгоистом», – отмечает Драйзер[10,c.147]. И обогащается он благодаря своей ловкости и изворотливости.  «Каупервуд, конечно, не был наделен из ряда вон выходящим интеллектом. У него был достаточно изощренный ум, с которым – как это часто бывает у людей практического склада – сочеталось неуемное стремление к личному преуспеванию. Этот ум, подобно мощному прожектору, бросал свои пронзительные лучи в темные закоулки жизни, но ему не хватало объективности, чтобы исследовать подлинные глубины мрака» [10,c.485]. Писатель отмечает ограниченность и узость кругозора Каупервуда при кажущемся гигантском размахе его деятельности, поверхностность познания им жизни. В Каупервуде воплощены черты, как говорил впоследствии Драйзер, преступного индивидуализма.

      Каупервуд  наделен всеми  отрицательными качествами американского капиталиста, но не только ими. Каупервуда не интересовали книги, зато, как отмечает Драйзер, «жизнь, картины, деревья, физическая близость любимой женщины властвовали над ним, несмотря на уже захватывавшие его сложные комбинации. Богатой, радостной, полной жизни – вот чего он жаждал всем своим существом»[10,c.68]. В увлечении живописью Драйзер видит проявление природного жизнелюбия Каупервуда, который «горячо любил природу, но сам не зная почему, считал, что лучше всего она познается в истолковании художника, так же как мы через других лучше уясняем себе смысл законов и политических событий» [10,c.72].

      Кажется, что главный герой Трилогии достиг вершин богатства: финансист Каупервуд становится всемогущим титаном, и нет для него иных законов, кроме собственных желаний. Он презирает и с легкостью обходит государственные законы и нормы морали. Сила, ловкость, всемогущество Каупервуда - разве в них не воплощен идеал американского буржуа? Разве не является Каупервуд воплощением безграничных возможностей личной инициативы и предприимчивости, проповедуемых отцами капиталистической Америки? И не потому ли так легко покоряет он женские сердца, что эти женщины видят в нем все тот же американский идеал победителя жизни, кулаками проложившего путь к финансовому Олимпу? Да, Каупервуд для них привлекателен и притягателен своей энергией. Он тот идеал, которого якобы может достичь каждый американец, если верить газетам, речам президентов Америки и президентам банковских, промышленных и торговых компаний. У него есть все, чего недостает подавляющему большинству американцев, - деньги, а вместе с ними власть и слава. Каупервуд – хищник, злодей, не знающий угрызений совести, - не знает и счастья. Этот финансист – сильный человек, ум, ловкость и изобретательность которого не могут не вызвать у автора восхищения, внушает отвращение своими жульничествами и махинациями. В этой сильной, энергичной и незаурядной личности служение бизнесу убило человека, и это волнует писателя-гуманиста. И не поэтому ли титан становится к концу трилогии стоиком?

      Рассказывая о карьере Каупервуда, писатель воспроизводит  достаточно точно определенные существенные черты развития американского капитализма в 50 – 70е годы XIX века. В этот период создаются огромные банковские капиталы, в семидесятых годах начинается их сращивание с промышленным капиталом. Нажив себе состояние с помощью махинаций во время войны Севера и Юга, Каупервуд стремится вложить свой капитал в транспорт. Он пытается овладеть контрольными пакетами акций городских железных дорог в Филадельфии, чтобы сделаться монополистом в городском транспорте, добиться получения максимальных прибылей.

Информация о работе «Трилогия желаний»: блеск и нищета