Типология словообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Опираясь на определение термина словообразование в Большой советской энциклопедии, можно сказать, что в лингвистике оно имеет два определения. С одной стороны, «словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов». С другой стороны, «раздел языкознания, изучающий производные, как в синхронии, так и в диахронии» (БСЭ, 1969-1978).
Исходя из первого значения термина, можно утверждать, что основная функция словообразования - это создание новых слов для пополнения словарного состава языка.

Файлы: 1 файл

антиплагиат.docx

— 65.66 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава I. Типология словообразования

    1. Определение понятия словообразования. Словообразование в английском языке.

 

 

Опираясь на определение термина словообразование в Большой советской энциклопедии, можно сказать, что в лингвистике оно имеет два определения. С одной стороны,  «словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов». С другой стороны, «раздел языкознания, изучающий производные, как в синхронии, так и в диахронии» (БСЭ, 1969-1978).

Исходя из первого значения термина, можно утверждать, что основная функция словообразования - это создание новых слов для пополнения словарного состава языка.

Возникновение новых слов обусловлено (1) появлением новых предметов и явлений в языке, когда требуется выразить  новое  отношение  к уже известным предметам, и (2) потребностью выразить экспрессивно-оценочное отношение к предмету. В словообразовательной системе экспрессивно-оценочные средствами являются -  суффиксы, префиксы, основы, которые выражают оценочное и экспрессивно-эмоциональное значение.

Известно, что «образование новых слов происходит по тем моделям, по тем словообразовательным типам, которые уже установились в языке или вновь возникают в связи с выделением новых основ  и использованием новых аффиксальных элементов, в связи с развитием и усовершенствованием системы словообразования» (под ред. Ю.А Жлуктенко, 1988:5). При это наблюдается стремление дать новым предметам названия, которые обусловлены  и мотивированны предыдущим опытом.

Все существующие в языке слова, образованные по словообразовательным моделям, можно разделить на следующие группы:

    1. Узуальные слова-прочно вошедшие в словарный состав языка и зарегистрированные словарями.
    2. Окказиональные слова – несоответствующие общепринятому утверждению, обычно создаются в потоке речи. Принцип и механизм их создания чрезвычайно сложен и многогранен. Говорящий или пишущий создает окказионализмы по уже существующим моделям, преследуя определённые стилистические цели. Зачастую, эти слова могут быть понятны только в контексте или определенной группе лиц.
    3. Потенциальные слова – слова, создаваемые говорящими по продуктивным моделям с определенной семантической мотивированностью с закономерной  сочетаемостью элементов. Такие слова появляются и исчезают и не всегда регистрируются словарями в связи с многочисленностью. (Жлуктенко 1988:10)

Изучение структуры новообразований дает сказанному веские доказательства. З. А. Харитончик утверждает, что согласно данным приложения новых слов к словарю Уэбстера, среди 6000 новых слов в современном английском языке лишь 7,5% приходится на долю Заимствований, а подавляющее большинство новообразований возникли как результат словообразовательных процессов. Например, pedestrianize 'освободить улицу от транспорта для пешеходов', extralinguistic 'неязыковой', witster 'человек с чувством юмора', to leaflet 'выпускать листовки', pageturner 'захватывающая книга' и многие другие.

В след за Т.В. Максимовойм мы можем говорить, что стремление выразить максимальный объем информации минимальными языковыми средствами приводит к созданию новых компрессивных слов, свойственных многим современным языкам. Например, относительно недавно появившиеся аббревиатуры RINO (A member of the Republican party who is viewed as being too liberal. Also: RINO –a Republican in name only), BAM (A bricks-and-mortar company), NEV (A neighborhood electric vehicle; a small electric car designed to travel at low speeds over short distances)повторяют привычную модель типа FBI и NATO.

Сравнительно новые производные существительны еexaminee, conscriptee, interviewee,trainee, evacuee, employee, insuree и др. созданые по модели: to address — an addressee, to refer — a referee. Сложносокращенное существительное petro-war создано основосложением, т. е. тем же способом, что и ранее существовавшие в языке слова psycho-analyst, psycho-therapy, electro-cardiogram, bio-physics.

