Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 05:32, курсовая работа
Опираясь на определение термина словообразование в Большой советской энциклопедии, можно сказать, что в лингвистике оно имеет два определения. С одной стороны, «словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов». С другой стороны, «раздел языкознания, изучающий производные, как в синхронии, так и в диахронии» (БСЭ, 1969-1978).
Исходя из первого значения термина, можно утверждать, что основная функция словообразования - это создание новых слов для пополнения словарного состава языка.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Типология словообразования
Опираясь на определение термина словообразование в Большой советской энциклопедии, можно сказать, что в лингвистике оно имеет два определения. С одной стороны, «словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов». С другой стороны, «раздел языкознания, изучающий производные, как в синхронии, так и в диахронии» (БСЭ, 1969-1978).
Исходя из первого значения термина, можно утверждать, что основная функция словообразования - это создание новых слов для пополнения словарного состава языка.
Возникновение новых слов обусловлено (1) появлением новых предметов и явлений в языке, когда требуется выразить новое отношение к уже известным предметам, и (2) потребностью выразить экспрессивно-оценочное отношение к предмету. В словообразовательной системе экспрессивно-оценочные средствами являются - суффиксы, префиксы, основы, которые выражают оценочное и экспрессивно-эмоциональное значение.
Известно, что «образование новых слов происходит по тем моделям, по тем словообразовательным типам, которые уже установились в языке или вновь возникают в связи с выделением новых основ и использованием новых аффиксальных элементов, в связи с развитием и усовершенствованием системы словообразования» (под ред. Ю.А Жлуктенко, 1988:5). При это наблюдается стремление дать новым предметам названия, которые обусловлены и мотивированны предыдущим опытом.
Все существующие в языке слова, образованные по словообразовательным моделям, можно разделить на следующие группы:
Изучение структуры новообразований дает сказанному веские доказательства. З. А. Харитончик утверждает, что согласно данным приложения новых слов к словарю Уэбстера, среди 6000 новых слов в современном английском языке лишь 7,5% приходится на долю Заимствований, а подавляющее большинство новообразований возникли как результат словообразовательных процессов. Например, pedestrianize 'освободить улицу от транспорта для пешеходов', extralinguistic 'неязыковой', witster 'человек с чувством юмора', to leaflet 'выпускать листовки', pageturner 'захватывающая книга' и многие другие.
В след за Т.В. Максимовойм мы можем говорить, что стремление выразить максимальный объем информации минимальными языковыми средствами приводит к созданию новых компрессивных слов, свойственных многим современным языкам. Например, относительно недавно появившиеся аббревиатуры RINO (A member of the Republican party who is viewed as being too liberal. Also: RINO –a Republican in name only), BAM (A bricks-and-mortar company), NEV (A neighborhood electric vehicle; a small electric car designed to travel at low speeds over short distances)повторяют привычную модель типа FBI и NATO.
Сравнительно новые производные существительны еexaminee, conscriptee, interviewee,trainee, evacuee, employee, insuree и др. созданые по модели: to address — an addressee, to refer — a referee. Сложносокращенное существительное petro-war создано основосложением, т. е. тем же способом, что и ранее существовавшие в языке слова psycho-analyst, psycho-therapy, electro-cardiogram, bio-physics.
“Продуктивность словообразовательных моделей, средств и способов ограничивается рядом экстралингвистических факторов. Под экстралингвистическим факторами понимают, как правильно, общественную необходимость создания новообразований. Например, широкий размах движения за гражданские права и участившиеся студенческие демонстрации протеста в начале 60-х голов вызывали появление таких слов как sit-in, eat-in, drink-in, lie-in, pray-in, read-in, swim-in и т.д.”(Жлуктенко, 1988:12)
Как утверждает Л.Ю. Касьянова:
«Новые производные слова отчетливо отражают
ход классификационно-
Но не стоит забывать и о том, что для появления
новых слов в языке необходима не только
объективная действительность предмета,
требующего номинации, но и наличие в лексической
системе средств, которые и смогут реализовать
потребность в названии нового слова.
Следовательно, мы можем утверждать, что
словообразование – один из важнейших
механизмов в создании новых слов.
Таким образом, основываясь на утверждениях Жлуктенко, можно утверждать, что «словообразование - это раздел языкознания, изучающий процессы, способы, типы и правила образования слов, продуктивность, активность и закономерности использования словообразовательных средств и словообразовательных моделей и тесно связанный с другими разделами языкознания – фонетикой, грамматикой, лексикологией и стилистикой. Эта взаимосвязь и взаимозависимость определяются системным характером языка» (Жлуктенко, 1988:9)
В словообразовании английского языка наиболее важно понятие основы — неизменяющаяся часть слова, которая сохраняет свою форму во всей парадигме. Производящая основа состоит из одной и более морфем и имеет лексическое и грамматическое значение, что способствует ее избирательности по отношению к аффиксам и другим основам. Обычно, она является свободной или связанной, но не может быть изолированной, потому что последняя не продуктивна. Например, к простой основе добавляется суффикс -er (speaker; player) и -ist (linguist, machinist), но невозможна в комбинации с суффиксами -ous или -1у.