“Продуктивность словообразовательных моделей, средств и способов ограничивается рядом экстралингвистических факторов. Под экстралингвистическим факторами понимают, как правильно, общественную необходимость создания новообразований. Например, широкий размах движения за гражданские права и участившиеся студенческие демонстрации протеста в начале 60-х голов вызывали появление таких слов как sit-in, eat-in, drink-in, lie-in, pray-in, read-in, swim-in и т.д.”(Жлуктенко, 1988:12)

Как утверждает Л.Ю. Касьянова: «Новые производные слова отчетливо отражают ход классификационно-познавательное деятельности людей. Являются результатом работы сознания по установлению связей и отношений между предметами и явлениями действительности с помощью языковых средств. Прежде, чем выбрать языковую единицу, предназначенную для обозначения предмета, человеку необходимо осмыслить данный предмет, и сформировать понятие о нем в процессе познавательной деятельности. Понятие формируется на основе суждения о предмете, его предикации и различными способами  представляется в языке». 
Но не стоит забывать и о том, что для появления новых слов в языке необходима не только объективная действительность предмета, требующего номинации, но и наличие в лексической системе средств, которые и смогут реализовать потребность в названии нового слова. Следовательно, мы можем утверждать, что словообразование – один из важнейших механизмов в создании новых слов.

Таким образом, основываясь на утверждениях Жлуктенко, можно утверждать, что «словообразование -  это раздел языкознания, изучающий процессы, способы, типы и правила образования слов, продуктивность, активность и закономерности использования словообразовательных средств и словообразовательных моделей и тесно связанный с другими разделами языкознания – фонетикой, грамматикой, лексикологией и стилистикой. Эта взаимосвязь и взаимозависимость определяются системным характером языка» (Жлуктенко, 1988:9)

    1. Структура английского слова

 

В словообразовании английского языка наиболее важно понятие основы — неизменяющаяся часть слова, которая сохраняет свою форму во всей парадигме. Производящая основа состоит  из одной и более морфем и имеет лексическое и грамматическое значение, что способствует ее избирательности по отношению к аффиксам и другим основам. Обычно, она является свободной или  связанной, но не может быть изолированной, потому что последняя  не продуктивна. Например, к простой основе добавляется  суффикс -er (speaker; player) и -ist (linguist, machinist), но невозможна в комбинации с суффиксами -ous или -1у.

В английском языке по структуре основы принято разделять на простые, производные, сложные и сложнопроизводные. Простая основа, как правило, состоит из одной морфемы, корня, к которому могут присоединяться морфологические флексии (slow - в slowly, dance -  в dancer, etc.). Производная основа, состоящая и корня и аффиксальной морфемы, будет морфологически неоднородна, поскольку она будет являться результатом словообразовательного процесса. Например, основа слова replacement состоит из двух морфем — корневой replace- и аффиксальной -ment; основа глагола activate также производна, так как содержит корневую морфему active- и аффиксальную -ate.В такой основе может быть только одна корневая морфема. Если основа состоит из двух или более корневых морфем- это сложная  основа (snowboard- в snowboardist, vacuum-clean- в vacuum-cleaner, etc.). «Если в основе с двумя корневыми морфемами есть еще и аффикс, то такие слова называются сложнопроизводными. Сложнопроизводные основы представляют собой результат двух ступеней словообразования, когда на первой образуется сложная основа, а на второй она превращается в производную: light + heart; light-heart- +-ed в light-heartedness; colour- + blind; clour-blind-ed в colourblindedness. etc.»(Елисеева В.В. 33:44)

Каждый раздел языкознания имеет свою единицу: единица фонетики-фонема, морфологии-морфема, синтаксиса - словосочетания, лексикологии- слово.  Единица словообразования -это производное слово. Слово является производным, если оно может быть произведено от производящей  основы единицами языкового коллектива. Если же слово появляется в речи как уже готовая единица, то оно не производно (Мешков, 1976:6)

Современный английский язык обладает всего несколькими словоизменительными флексиями: -s – множественное число существительных, -‘s  – притяжательный падеж, -s  – 3-е лицо единственного числа глаголов настоящего времени,  -ed  – прошедшее время глагола. Это также значительно упрощает морфологическую структуру английских слов. Другими словами, в английском языке корень очень часто полностью материально совпадает с основой слова. Важным также является и то, что большое количество английских слов – односложные.

 

 

 

  1. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМАНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

 

В английском языке существует разные способы словообразования. Касательно количества способов словообразования существуют разные мнения. Расхождение во мнениях объясняется тем, что эти способы меняют свою активность в разные периоды времени. Одни становятся более или менее продуктивными, другие же замирают совсем.Тем не менее, по словам В.В. Елисеевой, 6 из них являются постоянными и общепризнанными: «аффиксация (модель «основа + аффикс»), словосложение (модель «основа + основа»), конверсия (модель V> N или N >V), реверсия (модель «основа — квази-аффикс»), словослияние (здесь о модели можно говорить только условно, как о соединении фрагментов основ) и сокращение (о различных моделях этого способа будет говориться ниже). Остальные способы (чередование, например feed от food; удвоение (murmur), а также немоделированные способы — звукоподражание (cuckoo; splash) и рифмованный повтор, как с чередованием, так и без него, например tip-top; hocus-pocus) второстепенны и непродуктивны. Иногда упоминается еще и лексико-семантическое словообразование, но оно скорее относится к изменению значения уже готового. Традиционно выделяются три группы способов словообразования в зависимости от результата — словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат — производное слово), словосложение (результат — сложное слово) и сокращение (результат — сокращение, акроним, а также слово-слиток). В последнюю группу включают обычно и словослияние, поскольку оба способа объединены общим характером основной операционной единицы».

Существует две модели словообразования,  в зависимости от того, какие действия производятся над основой нулевой степени.

    1. Линейная модель – развёртывание исходной единицы, добавление к производящей основе  морфемы либо другой основы. К этой модели относятся: аффиксация, словосложение, удвоение и разные типы повторов.
    2. Нелинейная модель – свертывание исходной единицы. По таким моделям строится конверсия, реверсия и сокращение.

 

АФФИКСАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

 

С уверенностью можно сказать, что самый часто и детально исследуемый способ словообразования – аффиксация. По мнению А.З. Харитончика, это закономерно, потому что в этом способе  семантические изменения, которые происходят с производящей базой, открыто выражено с присоединением к ней формальных показателей-аффиксов.       И, несмотря на многочисленные исследования в этой области, нельзя с уверенностью сказать о том, что исследованы и решены все проблемы аффиксального способа словообразования в английском языке.

Словообразовательная структура слова включает в себя три обязательных элемента: основа, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе.

Лексико-грамматическое  значение регулирует участие основы в словопроизводстве. Например, при суффиксальном словообразовании чаще используются основы существительных и прилагательных, а затем уже глагольные основы, реже  суффиксация применятся с основами числительных и наречий. В префиксальном словообразовании структурная характеристика оказывает влияние  на основу: предельная длина слова, возможность «наращивать» элементы, определяемая законам языка. При этом более простое (по структуре) слово обладает более высокой словообразовательной потенцией.

 Наиболее общим делением  аффиксов является их классификация  по  месту расположения в слове  на препозитивные (префиксы) и постпозитивные (суффиксы). При этом они различаются не только по месту в слове, но и по степени самостоятельности. Суффиксы, оформляющие слово как определенную часть речи, теснее связаны с основой (dangerous, briefly, emancipation, etc.), в то время как префиксы главным образом изменяют семантику слова и более самостоятельны лексически (anti-nuclear, prewar, dishonesty, etc.)

«Префиксы и суффиксы образуют самые различные подгруппы в зависимости от того, какое из всего многообразия свойств, им присущих, избирается в качестве классификационного параметра. Таковым может стать, например их происхождение, на основе которого различаются префиксы и суффиксы исконные (напр., префиксыa-, be-, un-, fore- mis- mid-;суффиксы

-dom, -ed, -er, -ful, -hood, -ness и т.д.) и заимствованные (напр., префиксыde-, en., ex., non., anti-; суффиксы –able, -асу, -al, -an, -ее, -esque, -ic, -ize, -ous и т.д.)» (Харитончик, 1992:145)

В.В. Елисеева считает, что «некоторые суффиксы исторически восходят к корневой морфеме, которая с течением времени утратила самостоятельность и теперь встречается только в производных словах, объединяя их общим дополнительным смыслом. Такова, например, морфема -dom, словоформа древнеанглийского глагола со значением «делать», в современном языке присутствующая только как суффикс со значением «rank, condition, domain» или образующая собирательные существительные (kingdom, earldom, freedom, officialdom, etc.). Продуктивные аффиксы в основном относятся к исконной английской лексике (-fy, -er, -izer), непродуктивные — к заимствованной (-or, -ous), но и те и другие легко взаимодействуют и с исконными, и с заимствованными основами. Например, в anti-missile соединены заимствованные основа и суффикс, в outdazzle оба компонента исконные, в beautiful заимствованная основа сочетается с исконным суффиксом, а в re-read, напротив, заимствованный префикс и исконная основа.

Информация о работе Типология словообразования