В английском языке по структуре основы принято разделять на простые, производные, сложные и сложнопроизводные. Простая основа, как правило, состоит из одной морфемы, корня, к которому могут присоединяться морфологические флексии (slow - в slowly, dance - в dancer, etc.). Производная основа, состоящая и корня и аффиксальной морфемы, будет морфологически неоднородна, поскольку она будет являться результатом словообразовательного процесса. Например, основа слова replacement состоит из двух морфем — корневой replace- и аффиксальной -ment; основа глагола activate также производна, так как содержит корневую морфему active- и аффиксальную -ate.В такой основе может быть только одна корневая морфема. Если основа состоит из двух или более корневых морфем- это сложная основа (snowboard- в snowboardist, vacuum-clean- в vacuum-cleaner, etc.). «Если в основе с двумя корневыми морфемами есть еще и аффикс, то такие слова называются сложнопроизводными. Сложнопроизводные основы представляют собой результат двух ступеней словообразования, когда на первой образуется сложная основа, а на второй она превращается в производную: light + heart; light-heart- +-ed в light-heartedness; colour- + blind; clour-blind-ed в colourblindedness. etc.»(Елисеева В.В. 33:44)
Каждый раздел языкознания имеет свою единицу: единица фонетики-фонема, морфологии-морфема, синтаксиса - словосочетания, лексикологии- слово. Единица словообразования -это производное слово. Слово является производным, если оно может быть произведено от производящей основы единицами языкового коллектива. Если же слово появляется в речи как уже готовая единица, то оно не производно (Мешков, 1976:6)
Современный английский язык обладает всего несколькими словоизменительными флексиями: -s – множественное число существительных, -‘s – притяжательный падеж, -s – 3-е лицо единственного числа глаголов настоящего времени, -ed – прошедшее время глагола. Это также значительно упрощает морфологическую структуру английских слов. Другими словами, в английском языке корень очень часто полностью материально совпадает с основой слова. Важным также является и то, что большое количество английских слов – односложные.
В английском языке существует разные способы словообразования. Касательно количества способов словообразования существуют разные мнения. Расхождение во мнениях объясняется тем, что эти способы меняют свою активность в разные периоды времени. Одни становятся более или менее продуктивными, другие же замирают совсем.Тем не менее, по словам В.В. Елисеевой, 6 из них являются постоянными и общепризнанными: «аффиксация (модель «основа + аффикс»), словосложение (модель «основа + основа»), конверсия (модель V> N или N >V), реверсия (модель «основа — квази-аффикс»), словослияние (здесь о модели можно говорить только условно, как о соединении фрагментов основ) и сокращение (о различных моделях этого способа будет говориться ниже). Остальные способы (чередование, например feed от food; удвоение (murmur), а также немоделированные способы — звукоподражание (cuckoo; splash) и рифмованный повтор, как с чередованием, так и без него, например tip-top; hocus-pocus) второстепенны и непродуктивны. Иногда упоминается еще и лексико-семантическое словообразование, но оно скорее относится к изменению значения уже готового. Традиционно выделяются три группы способов словообразования в зависимости от результата — словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат — производное слово), словосложение (результат — сложное слово) и сокращение (результат — сокращение, акроним, а также слово-слиток). В последнюю группу включают обычно и словослияние, поскольку оба способа объединены общим характером основной операционной единицы».
Существует две модели словообразования, в зависимости от того, какие действия производятся над основой нулевой степени.
АФФИКСАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
С уверенностью можно сказать, что самый часто и детально исследуемый способ словообразования – аффиксация. По мнению А.З. Харитончика, это закономерно, потому что в этом способе семантические изменения, которые происходят с производящей базой, открыто выражено с присоединением к ней формальных показателей-аффиксов. И, несмотря на многочисленные исследования в этой области, нельзя с уверенностью сказать о том, что исследованы и решены все проблемы аффиксального способа словообразования в английском языке.
Словообразовательная структура слова включает в себя три обязательных элемента: основа, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе.
Лексико-грамматическое значение регулирует участие основы в словопроизводстве. Например, при суффиксальном словообразовании чаще используются основы существительных и прилагательных, а затем уже глагольные основы, реже суффиксация применятся с основами числительных и наречий. В префиксальном словообразовании структурная характеристика оказывает влияние на основу: предельная длина слова, возможность «наращивать» элементы, определяемая законам языка. При этом более простое (по структуре) слово обладает более высокой словообразовательной потенцией.
Наиболее общим делением
аффиксов является их
«Префиксы и суффиксы образуют самые различные подгруппы в зависимости от того, какое из всего многообразия свойств, им присущих, избирается в качестве классификационного параметра. Таковым может стать, например их происхождение, на основе которого различаются префиксы и суффиксы исконные (напр., префиксыa-, be-, un-, fore- mis- mid-;суффиксы
-dom, -ed, -er, -ful, -hood, -ness и т.д.) и заимствованные (напр., префиксыde-, en., ex., non., anti-; суффиксы –able, -асу, -al, -an, -ее, -esque, -ic, -ize, -ous и т.д.)» (Харитончик, 1992:145)
В.В. Елисеева считает, что «некоторые суффиксы исторически восходят к корневой морфеме, которая с течением времени утратила самостоятельность и теперь встречается только в производных словах, объединяя их общим дополнительным смыслом. Такова, например, морфема -dom, словоформа древнеанглийского глагола со значением «делать», в современном языке присутствующая только как суффикс со значением «rank, condition, domain» или образующая собирательные существительные (kingdom, earldom, freedom, officialdom, etc.). Продуктивные аффиксы в основном относятся к исконной английской лексике (-fy, -er, -izer), непродуктивные — к заимствованной (-or, -ous), но и те и другие легко взаимодействуют и с исконными, и с заимствованными основами. Например, в anti-missile соединены заимствованные основа и суффикс, в outdazzle оба компонента исконные, в beautiful заимствованная основа сочетается с исконным суффиксом, а в re-read, напротив, заимствованный префикс и исконная основа.